Стратегии создания влиятельного продукта
1. Изучайте историю прежних нововведений.
2. При создании нового продукта необходимо учитывать его ценность для потребителя.
3. Создавайте и внедряйте методы разработки нового продукта.
4. Используйте обучающие методики для создания наиболее радикальных идей.
5. Используйте многофункциональные группы.
6. Используйте ускоренную разработку прототипов.
Стратегия 1:изучайте историю прежних нововведений
В этой книге мы рассмотрели целый ряд революционных продуктов. Мы видели, что некоторые из них появились благодаря счастливой случайности. Например, продукт «Nutrasweet», приносящий сегодня G. D. Searle Company 2 млрд дол. ежегодно, был открыт исследователем, пытавшимся найти лекарство от язвы. Препарат «Viagra» компании Pfizer был тоже случайно открыт учеными, которые искали новое кардиологическое средство. Струйный принтер компании Canon был создан после того, как кто-то из техников случайно оставил паяльник рядом с бутылочкой чернил.
Мы также рассмотрели несколько случаев, когда революционные идеи своим появлением обязаны тому, что можно назвать эксплуатацией необходимости перемен. Вспомним компанию Federal Express и ее инновацию — письмо, доставляемое в течение одной ночи, или компанию McDonald's, которая разработала целый ассортимент новой продукции, начав продавать завтраки. Но как быть, если вы хотите продуманно и целенаправленно создать новый продукт? Что следует сделать? Ответ один: необходимо изучить ранее созданные революционные продукты.
Ниже приведен список революционных продуктов. Одни из них мы уже обсудили в предыдущих главах, а другие упоминаем впервые. Что между ними общего?
• «пост-иты» («Post-it Notes») компании ЗМ | • клюшка для гольфа«Большая Берта» («Big Bertha») компании Callaway |
• пиво «Miller Lite» | • «жук» компании Volkswagen |
• электрокардио стимулятор компании Medtronic | • автомобиль «РТ Cruiser» компании Chrysler |
• волокно «Kevlar» компании DuPont | переносной портативный радиоприемник «Walkman» компании Sony |
• сервер «Unix» компании компании Sun Microsystems | Счет СМА компании Merrill Lynch |
• напиток «Gatorade» Pepsi | • игровая приставка«PlayStation» компании Sony |
• зубная паста «Total» компании Colgate-Palmolive | • подгузники «Pull-Ups» компании Kimberly-Clark |
• офисное кресло «Аегоп» компании Herman Miller | • «Chicken McNuggets» компании McDonald's |
• станок для бритья «Sensor» компании Gillette | • карманный персональный компьютер«Pilot Organizer» и Palm компании Computing |
• срочная почтовая доставка FedEx |
Революционный продукт наилучшим образом помогает потребителю справиться с проблемой
Станок для бритья «Sensor» компании Gillette после запуска на рынок в начале 1990-х гг. мгновенно стал самым продаваемым товаром в своей категории по всему миру. Потребители этого продукта — мужчины с бакенбардами — уже были знакомы с продукцией компании Gillette, однако новое предложение настолько превосходило все предыдущие по качеству бритья, что было обречено на успех. Революционные продукты, подобные «Sensor», выходят за рамки обычного с точки зрения эффективности, доступности, скорости, мобильности, компактности, удобства, кастомизации, выбора или уровня обслуживания.
Революционный продукт опережает своим появлением осознание потребителем наличия у него проблемы
В 1970-1980-х гг. американские бизнесмены стали чаще совершать деловые поездки. В ответ на это предприимчивые компании разработали блокноты-органайзеры. Находящиеся постоянно в движении специалисты стали использовать новые модели с такими названиями, как «Daytimer» и «Filofax», — они помогали организовать работу, находясь в разъездах. Блокнот включал алфавитную записную книжку, страницы для заметок, различную справочную информацию и календарь. Компании, которые первыми среагировали на новый продукт и убедили своих работников им воспользоваться, не пожалели об этом. Позднее, когда компания Palm Computing создала «Pilot Organizer», представлявший собой компактное и легкое электронное устройство с теми же функциями, данный продукт стал наилучшим решением для миллионов потребителей.
