Классификация источников доходов бюджета.

Система государственных доходов подразделяется:

на централизованные и децентрализованные доходы. Централизованные доходы- это доходы федерального бюджета, доходы субъектов РФ, доходы государственных внебюджетных фондов. К децентрализованным доходам относят доходы юридических лиц, имущество, которое находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ.

по территориальному признаку на федеральные доходы и доходы субъектов федерации.

по группировке методов мобилизации делятся на обязательные и добровольные.

Состав государственных доходов зависит от методов, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. Это налоги и налоговые платежи, займы, эмиссия.

Соотношение между этими методами каждый раз, как правило, различно, влияние оказывают:

уровень инфляции, её темпы, прогноз;

ситуация на финансовых рынках;

уровень деловой активности;

политические факторы и другое.

Таким образом, система государственных доходов – это совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами.

3. Особенности доходной базы бюджета России.

Доходы бюджета - (англ. budget revenue) - 1) по экономическому содержанию - денежные отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов государственных и административно-территориальных образований. Формой проявления этих отношений служат разл. виды платежей предприятий, организаций, граждан, мобилизуемых в распоряжение публичных органов власти; 2) по материально-вещественному воплощению-денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране законодательством в распоряжениефедеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Д.б. являются результатом распределения стоимости ВВП, вместе с тем они выступают объектом дальнейшего распределения централизуемой в руках гос-ва стоимости.

Осн. источник формирования Д.б. во всех странах независимо от их общественно-экономич. устройства и политич. ориентации - национальный доход (англ. national income). Он служит базой для удовлетворения потребностей гос-ва в расходах. Иногда в связи с чрезвычайными расходами (напр., в период войны или послевоенной разрухи) для формирования Д.б. гос-во может прибегнуть и к использованию национального богатства, созд. предыдущими поколениями.

При этом в орбиту бюдж. перераспределения может быть вовлечено нац. богатство не только данной, но и др. страны. Происходит это либо цивилизованно (напр., через получение репараций и внешних займов), либо насильственным путем (как правило, в результате военных действий).
Д.б. призваны обеспечивать финансирование расходов бюджета и предоставление государственных кредитов иностр. заемщикам; если же их недостаточно, могут быть привлечены заемные средства бюджетов. Д.б. являются невозвратными поступлениями.

Состав Д.б., формы их мобилизации зависят от системы и методов хозяйствования, от решаемых страной экономич. задач. Напр., в быв. СССР (до перехода на рыночные отношения хозяйствования) в составе Д.б. преобладали неналоговые платежи, позволявшие органам гос. власти наиболее полно реализовывать административно-командный подход к мобилизации финанс. ресурсов в распоряжение гос-ва; формам и методам мобилизации Д.б. была свойственна жестко централизованная система взимания, они имели ярко выраж. фискальный характер и строились на использовании индивидуальных ставок.

Это особенно проявилось в платежах из прибыли, уплачиваемых гос. пр-тиями в форме отчислений от прибыли, рассчитываемых по индивидуальным ставкам, приспосабливаемым к конкретным результатам деятельности пр-тий.

С переходом России на рыночные основы хозяйствования доходы стали формироваться, гл. обр., из налоговых поступлений, что означало их перевод на правовую основу, регулируемую законом.

В странах с развитой рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой Д.б. складываются из налоговых доходов (на долю к-рых, напр., в России приходится более 9/10 общей суммы платежей, в Великобритании - около 98% гос. доходов) и неналоговых доходов. Наиболее крупными в фискальном отношении являются такие виды налоговых доходов, как НДС, акцизы, налог на прибыль пр-тий; среди неналоговых - доходы от внешнеэкономич. деятельности, доходы от имущества, находящегося в гос. и муницип. собственности. К доходам от собственности относятся те поступления, получение к-рых связано с владением пр-тиями, финанс. активами или нематериальными активами, а также др. видами собственности, приносящей доход.

Доходы от собственности могут иметь форму: дивидендов по акциям, принадлежащим гос-ву; процентов, получ. как от размещения в банках и др. кредитных орг-циях временно свободных средств бюджета, так и от предоставления бюджетных ссуди бюджетных кредитов внутри страны; арендной платы, взимаемой за пользование лесным фондом, за пользование землями с.-х. назначения и т.д.; лицензионных платежей и др.

Большую группу неналоговых доходов составляют доходы от продажи имущества,находящегося в гос. и муницип. собственности: доходы от продажи принадлежащих гос-ву производств, и непроизводств, фондов, транспортных средств и др. оборудования; доходы от продажи гос-вом принадлежащих ему акций орг-ций; поступления от приватизации пр-тий, находившихся в гос. и муницип. собственности; доходы от продажи квартир; доходы от реализации кладов, конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, переходящего в гос. и муницип. собственность в порядке наследования и дарения. В составе неналоговых доходов есть административные платежи и сборы (напр., таможенные сборы; сборы, взимаемые ГИБДД; платежи, взимаемые гос. орг-циями за выполнение определ. функций), поступления по штрафным санкциям и возмещению ущерба (напр., санкции за нарушение порядка применения цен; поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовл. с отступлением от стандартов и техничгус-ловий).

Обособленную группу Д.б. в России составляют доходы от целевых бюджетных фондов - экологического, государственного фонда борьбы с преступностью, фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и др. Доля этой группы доходов в федеральном бюджете России на рубеже веков составляла около 8%.

Разнообразие видов Д.б. делает необходимым их группировку. В зависимости от уровня бюджетной системы, на к-рый поступают Д.б., они подразделяются на федеральные, региональные (доходы бюджетов субъектов РФ) и местные (доходы местных бюджетов); в зависимости от администрирования - на собственные доходы и регулирующие доходы.

Правовые основы формирования Д.б. по уровням бюдж. системы устанавливаются конституцией страны, ее бюджетным и налоговым законодательством, нормативно-правовыми актами, регулирующими не только разграничение и распределение, но и перераспределение доходов по уровням гос. и муницип. управления. Необходимость увеличения Д.б. является одной из актуальнейших задач современности для любого гос-ва, на какой бы ступени социально-экономич. развития оно ни находилось.

Исполнит, и законодат. органы России стремятся найти такое решение этой задачи, к-рое позволит преодолеть последствия системного кризиса и сопутствующих ему осложнений в экономике и приведет к значит, повышению реальной величины Д.б. на всех уровнях бюдж. системы страны.

Наши рекомендации