Финансового, управленческого и налогового учета
В отношении этих интересов задача бухгалтерского учета ограничивается лишь подготовкой данных о деятельности организации, на основе которых и из которых возможно сформировать показатели, необходимые для осуществления налогообложения.
Согласно налоговому законодательству налогоплателыцика - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.
Налоговый учет имеет целью формирование полной и достоверной информация о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т. е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
2.2. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ БУХГAЛТЕРCKOЙ ИНФОРМАЦИИ
Бухгалтерский учет на современном этапе - это финансовый центр управленческой информационной системы, позволяющий как администрации, так и внешним пользователям иметь полную картину хозяйственной деятельности предприятия.
На современном этапе совершенствования управления, к бухгалтерской информации предъявляются повышенные требования: она должна быть высокого качества, эффективной, удовлетворять потребностям собственника, иностранного партнера, участвующего в создании и функционировании совместного предприятия. Для пользователей особенно важна качественная и полезная бухгалтерская информация.
Бухгалтерский учет и бухгалтерская информация используются гораздо шире, чем это принято считать. Пользователи бухгалтерской информации разделяются на три группы:
* лица, управляющие предприятием;
* лица, находящиеся вне предприятия, но имеющие прямые финансовые интересы в нем;
* лица, группы или агентства, проявляющие непрямой финансовый интерес к предприятию.
Внутренними пользователями бухгалтерской информации являются учредители (собственники), руководители организации, отдельные структурные подразделения, специалисты.
Внешними пользователями бухгалтерской информации являются налоговые органы, территориальные органы государственной статистики, инвесторы, заимодавцы, поставщики, покупатели, общественность. Для государственных и муниципальных предприятий внешними пользователями являются органы, уполномоченные управлять государственным имуществом.
Бухгалтерской информацией пользуются прежде всего собственники (учредители) имущества организации, налоговые и финансовые органы, банки, аудиторские фирмы, консультанты. При защите интересов организации в конфликтных ситуациях к данным учета и отчетности обращаются юристы.
Информация, формируемая в бухгалтерском учете и представляемая в бухгалтерской отчетности, должна быть по всей сути и содержанию полезна самому широкому кругу заинтересованных пользователей. Поэтому раскрытие информации в бухгалтерской отчетности зависит еще и от того, кто будет ее использовать.
Собственников, совладельцев и первых руководителей организации больше всего интересует прибыльность и ликвидность организации (соотношение платежных средств и обязательств). Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции и т.п.
Именно поэтому информация, раскрываемая в финансовой (бухгалтерской) отчетности, должна быть достаточно легкой для интерпретации.
Концепцией бухгалтерского учета определены семь групп заинтересованных пользователей бухгалтерской информации:
* инвесторы и их представители;
* работники и представляющие их лица;
* заимодавцы;
* поставщики и подрядчики;
* покупатели и эаказчики;
* органы власти;
* общественность.
Инвесторы и их представители заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, на основе которой можно распоряжаться инвестициями; о способности организации выплачивать дивиденды.
Работники и их представители (профсоюзы и др.) заинтересованы в информации о способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест.
Заимодавцу заинтересованны в получения сведений, позволяющих определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены соответствующие проценты.
Поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы.
Покупатели и заказчики заинтересованы в информации о намерении организация продолжать свою деятельность.
Органы власти заинтересованы в информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов; регулированию хозяйственной деятельности; разработке и реализации общегосударственной политики; ведению статистического наблюдения.
Общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.
Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, удовлетворяет потребностям, которые являются общими для всех пользователей.
В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству организации для принятия управленческих решений.
Руководство организации заинтересовано в информации, представляемой внешним пользователям и в разнообразной дополнительной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля. Информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении. Такая информация должна быть понятна, уместна, надежна и сопоставима.
Учитывая интересы всех заинтересованных пользователей, в основе формирования бухгалтерской информации должно лежать профессиональное суждение бухгалтера в области формирования финансовой информации.
3. 3. ОБЪЕМ И ГРАНИЦЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ,
СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ
Данные бухгалтерского учета и связанная с ними информация могут представлять интерес, как для легальных, так и нелегальных ее пользователей.
Коммерческая тайна - это конфиденциальная информация, которая позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить свои доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
К коммерческой тайне относятся сведения о:
* структуре производства, производственных мощностях, типах и размещении оборудования, запасах товарно - материальвых ценностей (ТМЦ);
* применяемых оригинальных методах управления организацией;
* подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства по коммерческим, производственным, научно-техническим и другим вопросам;
* планах расширения или свертывания производства; планах инвестиций, закупок, продаж;
* результатах совещаний руководства;
* состоянии расчетов и финансовом состоянии организации;
* оригинальных методах и результатах маркетинговых исследований;
* контрагентах и конкурентах, не содержащиеся в общедоступных источниках;
* подготовке, ходе и результатах переговоров с партнерами;
* данных, конфиденциальность которых определена в договорах;
* технической документации и технологических условиях к разрабатываемым проектам;
* коммерческой тайне организаций-партнеров, предоставленной на доверительной основе или в ходе совместных проектов;
* личности и имуществе, предоставленных страховщику;
* тайне банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте;
* содержании регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности;
* налоговой тайне.
Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «Окоммерческой тайне», который вступил в силу 15 августа 2004 г., установлены единые требования к защите такой информации. Перечень мероприятий по охране коммерческой тайны приведен в ст. 10 Закона. Так, для охраны конфиденциальности информации организации необходимо:
- определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
- ограничить доступ к такой информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
- организовать учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
- урегулировать отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, с работниками на основании трудовых договоров и с контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
- нанести на документы, содержащие коммерческую тайну, гриф «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информация (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место его жительства).