Революционный продукт часто устраняет противоречия
Людские потребности противоречивы. Хочется и пиво пить, и сократить количество потребляемых калорий. Такие низкокалорийные пищевые продукты, как пиво «Miller Lite», призваны помочь удовлетворить противоречивые потребности. Вспомните любые два свойства, одно из которых характерно для недорогих или не самых лучших продуктов или услуг, а другое обычно ассоциируется с высококачественными или роскошными. Соединив оба свойства в одном продукте, вы разрешите противоречие в потребностях.
Специалисты компании Kimberly-Clark опрашивали покупателей одноразовых подгузников «Huggies» и столкнулись с неразрешимым противоречием. Они выяснили: родители больше не хо-тят, чтобы их малыши носили подгузники, несмотря на то что те еще не умеют самостоятельно ходить в туалет. В то же время родители по-прежнему не хотели, чтобы их дети попадали в неприятные ситуации или мочили кроватки. Компания Kimberly-Clark предложила решение наметившейся проблемы, создав подгузники «Pull-Ups», которые смягчили противоречие и мгновенно превратились в революционный продукт.
Сопутствующие достоинства революционного продукта часто превосходят пользу от самого продукта
Если вы посетите музей Генри Форда в Детройте, то среди прочих экспонатов увидите сотни первых сельскохозяйственных машин и устройств, многие из которых так и не прижились на рынке. Но одна из таких машин все же достигла успеха — это уборочная машина Сайруса Маккормика под названием «Reaper». Превосходила ли она другие подобные машины, имеющиеся в то время на рынке? Что позволило изобретению Сайруса Маккормика стать на голову выше всех остальных подобных продуктов? Дело в том, что Маккормик продавал сельскохозяйственное оборудование в кредит. Эта стратегическая инновация дала тысячам фермеров возможность приобрести нужную технику и выплачивать за нее деньги постепенно.
Генри Форд, в свою очередь, предложил постоянно снижать цену на модель «Т», для того чтобы она стала доступна для среднего класса, — так возникло сопутствующее благо для многих потребителей. Клюшка для гольфа «Большая Берта» компании Callaway позволила даже заурядным игрокам чувствовать себя увереннее в этом спорте. Электрокардиостимулятор компании Medtronic давал возможность пациентам больше двигаться и участвовать в жизни даже тяжелобольным сердечникам.
Создание революционного продукта противоречит здравому смыслу
Вместо того чтобы отступить перед Microsoft Windows и процессорами Intel, компания Sun Microsystems не послушалась здравого смысла и создала собственную разработку. Ее специалисты занялись подготовкой операционной системы «Solaris™» и процессора «SPARC™». Когда операционная система Microsoft перестала справляться с большими нагрузками сетевого сервера, продукт компании Sun совершил свой прорыв на рынке и стал основой сети. Компания Sun продала серверов больше, чем IBM, Hewlett-Packard и Compaq, вместе взятые.
Рассмотренный перечень общих характеристик далеко не полон. Что к нему добавить? В рамках одной книги невозможно описать все особенности революционных идей и продуктов. Однако и приведенный список полезен для размышлений над свойствами и характеристиками нового продукта. Постарайтесь вспомнить все продукты, оказавшие влияние на отрасль. Какие из них были особенно полезны? А еще важнее, какие пользу принесут?
Стратегия 2:при создании нового продукта необходимо учитывать его ценность для потребителя
Инновационным устремлениям компаний часто противятся потребители. Они не склонны рисковать, не хотят новых и усовершенствованных продуктов, за которые придется дороже платить. Нет сомнений, что подобное поведение присуще всем покупателям. Однако на самом деле оно означает, что клиент не видит убедительных оснований платить больше и еще испытывать неудобства, связанные с переходом на новый продукт. Естественно, что, воспринимая новый продукт с потребительской точки зрения, покупатель старается предложить за него минимальную цену. Тем не менее такая позиция не должна ограничивать вашу активность.
