Механизм функционирования системы оздоровления проблемных предприятий
На современном этапе структурной перестройки экономики субъектов РФ происходит смена элементов технологического базиса, что является очень дорогостоящим процессом и требует не только значительных капитальных и финансовых вложений, но и государственного регулирования.
Приоритетным принципом функционирования системы финансового оздоровления является поддержание конкурентоспособных производств и вывод с рынка невостребованных предприятий, производящих неконкурентоспособную продукцию (работы, услуги).
Обобщенно схема работы с кризисными предприятиями представлена на рисунке 11.3.1.
Рис. 11.3.1. Обобщенная схема работы с кризисными предприятиями |
Для эффективности функционирования системы финансового оздоровления необходима консолидация информационных потоков и создание банков данных, обеспечивающих взаимодействие и обмен информацией между государственными органами и предприятиями, управляющими компаниями и антикризисными управляющими, аудиторскими, консалтинговыми компаниями, экспертами, оценщиками, инвесторами, предприятиями-объектами оздоровления.
Все это представляется целесообразным объединить при администрациях субъектов РФ посредством создания Центров промышленно-экономического мониторинга (ЦПЭМ).
В рамках ЦПЭМ могут быть обеспечены формирование и систематическая поддержка широкого спектра банков данных по предприятиям:
бухгалтерской и статистической отчетности;
финансово-экономической аналитики их бизнеса;
состава имущественных комплексов;
характеристики инвестиционной привлекательности и рыночного позиционирования;
состояния расчетов с фискальной системой;
кадрового потенциала;
состояния технико-технологического уровня производства и других.
В целях улучшения взаимодействия между государственными органами, объединения их усилий и качества работы при реализации внесудебных процедур оздоровления и мониторинга проблемных предприятий представляется целесообразным создание при администрациях субъектов РФ Межведомственных экспертных советов по финансовому оздоровлению и поддержке предприятий (МЭС ФО).
Решения, принимаемые в рамках деятельности МЭС, могут быть различны, в т. ч.:
о поддержке деятельности предприятий или выводе с рынка как неконкурентоспособных и невостребованных на рынке;
о разработке планов финансового оздоровления и применении реабилитационных процедур;
о выработке рекомендаций по совершенствованию внутренней хозяйственной деятельности предприятия без применения внесудебных процедур финансового оздоровления;
о реструктуризации предприятия;
о передаче материалов в уполномоченные органы для возбуждения дела о банкротстве;
о содействии в продаже объектов НЗП и иного имущества;
о содействии в передаче объектов соцкультбыта;
о привлечении инвестора;
о предоставлении государственной финансовой помощи для реализации оздоровительных мероприятий;
о предоставлении кредитной линии под гарантии субъекта РФ и т. д.
При этом показателями, характеризующими позитивность производимых изменений, восстановление и развитие предприятий, являются:
рост собственного оборотного капитала;
сокращение сроков расчета как за полученные, так и за поставленные товары (оборачиваемость расчетов);
снижение долгового бремени;
рост выручки, в т. ч. ее денежной составляющей;
рост производительности труда и численности работающих;
отвлечение средств на развитие производства, модернизацию оборудования, технологических процессов;
увеличение средней заработной платы работающих (в том числе по отношению к выработке);
снижение и ликвидация задолженности по оплате труда;
разработка и выпуск новых изделий и др.
Система внесудебного оздоровления промышленных предприятий должна иметь формализованный и отлаженный механизм функционирования, в рамках которого могут быть взяты под контроль предприятия как отдельных отраслей промышленности, находящиеся в наиболее кризисном состоянии и требующие комплексного оздоровления, вне зависимости от масштаба производства – объекты ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой, электронной промышленности и др., так и отдельных регионов – например, лесопромышленный комплекс Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сельское хозяйство Калининградской области, промышленное производство Санкт-Петербурга, рыбное хозяйство Мурманской области и т. д.
Достижение целей системы финансового оздоровления может быть обеспечено посредством реализации действенных механизмов работы с кризисными предприятиями, направленных: с одной стороны – на аккумулирование потенциала, внутренних ресурсов и резервов самих предприятий, оптимизация бизнес-процессов; с другой – на развитие системы государственного регулирования и поддержки процессов финансового оздоровления.
Оба эти направления, как правило, совмещаются на этапе разработки и реализации планов финансового оздоровления.
План финансового оздоровления (ПФО) – это комплексный план мероприятий по внесудебному оздоровлению кризисного предприятия в течение определенного периода времени, подготовленный предприятием, управляющей/консалтинговой компанией или специальной экспертной группой при возможном участии учредителей/собственников должника, который утверждается уполномоченным органом по внесудебному финансовому оздоровлению и предусматривает способы трансформации (преобразования) и поддержки бизнеса кризисного предприятия в целях его развития, достижения стабильного конкурентного положения на рынке и уровня финансовой устойчивости и обеспеченности средствами в объемах, достаточных для ведения эффективной хозяйственной деятельности и полного удовлетворения требований кредиторов, при необходимости, в соответствии с установленным графиком погашения задолженности.
Успешность реализации ПФО определяется следующими основными параметрами:
1. Положительный финансовый результат (прибыль) от основной производственной и прочих видов деятельности предприятия.
2. Превышение доходов над расходами (избыток средств – положительный денежный поток) по результатам реализации мероприятий, предусмотренных ПФО.
3. Восстановление платежеспособности и финансовой устойчивости.
4. Погашение задолженности перед всеми кредиторами и способность расплатиться по денежным обязательствам и обязательным платежам в полном объеме.
5. Возврат сумм привлеченных инвестиций и процентов по ним.
6. Эффективность хозяйственной деятельности – достаточная обеспеченность оборотными средствами, ускорение оборачиваемости средств, усиление договорной дисциплины, обеспеченность портфеля заказов, поиск новых ниш, развитие инноваций и т. д.
7. Рост конкурентных преимуществ предприятия, уровня конкурентоспособности продукции, востребованности и позиционирования на рынке.
8. Экономический и социальный эффект. Это рост объемов производства (валового продукта), рост и стабильность поступлений в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, рост и стабилизация численности занятых на производстве, подготовка и переподготовка кадров.
Объективная потребность приведения структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, обуславливает формирование следующих основных направлений работы с кризисными предприятиями в рамках реализации указанных механизмов финансового оздоровления, представленных на рисунке 11.3.2.
Рисунок 11.3.2. Направления работы по финансовому оздоровлению кризисных предприятий |
Направленность антикризисного регулирования на поиск и мобилизацию внутренних резервов позволяет не только выявить потенциал предприятия, но и достичь эффекта реабилитации бизнеса, минимизируя затраты и риск обременения кризисного предприятия новыми долговыми обязательствами в виде инвестиционных вложений.
Основные требования к стратегиям мобилизации внутренних резервов предприятий заключаются в том, что они должны (Рис.11.3.3.):
- способствовать переходу от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов;
- обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов и, на данной основе, устойчивое положение на рынке.
Рисунок 11.3.3 Основные направления оздоровления предприятий с задействованием их внутренних резервов |