В чем трудности взаимодействия НКО с органами власти?
· Неконтролируемость НКО смущает госслужащих.
· Чиновники консервативны.
· Затянутость процессов принятия решений (много времени уходит на согласование вопросов).
· Несогласованность позиций различных ведомств (особенно, когда дело касается деятельности НКО в смежных областях — социальная защита и образование, социальная защита и здравоохранение и т.д.)
· Недостаток профессионализма НКО в работе с администрацией (часто НКО жалуются, что местные власти их не понимают, денег не дают и не пускают дальше секретарши. А все почему? Потому что по старинке приходят просить, а не предлагать).
· Отсутствие инициативы со стороны НКО, зачастую — неготовность объединяться для выполнения общей задачи.
· Отсутствие работающего органа, стоящего на границе власти и НКО (общественный совет и т.д.).
· Недоверие к государственным служащим со стороны НКО, заранее агрессивный настрой со стороны НКО.
Пути решения проблем
· Законотворческая деятельность и лоббирование — активное участие НКО в совершенствовании законодательства, в т.ч. и местного, в формировании государственной социальной политики, внедрении системы социального заказа.
· Инвестиционные проекты — совместное участие в разработке и сопровождении проектов.
· Обмен информацией — местная власть должна знать, что чем живут общественные организации, каковы реальные результаты их деятельности, какие задачи им удается решить и что нужно, чтобы их деятельность стала более эффективной .
· Обучение — взаимный процесс, когда обе стороны учатся говорить на одном языке, общее понимание целей и способов их достижения, взаимопроникновение лучших практик.
· Участие в совместных мероприятиях, готовность вкладывать в общую деятельность имеющиеся общественные ресурсы (идеи, люди, технологии).
Специалисты по фандрайзингу рекомендуют общественным объединениям соблюдать правило «7 способов активного бытия».
Обращаясь за помощью к власти, будьте:
· предусмотрительны — не делайте ставку только на власть;
· конкретны — деньги на «проблему вообще» уже никто не дает;
· прозрачны — чиновник должен понимать, как работают бюджетные деньги;
· ответственны — выполняйте обещания и не обещайте того, чего не можете сделать
· рациональны — выясните, какими реальными возможностями администрация обладает, и просите реальную сумму
· оперативны — подавайте заявку вовремя, лучше всего осенью, когда формируется бюджет
· реалистичны — не ждите слишком многого и не просите слишком мало, иначе вам придется выполнять обязательства в ущерб себе.
Необходимо отметить, что федеральные, региональные и местные конкурсы проектов в рамках реализации Стратегии государственной молодежной политики — не единственный источник бюджетной поддержки для молодежной общественной организации. Наряду и вместе с другими НКО можно участвовать в других конкурсах, претендовать на целевое финансирование, если таковое предусмотрено региональным бюджетом для поддержки общественных организаций, ориентируясь на предъявляемые требования. В зависимости от региона условия получения бюджетного финансирования и его объемы могут существенно отличаться, однако принцип «Кто ищет, тот всегда найдет» работает исправно.
Информацию о возможностях получения финансовой поддержки из бюджета можно получить в службах общественных связей исполнительных и законодательных органов власти, на официальных сайтах, а также из официальных СМИ.
Так, в частности, в Москве принята Концепция развития взаимодействия органов исполнительной власти города Москва с общественными и иными некоммерческими организациями 2006-2010 гг., есть подобные программы в других регионах.
Что касается федерального бюджета, то с 2006 года проводится Конкурс по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям для реализации социально значимых проектов в соответствии с распоряжением Президента РФ « Об обеспечении государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества». Информацию о нем можно найти в Общественной палате РФ.
В большинстве своем финансирование деятельности НКО из бюджета «за рамками грантовых/проектных конкурсов» сводится к прямым договорам поставки товаров и услуг, четко регламентированным действующим законодательством. Модель государственного социального заказа пока остается виртуальной, поскольку возникает слишком много вопрос о стандартизации социальных услуг, предоставляемых НКО. Однако получить бюджетные средства законным способом НКО могут, лишь досконально изучив практику подобного финансирования в своем конкретном регионе. Общих рекомендаций нет, поскольку специфика региона определяет механизмы бюджетной поддержки НКО.
ТЕМА 5