При разработке нового продукта или услуги вам следует стремиться к созданию большей ценности для потребителя. Идеи терпят неудачи на рынке, потому что компании упускают из виду значение, которое они имеют для покупателя. А именно важность для потребителя должна лежать в основе каждого решения, быть темой каждого совещания и целью каждого члена группы. Это испытанный путь к успеху. Проанализировав 100 революционных идей, вы обнаружили бы, что каждая из них создавала новую ценность для потребителя.
В большинстве же компаний новые предложения формируются на основе совершенно противоположных принципов: вместо того чтобы задуматься о нуждах клиента, такие компании в первую очередь думают о себе, то есть о том, как новый продукт поможет им увеличить прибыль, ускорить рост, разбогатеть, проявить себя с лучшей стороны, соответствовать требованиям системы, заслужить доверие и т.д. И наоборот, в компаниях, достигших высокого мастерства в инновациях, сотрудники почти как молитву повторяют вопрос: как эта идея способствует созданию ценности для потребителей?
Все дело в том, что если новый продукт или услуга действительно несет в себе большую ценность, то потребитель за это с готовностью заплатит и даже согласится с неудобствами, связанными с необходимостью перехода на новый продукт. Они рискнут, чтобы получить награду. Компании, знающие толк в инновациях, понимают, что мысль о потребителе должна превалировать в такого рода деятельности. А это значит жить и дышать заботой о ценности для потребителя.
Стратегия 3:создавайте и внедряйте методы разработки нового продукта
Многочисленные исследования продемонстрировали, насколько ценен для компании тщательно разработанный интегрированный метод создания нового продукта, когда все этапы продуманны и каж- ] дый из них объективно оценивается комиссией или советом управляющих, члены которых не участвуют непосредственно в проекте. В компаниях, достигших высот инновационной деятельности, разработка нового продукта осуществляется систематически, по плану, поэтапно и последовательно: формируется идея, уточняется концепция, собирается прототип, анализируются экономическая ситуация и рынок, проверяются условия запуска нового продукта на рынок.
Обычно при создании нового продукта бывает пять или шесть контрольных стадий, оценив которые совет управляющих разрешает продолжить разработку и обеспечивает дальнейшее финансирование проекта или закрывает его. Количество контрольных стадий может колебаться от трех до десяти (см. рис. 7.1). В компании Maytag, например, контрольных стадий только три, а в компании GE — десять.
Устанавливая стадии контроля, высшее руководство наделяет группы, ответственные за разработку продукта, самостоятельностью и вместо постоянного финансового и технического контроля ограничивается заранее спланированными проверками. Преимуще ство такой модели заключается в том, что она позволяет избежать так называемого паралича в результате анализа и чрезмерной опеки со стороны руководства, а также задержек при принятии решений, которые мешают работе и сводят на нет усилия группы.
Роберт Купер, профессор по маркетингу в Макмастерском университете (McMaster University), разработал подход, известный как модель «Stage-gate», который оказал существенное влияние на методы управления разработкой новых продуктов во многих компаниях. Подход Купера часто позволяет запустить новый продукт на рынок быстрее, с большей вероятностью успеха и эффективности. Опасные признаки или слабые стороны удается обнаружить на ранних стадиях работы, что позволяет избежать перерасхода
средств. Метод дает возможность лучше спланировать запуск товара и предполагает предварительное обсуждение особенностей продукта. Это важно, поскольку, как показывает практика, осмысленный подход к каждой фазе разработки является ключевым фактором успеха3.