Установив в организации режим коммерческой тайны, необходимо оформить соответствующие документы. Для охраны конфиденциальности информации работодатель обязан в соответствии со ст. 11 Закона:
- ознакомить под расписку работника, допущенного коммерческой тайне, с перечнем конфиденциальной информации;
- ознакомить под расписку работника с установленным в организации режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
- создать работнику необходимые условия для соблюдения режима коммерческой тайны.
Минимум условий соблюдения режима коммерческой тайны - это наличие в штате организации работника, который хранит носители конфиденциальной информации и выдает ее на время пользования; отдельная комната, в которой работник может без доступа посторонних лиц работать с этой информацией; наличие в кабинете работника сейфа, где хранятся носители информации в те промежутки рабочего времени, когда информация не используется; ежедневная сдача по окончании рабочего дня в место хранения информационных носителей и т.д.
Трудовой договор с работниками, которые по долгу службы имеют доступ к служебной или коммерческой тайне организации, может содержать в разделе «Обязанности работника» требование о неразглашении этих сведений. Также может быть составлен отдельный документ - «Обязательство о неразглашении коммерческой тайны», в котором указываются положения по обеспечению коммерческой тайны предприятия и определяются виды ответственности за нарушение работником этих положений (образец 1).
Образец I. ОБЯЗАТЕЛЬСТВО о неразглашении коммерческой тайны ДД.ММ.ГГ. Я,___________________________ в качестве работника __________ в период трудовых (служебных) отношений с предприятием (его правопреемником) и в течение __________________________________ после их окончания обязуюсь: - не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, которые будут мне доверены или станут известны по работе (службе); - не передавать третьим лицам и не раскрывать публично сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, без согласия предприятия; - выполнять относящиеся ко мне требования приказов и инструкций по обесаечсняю сохранности коммерческой тайны предприятия; - в случае попытки посторонних яиц получить от меня сведения о коммерческой тайне предприятия немедленно сообщить об этом __________________________________________________________________ - охранять коммерческую тайну тех предприятий, с которыми имеются деловые отношения предприятия; - испольаовать знание коммерческой тайны предприятия для занятий любой деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб предприятию; - в случае моего увольнения все носители коммерческой тайны предприятия (рукописи, чертежи, дискеты, распечатки на принтерах, кино-, фото-, аудио-, видеоматериалы, модели и пр.), которые находились в моем распоряжении в связи с выполнением мною служебных обязанностей во время работы на предприятии, передать __________________; — об утрате или недостаче носителей коммерческой таииы, удостоверений, пропусков, ключей от хранилищ, личных печатей и о других фактах, которые могут привести к разглашению коммерческой тайны предприятия, а также о причинах и условиях возможной утечки сведений, немедленно сообщать__________. До моего сведения доведены с разъяснениями соответствующие положения по обеспечению сохранности коммерческой тайиы предприятия. Мне известно, чти нарушение этих положений может повлечь уголовную, административную, гражданско-правовую или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ в виде лишения свободы, денежного штрафа, обязанности по возмещению ущерба предприятию (убытков, упущенной выгоды и морального ущерба) и других наказаний. Должность Подпись И.О. Фамилия |
Разглашение коммерческой тайны влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Работник за разглашение конфиденциальной информации (при отсутствии в действиях такого работника состава преступления) несет дисциплинарную ответственность. Кроме того, в соответствии со ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) с сотрудника может быть взыскан прямой действительный ущерб, например стоимость носителя информации, что, конечно же, не компенсирует убытки предприятия.
Согласно п.2 ст. 139 ГК РФ лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы (реальный ущерб), а также неполученные доходы (упущенная выгода). В случае если лицо, нарушившее право другого лица, получило вследствие этого доходы, то потерпевшая сторона вправе требовать возмещения наряду с реальным ущербом и упущенной выгодой в размере не меньшем, чем полученные незаконным способом доходы. Однако, требуя возмещения реального ущерба и упущенной выгоды, потерпевшая сторона обязана доказать размер ущерба (ст.393 ГК РФ).
Доказать величину убытков достаточно сложно. И стоимость самой утраченной конфиденциальной информации, и размер упущенной выгоды являются величиной достаточно условной. Кроме того, рассматривая претензии организаций к работникам, суды часто встают на сторону персонала. В отношениях с партнерами более надежным способом зашиты своих интересов является установление ответственности в заключаемых договорах в виде фиксированной суммы. В этом случае фирме не придется в суде доказывать размер убытка.
Кроме того, возможно и уголовное преследование лиц, разгласивших конфиденциальную информацию. Однако следует помнить, что взысканные штрафы будут направлены в бюджет, а пострадавшая организация может рассчитывать только на моральное удовлетворение.
Уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, предусмотрена ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), согласно которой:
• сбор сведений путем хищения, подкупа или угроз предусматривает штраф в размере от 100-200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или лишение свободы сроком до 2 лет;
• незаконное разглашение сведений предполагает штраф 200-500 МРОТ либо лишение свободы сроком до 3 лет со штрафом в размере до 50 МРОТ.
Руководитель и главный бухгалтер организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию в органы государственной власти даже в том случае, если она относится к коммерческой тайне.
Административная ответственность за непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля над выполнением коллективных договоров, соглашений, предусматривает штраф в размере 10-30 МРОТ.
Контрольные вопросы
I. Какова роль бухгалтерской информации в системе управления организацией?
2. Какие группы пользователей бухгалтерской информации вы знаете? Какие из них являются основными?
3. Перечислите качественные и количественные характеристики бухгалтерской информации.
4. В чем заключаются принципиальные отличия финансового, управленческого и налогового учета?
5. Какими характеристиками должна обладать полезная бухгалтерская информация?
6. Какие сведения относятся к коммерческой тайне?
7. В каких случаях сведения о финансовом состоянии предприятия перестают носить конфиденциальный характер?