Система рефинансирования коммерческих банков.
Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Банки ежемесячно должны составлять отчеты о соблюдении установленных нормативов. Обязательно 1 раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчеты должен проверять внешний аудитор.
По результатам своей работы российские коммерческие банки отчитываются перед государственными органами, представляя следующие основные формы отчетности.
Годовой отчет банка представляется в ЦБ РФ. Основное содержание годового отчета банка составляют: годовой баланс банка, отчет о финансовых результатах деятельности банка, структура доходов и расходов, порядок распределения прибыли, основные показатели ликвидности, размер собственного капитала банка, данные о кредитной, ресурсной политике банка, внешнеэкономической деятельности, операциях с ценными бумагами, крупнейших инвестициях.
Общая финансовая отчетность также представляется в ЦБ РФ. Финансовая отчетность включает:
- предварительный и окончательный балансовый отчет,
- отчет о прибылях и убытках;
- анализ отдельных счетов;
- анализ кредитного портфеля;
- информацию о резервах на возможные потери по ссудам;
- информацию о наращенных процентах;
- анализ активов и пассивов по срокам востребования и погашения;
- данные об основных средствах и нематериальных активах;
- данные о движении собственных средств;
- анализ валютной позиции;
- сведения о работниках банка.
Кроме финансовой отчетности ежемесячно рассчитываются и представляются в Банк России экономические нормативы деятельности банка.
Данные, характеризующие кредитный портфель банка, представляются ежеквартально в ЦБ РФ.
Отчет о результатах расходования предприятиями, учреждениями, организациями средств на потребление ежеквартально направляется в Управление денежного обращения ЦБ РФ.
Отчет о кассовых оборотах составляется ежемесячно и каждые 5 дней представляется в РКЦ ЦБ РФ. Он содержит статьи прихода и расхода средств из касс банка, балансовую строку и контрольный арифметический итог.
Требования к составу и содержанию отчетности российских банков изложены в Инструкции ЦБ РФ № 17 (Временная инструкция о составлении финансовой отчетности) и других инструктивных материалах ЦБР.
В Инструкции № 34 дается подробное описание механизма проверки банка уполномоченной рабочей группой ЦБ РФ, которая, в частности, имеет право на получение всей информации без ограничений, относящейся к деятельности кредитной организации. Предусмотрен и запрос информации у акционеров и клиентов (с их согласия) для установления фактических обязательств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в документах, полученных от проверяемой кредитной организации и ее филиалов.
Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его активов, глубокий анализ которых и выявление не возвращаемых или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены лишь во время инспектирования на месте.
От качества активов в существенной степени зависит доход банка, поэтому сомнительные или безнадежные кредиты означают для него прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие подобных ссуд. При занижении суммы резервных отчислений оказывается завышенной стоимость активов банка, что искажает показатель достаточности капитала.
При оценке величины созданных банком резервов центральный банк проверяет резервную политику банка, его методы и систему наблюдения за кредитным риском и взыскания долгов, структуру задолженности, а также практику получения залога.
Величина капитала банка, качество его активов непосредственно связаны с доходностью или (прибыльностью) банка.
На основе оценок различных аспектов, определяющих финансовые позиции банка, формулируется общее заключение об его финансовом положении, даются рекомендации о необходимости принятия соответствующих мер.
Рефинансирование центральным банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, – важное направление деятельности центрального банка. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.
Первоначально политика рефинансирования использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все чаще стало использоваться как инструмент финансовой помощи коммерческим банкам. Ссуды центрального банка являются источником временных ресурсов, необходимых для пополнения истощенных резервов. Возможность получения кредитов и их размер зависят от ряда факторов, и, прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:
- формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
- методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
- сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. и краткосрочные – на 1 день или несколько дней);
- целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).
Учетные (дисконтные) кредиты – ссуды, предоставляемые Центральным Банком коммерческим банкам под учет векселей. Центральный банк предъявляет к представляемым к учету векселям определенные требования, касающиеся их видов, сроков действия, наличия и характера поручительства и т.д.
Общая сумма ссуд ЦБ РФ, выделяемая под учет векселей, лимитируется, что является инструментом его воздействия на состояние денежно-кредитного обращения.
Ломбардные кредиты, предоставляемые ЦБ РФ коммерческим банкам, – это процентные ссуды под залог ценных бумаг. В качестве залога ломбардных кредитов обычно используются те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в центральном банке.
Залог является обеспечением возвратности ссуд центрального банка. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные в центральном банке ценные бумаги. Если кредит не погашается в срок, право собственности переходит к центральному банку. После реализации ценных бумаг из выручки удерживается сумма основного долга в совокупности с начисленными процентами.
Сроки предоставления ломбардных кредитов могут колебаться от 1 дня до 4 мес. (по договоренности этот срок может быть продлен).
Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования составляют краткосрочные (корректирующие) кредиты, предоставляемые Центральным Банком банковским институтам при отсутствии возможностей у последних изыскания финансовых средств из других источников.
Кредитные ресурсы чаще всего предоставляются через кредитные аукционы или как прямые кредиты, которые выдаются банковским институтам по мере получения от них заявок на кредитные ресурсы.
Выводы:
По результатам своей работы российские коммерческие банки отчитываются перед государственными органами, представляя основные формы отчетности.
Годовой отчет банка представляется в ЦБ РФ. Основное содержание годового отчета банка составляют: годовой баланс банка, отчет о финансовых результатах деятельности банка, структура доходов и расходов, порядок распределения прибыли, основные показатели ликвидности, размер собственного капитала банка, данные о кредитной, ресурсной политике банка, внешнеэкономической деятельности, операциях с ценными бумагами, крупнейших инвестициях.
Также представляется в ЦБ РФ общая финансовая отчетность, которая включает: балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, анализ отдельных счетов, анализ кредитного портфеля, информацию о резервах на возможные потери по ссудам, наращенных процентах, анализ активов и пассивов по срокам востребования и погашения, данные об основных средствах и нематериальных активах, движении собственных средств, анализ валютной позиции, сведения о работниках банка. Обязательно 1 раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчеты должен проверять внешний аудитор.
На основе оценок различных аспектов, определяющих финансовые позиции банка, формулируется общее заключение об его финансовом положении, даются рекомендации о необходимости принятия соответствующих мер.
Рефинансирование Центральным банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, – важное направление деятельности ЦБ РФ. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты), формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты), методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов) и сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. и краткосрочные – на 1 день или несколько дней);
Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования составляют краткосрочные (корректирующие) кредиты, предоставляемые ЦБ РФ коммерческим банкам при отсутствии у последних возможностей изыскания финансовых средств из других источников.