В самом деле, когда проводится анализ продуктов, потерпевших неудачу на рынке, почти всегда обнаруживается, что каждая из занятых в разработке групп была слишком увлечена своей частью проекта, то есть взаимодействие между участниками практически отсутствовало, как и ответственное отношение к работе, поскольку одновременно все они выполняли множество других задач. Подход Купера предполагает первичность скоординированного взаимодействия на всех этапах работы, начиная с разработки концепции и заканчивая запуском продукта на рынок.
Прежде чем метод Купера помог систематизировать процесс создания нового продукта, опасения руководства по поводу рисков, связанных с запуском нового продукта, как правило, не оценивались или не учитывались. Группы, занимающиеся новым продуктом, не были осведомлены о допустимом для компании уровне риска, поэтому разработка обычно доводилась до конца и проект никогда не закрывался на промежуточных стадиях.
На каждой контрольной стадии указывается, что именно группа разработчиков должна доказать, знать, выполнить или понять, для того чтобы проект мог продвинуться дальше к следующему этапу. Метод Купера также позволяет компании свернуть проект до того, как его разработка зайдет слишком далеко. Критерии отсева устанавливаются заранее, и разработчикам, зная их, бывает легче согласиться с закрытием проекта.
Стратегия 4:используйте обучающие методики для создания наиболее радикальных идей
Стратегии создания нового продукта, среди которых очень эффективен подход Купера4, годятся для постепенного совершенствования продуктов и расширения ассортимента, когда разработчикам хорошо известен адресат и его потребности и желания клиента легко определить с помощью традиционных маркетинговых исследований и опросов.
Однако такие стратегии создания нового продукта работают менее эффективно, если компания сталкивается с радикальной инновацией, фундаментально новой экономической моделью или рискованной технологией. Какими должны быть критерии оценки на каждой из стадий? Как следует оценивать ход работы, не зная, каким образом она отразится на краткосрочной прибыли, имея дело с непроверенной технологией и не представляя себе потенциального потребителя?
В такой ситуации на помощь приходит стратегия обучения. Большинство руководителей интуитивно признают, что процесс создания новых продуктов и услуг отличается от расширения ассортимента и постепенного совершенствования продукта. Тем не менее компании редко используют особые методики или стратегии, для того чтобы иначе оценивать такие проекты. Научные исследования показывают, что слишком часто применяются стандартные критерии поэтапной оценки стадий разработки проекта и редко — предназначенные специально.
Данные исследований подтверждают также, что инновационные прорывы в основном вызывают проекты, которые неоднократно закрывались и возобновлялись. Параметры нового продукта и рынок его сбыта формируются постепенно. На практике такие методы, как испытание концепции, опросы потребителей, совместный анализ, фокус-группы и демографическая сегментация, имеют ограниченную область применения и иногда оказываются поразительно неточными. Фактически ни один из этих методов существенно не влияет на разработку революционных инноваций.
«Итоговый продукт редко бывает таким, каким вы себе его представляли, начиная работу над проектом, — утверждает Гэри Линн, доцент Технологического института Стивенса (Stevens Institute of Technology). — Поскольку дальнейшие шаги точно не определены, счастливые открытия и неожиданные находки часто меняют направление развития проекта. В таких случаях нельзя использовать стандартный метод поэтапной оценки проекта, поскольку он не предполагает непредвиденных событий» 6. Линн и его коллеги по инновационному движению предложили другой метод, который они назвали зондирование и обучение. Ученые утверждают, что компании могут планировать разработку радикальных инноваций на основе расширенных методик, способствующих обучению компании. Признавая необходимость обучения на начальном этапе, каждый участник команды в дальнейшем лучше понимает цель и характер проекта. Приняв такую стратегию, организация может эффективно разрабатывать новые продукты, исследуя потенциальные рынки с помощью ранних версий этих продуктов, а зная реакцию на пробные образцы, нетрудно внести соответствующие изменения и снова выяснить мнение потребителей, реальных и потенциальных, а также поставщиков, которые способны внести ценные предложения, и других участников рынка.
