Тема: Расходы бюджетов бюджетной системы РФ
- Содержание и назначение бюджетных расходов.
- Расходные обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (МО).
- Содержание и назначение бюджетных расходов.
Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами.
Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Расходное обязательство соответствующего публично- правового образования возникает когда:
- данное направление относится к вопросам федерального, регионального или местного значения;
- полномочия передаются с другого уровня власти.
По правовому статусу расходные обязательства подразделяются на:
- относящиеся к компетенции публично-правового образования;
- полномочия, переданные публично-правовому образованию с другого уровня власти;
- полномочия, переданные на основе соглашения по предметам совместного ведения;
- возникшие вследствие заключения договоров и соглашений казенными учреждениями.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.
Реестр расходных обязательств – используемый при составлении проекта бюджета перечень законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, на сновании которых осуществляются расходные обязательства с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения обязательств, включенных в реестр.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в виде бюджетных ассигнований.
Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:
1. оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (обеспечение выполнения функций казенных учреждений; предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям; оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам и др.);
2. социальное обеспечение населения (пенсии, пособия, компенсации, др. социальные выплаты и осуществление мер социальной поддержки населения);
3. предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности);
4. предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг);
5. предоставление межбюджетных трансфертов;
6. предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
7. обслуживание государственного (муниципального) долга;
8. исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
При составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ, для составления сметы казенными учреждениями, а также для определения объема субсидий бюджетным или автономным учреждением используется государственное (муниципальное) задание.
Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
- показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
- порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания;
- требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на следующие сроки: 1) до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и 2) до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения должны определять следующие параметры:
1) правила и сроки формирования, изменения, утверждения государственного (муниципального) задания, отчета о его выполнении;
2) правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, включая:
· расчет и утверждение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ;
· сроки и объемы перечисления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
· возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты;
3) правила осуществления контроля за выполнением государственного (муниципального) задания государственным (муниципальным) учреждением органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя.
Государственные (муниципальные) услуги - государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.
Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 % утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.
Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Бюджетные ассигнования данных резервных фондов используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. Порядок их использования устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов прилагается к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено создание Резервного фонда субъекта Российской Федерации.
Резервный фонд субъекта Российской Федерации представляет собой часть средств бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенную для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации в случае недостаточности доходов бюджета субъекта Российской Федерации для финансового обеспечения расходных обязательств.
В случае создания такого фонда порядок его формирования и использования устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.
Средства резервного фонда Президента Российской Федерации используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов.
Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляется на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации.
Кроме запланированных, могут быть осуществлены расходы, не предусмотренные бюджетом.
Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение существующих или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись, то он должен содержать нормы, определяющие источники и порядок их исполнения.
Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых или увеличение бюджетных ассигнований может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
2. Расходные обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:
1. принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения;
2. заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения;
3. заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями;
4. принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в том числе:
Ú субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных Фондов ОМС на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации;
Ú субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Федеральные законы и (или) нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций и ежегодно вводиться в действие федеральным законом о федеральном бюджете при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
1. принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения;
2. заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации;
3. принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;
4. принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в п. 1-3, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Российской Федерации о бюджете при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетам.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в пункте 4, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации.
Если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета субвенций, то финансовое обеспечение дополнительных расходов осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
1. принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Вопросы местного значения определены в ст. 14, 15, 16 ФЗ №131. По каждому вопросу местного значения органы местного самоуправления принимают отдельный муниципальный правовой акт. В нем устанавливают объем, структуру и порядок исполнения расходных обязательств.
2. заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
3. принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий: а) если решение каких-либо вопросов закреплено за федеральным или региональным уровнем власти, а они передают свои полномочия на муниципальный уровень; б) когда на федеральном или региональном уровне принимается закон, исполнение которого непосредственно накладывает дополнительные финансовые обязательства на местные бюджеты, например, установление определенным категориям населения различных адресных выплат.
Расходные обязательства, указанные в пунктах 1 и 2, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Расходные обязательства, указанные в пункте 3, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам.
Если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета субвенций, то финансовое обеспечение дополнительных расходов осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.