Как и при поэтапной оценке, зондирование и обучение тоже является интерактивным, однако, в отличие от других, этот метод допускает неопределенность. Компания запускает на рынок раннюю версию продукта, получает о ней как можно больше отзывов и на основании этой информации вносит изменения в продукт и подход к маркетингу и снова пробует.
Когда компания GE Medical запустила на рынок раннюю версию прибора для ультразвуковой диагностики, новый продукт потерпел неудачу. Однако этот проект продемонстрировал работоспособность новой технологии. Компания GE продолжила разработку и создала еще один прибор на основе той же технологии, который также потерпел неудачу. Но как и в первый раз, разработчики продукта получили ценные знания. И среди прочего они узнали, что на рынке имеется спрос на более эффективную компьютерную томографию.
Очевидно, что разные проекты разрабатываются по-разному. Если продукты и технологии являются действительно революционными, если компания не знакома с рынками сбыта нового продукта, то использование строгого, поэтапного метода оценки проекта может привести к преждевременному его закрытию. Лучше всего рассматривать все происходящее в соответствии с решаемой задачей, поскольку универсальный подход может не позволить довести до конца разработку проекта, обладающего по-настоящему революционным потенциалом.
Стратегия 5:используйте многофункциональные группы
Многофункциональные группы стали общепризнанным стандартом при разработке новых продуктов. Однако как сформировать такую группу наилучшим образом?
Делая это впервые, следует помнить о некоторых особенностях. Группа, занимающаяся созданием нового продукта, набирается не просто из тех людей, которые имеются в наличии. Принципами ее формирования должны быть совместимость и основательность участников. Также нужно обратить внимание на то, чтобы члены группы обладали необходимыми навыками и их соотношение было оптимальным. Навыки должны быть как техническими, так и коммуникативными. Еще одно важное обстоятельство: оптимальное соотношение сотрудников нетрадиционно мыслящих и добросовестных исполнителей. Подбор людей — приоритетная задача.
Одним из преимуществ многофункциональных групп является то, что они способны к параллельным решениям. Метод параллельной разработки известен уже давно — впервые он был применен в Японии в 1980-х гг. для ускорения создания продукта. Этот высокоэффективный метод предполагает участие сотрудников всех уровней компании в принятии основных решений, связанных с разработкой, и позволяет на ранних стадиях вовлекать в проект работников отделов сбыта и маркетинга, бухгалтерии, производственного отдела, поставщиков, потребителей и сборщиков, что очень важно, ведь именно на ранних этапах легче исправить ошибки без больших издержек, чем делать это позднее, когда уже потрачены миллионы.
Стратегия 6:используйте ускоренную разработку прототипов
Испокон веку использовались прототипы, чтобы лучше смоделировать реальный продукт. В последние годы, с появлением компьютеров и специальных программ CAD стало относительно проще моделировать продукт и прототип превратился в важный компонент создания влиятельного и прибыльного продукта.
Одним из основных сторонников прототипов инновационных продуктов является Майкл Шрейг — содиректор проекта e-Markets Initiative, разрабатываемого в MIT Media Laboratory (Массачусет-ский технологический институт), а также один из лидеров инновационного движения. Шрейг изучал культуру моделирования и симулирования управления инновациями и риском. В одной из своих книг он попытался раскрыть секреты сотрудничества в творчестве. Он думал, что ищет особенности темперамента и характера, способствующие эффективности работы. Вместо этого обнаружил, что основой плодотворного сотрудничества является собственная ниша в общем пространстве.
«Наличие собственной ниши способствует сотрудничеству, — утверждает Шрейг, — поскольку именно она обеспечивает взаимопонимание» 7. А работа по моделированию, симулированию и созданию прототипов позволяет сотрудникам иметь такие ниши, играя с идеями по совершенствованию продукта, быстрее и с меньшими затратами продвигаться в исследованиях. Шрейг утверждает, что гораздо дешевле смоделировать автомобильную аварию на компьютере, чем в реальности. «Точно так же гораздо дешевле симулировать финансовую модель и показать, что взаимный фонд или ценные бумаги, которые вы проектируете, потерпят неудачу в условиях высокой процентной ставки, вместо того чтобы запустить этот проект на рынок и обанкротить ваших клиентов, не проведя испытание проекта в усложненном режиме».
Согласно исследованиям Шрейга, Интернет является «лучшей средой из всех когда-либо изобретенных для быстрого моделирования, создания прототипов и разработки симуляторов». Всемирная паутина упрощает и ускоряет передачу информации, данных и знаний и, как утверждает Шрейг, важнее всего то, что Сеть облегчает создание прототипов и расширяет возможности для этой деятельности. Полагаете, пора это заметить?
Чем бы ни занималась ваша компания, сосредоточьтесь на разработке прототипов. Это очень скоро принесет пользу вам и вашим клиентам.
Бета-тестирование и пробные потребители
Компания Microsoft применила бета-тестирование и апробирование продукта потребителями на качественно новом уровне. Прежде чем Microsoft запустила на рынок свое программное обеспечение «Windows-95», компания бесплатно распространила 400 тыс. экземпляров бета-версии этой программы среди мелких бизнесменов, отдельных лиц и любителей компьютеров в крупных компаниях в обмен на их отклики и мнения о новом продукте. Потребители охотно приняли участие в тестировании, поскольку им льстило то, что специалистам такой крупной компании требовалась их помощь. Эксперимент способствовал устранению опасных ошибок, а также получению ряда предложений, повысивших ценность продукта. Таким образом, Microsoft помогла разработчикам и получила предварительную информацию о составе пользователей, являющихся ее реальным рынком. Компания даже выплатила этим добровольцам компенсацию за то, что им пришлось мириться с ошибками в программе, которые еще только предстояло исправить специалистам Microsoft.
Бета-тестирование вашего нового продукта с помощью привлечения потребителей, апробирующих его, способно привести к созданию или расширению ваших отношений с группой пользователей и является обоюдовыгодным. Компания экономит деньги на разработке и готовит для рынка продукт, в большей степени ориентированный на нужды потребителей. Потребители получают свою выгоду от участия в тестировании.
Как компания Maytag создала революционный продукт «Neptune» и пересмотрела подход к инновациям
Общие перемены способны повлиять на жизнь корпораций и изменить ее в лучшую сторону. Так произошло с компанией Maytag, которая находится в Ньютоне (штат Айова) и занимается производством бытового электрооборудования. После принятия в 1987 г. закона о рациональном использовании энергоресурсов Министерство энергетики США установило стандарты максимального потребления электричества для всех основных видов бытовых приборов. Сначала стандарты (их установили в 1991 г.) были не очень жесткими. Однако, поскольку в компании Maytag думали о будущем, там увидели реальные предпосылки для гораздо более жестких ограничений и заблаговременно начали разработку новой стиральной машины.
Первый прототип, подготовленный специалистами Maytag, представлял собой просто больший по размеру вариант европейской стиральной машины с горизонтальной загрузкой. Однако пробным потребителям машина не понравилась, они попросту не увидели в ней преимущества. Поэтому руководство Maytag создало несколько групп для исследования возможностей проектирования с целью преодоления претензий потребителей к высокоэффективным стиральным машинам, имевшимся тогда на рынке. Одна из групп разработала идею, которая заключалась в том, чтобы наклонить корпус центрифуги на 15°. Результаты исследований реакции рынка оказались поразительными. «Именно тогда мы стали понимать, что сделали нечто большее, чем просто удовлетворили правительственные стандарты»8, — вспоминает Фрэнк Некиц, сотрудник группы по разработке стиральной машины «Neptune».
Чтобы извлечь коммерческую выгоду из неожиданно активной реакции потребителей, был предпринят следующий очень нетрадиционный шаг — началась разработка системы блокировки. В течение 30 дней участники многофункциональной группы Maytag, включавшей инженеров, специалистов по маркетингу, промышленных проектировщиков, менеджеров по продажам, сборщиков и финансистов, работали не покладая рук. Полученный результат
превзошел все ожидания. Быстро сделали прототип, который выглядел, как настоящий продукт. В ходе разработки возникли дополнительные решения, уменьшавшие вибрацию корпуса, повышавшие устойчивость и компенсирующие неравномерность загрузки белья. Всего за четыре недели группа представила основные идеи для создания продукта.
Затем разработчики отправились в Чикаго, Атланту и Денвер с тремя вариантами прототипа, чтобы узнать реакцию 100 потребителей в каждом из городов. Участникам эксперимента представили прототип. Диктор читал краткое описание его характеристик. Присутствовавшим на демонстрации разрешили загружать и вынимать белье, чтобы они могли почувствовать эргономичность модели. Потом разработчики провели опрос с помощью анкет, пытаясь выяснить мнение потребителей.
Впоследствии исследователи применили многообещающий метод так называемого объединенного анализа, чтобы узнать реакцию потребителей на изменение марки, дизайна продукта, технических характеристик и цены. Некиц вспоминает:
Мы показывали сидящим перед компьютерами потребителям три или четыре варианта дизайна и спрашивали: если вам предложат вариант L компании Maytag с улучшенными характеристиками по цене 700 дол. или вариант Z конкурирующей фирмы с теми же характеристиками, что вы предпочтете? Потребители выбирали один из предложенных вариантов. Специальная компьютерная программа запоминала ответы потребителей и предлагала новые вопросы с более трудными условиями выбора. Примерно после 16 повторений диапазон выбора сужался до двух лучших, по мнению потребителей, вариантов, за один из которых они также должны были проголосовать. Затем программа обрабатывала полученные данные, прогоняя их через сложный алгоритм. Чтобы его создать, нужно иметь научную степень не меньше докторской. Этот алгоритм сообщал вам, какова была бы доля каждого из продуктов, если бы на рынке оказались одновременно представлены стиральные машины с таким-то дизайном и по такой-то цене компаний Whirlpool и Maytag. Для проверки обоснованности этих данных мы сравнили гипотетические оценки с ответами на вопросы о продуктах, уже имеющихся на рынке. Результаты объединенного анализа отличались лишь на один или два пункта, поэтому мы не усомнились в способе получения данных.
Как при разработке стиральной машины «Neptune» использовали этнографию
Группа разработчиков компании Maytag успешно использовала этнографический подход, который мы описывали в главе 6. Даг Ринггер, инженер по образованию и директор Maytag по планированию новых продуктов, считает этнографию «антропологическим подходом к изучению пользы бытовых электроприборов компании для потребителя». Вот как он описывает такой подход:
Мы договаривались с людьми, приходили к ним домой и наблюдали, как они пользуются своими стиральными машинами. Итак, представьте, что вы находитесь дома у одного из потенциальных потребителей: вокруг бегают дети, все жильцы чувствуют себя очень комфортно, а вы стараетесь говорить поменьше — ведь вы просто хотите посмотреть, как они будут стирать.
Затем вы начинаете задавать вопросы. Например: «Почему вы так тщательно осматриваете одежду, после того как вынимаете ее из стиральной машины?* Ответы могут быть любыми и их может быть неограниченное количество. Например: «Потому что некоторые вещи я не кладу в сушилку». Если бы вам описали данную ситуацию на словах, вы (как исследователь) представили бы себе одну картину. Но когда вы сами видите, как люди это делают, ситуация становится понятнее. Ваша задача — обнаружить компенсаторные действия, то есть действия, которые люди совершают, чтобы компенсировать недостатки продукта; они совершают их привычно и каждый день, им не приходит в голову жаловаться на это и требовать усовершенствований. Но если вы спросите, то вам ответят: «О, я поступаю так, потому что моя стиральная машина не делает то-то...» Или: «Мой холодильник не делает это...» Таким образом вы узнаете об их неявной потребности, и это как раз то, что вам нужно.
Еще один тип компенсаторного поведения, обнаруженный с помощью этнографического метода, был связан с тем, что длительность цикла сушки не соответствовала длительности цикла стирки, и это создавало определенные неудобства для потребителей. Стирка одной партии белья в некоторых высокоэффективных машинах может занимать до двух часов. Поэтому инженеры компании Maytag разработали цикл стирки, время которой практически соответствовало времени сушки. «Мы не хотели, чтобы наши потребители были вынуждены то и дело возвращаться в комнату для стирки из-за разницы между временем стирки и временем сушки, — вспоминает Некиц. — Новые знания о скрытых проблемах потребителей возникают постоянно, и когда это происходит, вы говорите: „Вот это да! Решив эту проблему, мы наделили бы свой продукт ошеломляющим новым свойством».
Использование пробных потребителей для оценки спроса
Маркетинговые исследования подтвердили жизнеспособность стиральной машины «Neptune». Но будет ли она продаваться? Приближалась дата запуска продукта на рынок, и разработчикам было необходимо иметь реалистичную картину спроса на новый продукт. Компания продает свои бытовые электроприборы через собственные торговые центры Maytag Home Appliance Centers, реализующие исключительно продукцию Maytag. Одна из рекламных акций компании, проводящихся в течение года, называется «частные распродажи». В рамках этой акции компания рассылает своим покупателям приглашения, уведомляющие их о том, что в определенный день именно для этих покупателей будут действовать специальные цены на продукцию Maytag и они могут прийти на распродажу, взяв с собой письмо.
«Мы думали, что это будет отличная возможность продемонстрировать наш прототип потребителям, и конкуренты ничего не заметят», — вспоминает Некиц. Участники группы разработчиков отправились со своими прототипами в города Феникс, Спокан и Колумбус (штат Огайо) выставили новые агрегаты в торговых залах магазинов вместе с другими стиральными машинами. «Мы спрашивали покупателей: „Вы не возражаете, если мы покажем вам новейшую и самую лучшую стиральную машину?" И мы подавали им новый продукт так, будто он имелся в продаже. Покупателям предлагали временно приобрести самую вместительную из имевшихся на тот момент в продаже стиральных машин и потом обменять ее на „Neptune", когда та появится. Таким образом, нам удалось заставить людей выписывать чеки на „Neptune" и голосовать своими чековыми книжками, а не деньгами из настольной игры „Monopoly"».
Описанное испытание продукта с помощью пробных потребителей, считает Некиц, дало основания предположить:
При цене 1000 дол. мы сможем предложить новую стиральную машину самым обеспеченным потребителям и потребителям с высокими доходами, размещая рекламу в «Metropolitan Home» и «Architectural Digest», а также других дорогих журналах. Мы обнаружили, что наш новый продукт представлял интерес для широких слоев населения... Даже люди, которые не имели высоких доходов, поняв ценность этого продукта, говорили: «Думаю, машина стоит таких денег. Сумма, которую я сэкономлю за год на платежах за коммунальные услуги, является для меня лучшим доказательством того, что это не просто экстравагантная покупка, а действенное решение моих домашних проблем». Мы продавали этот продукт благодаря его различным преимуществам. Одним из них была вместительность. В эту стиральную машину можно загрузить коврики, спальные мешки, стеганые ватные одеяла, которые обычно несут в прачечную или химчистку. Теперь, когда есть «Neptune», можно стирать все эти вещи дома.
У каждого была своя причина приобрести «Neptune». Кто-то хотел ее купить потому, что она лучше отжимала, сокращая время сушки. Теперь вещи сушились так же быстро, как и стирались. Кого-то привлекал внешний вид машины: «Мне просто нравится, как она выглядит». Другие предпочитали ее потому, что она была новой и отличалась от других.