Выбор ставки дисконтирования
Выбор ставки дисконтирования, применимой к денежным потокам проектов организации, несмотря на кажущуюся простоту, остается одним из наиболее запутанных и противоречивых в проектном анализе. При этом путаница присутствует как в работах академических ученых, так и в методических разработках, применяемых специалистами-практиками.
В соответствии с ее экономическим содержанием, ставка дисконтирования должна представлять собой не что иное, как альтернативную доходность инвестора, то есть доходность, которая может быть получена на инвестиции организации в проекты (активы) аналогичные рассматриваемому проекту по уровню риска. Если не рассматривать всерьез в качестве альтернативной доходности ставку ссудного процента, что было характерно для передового уровня экономической науки XVIII века, то в рамках излагаемой классической модели финансового менеджмента, следуя сделанному выше допущению о неизменности уровня риска организации в результате принятия инвестиционных проектов, в качестве альтернативной доходности будем принимать средневзвешенную стоимость капитала. Последняя в свою очередь представляет собой ожидаемую доходность, исчисленную путем взвешивания стоимости (цены) отдельных источников долгосрочного финансирования в соответствии с их удельными весами в общей структуре капитала организации.
Вычисление средневзвешенной стоимости (цены) капитала будет подробнее рассмотрено ниже. Здесь же достаточно остановиться на типовых ошибках, возникающих при вычислении стоимости (цены) капитала. Наиболее популярными ошибками являются отождествление фактической доходности организации с ожидаемой (которая и представляет собой цену капитала – ставку дисконтирования), а также принятие в качестве стоимости финансирования проекта стоимость источника, за счет которого целевым образом финансируется конкретный проект. Если первая проблема решается достаточно просто – отсылкой читателя к внимательному прочтению формулировки понятия стоимости капитала (см. концепцию стоимости капимтала), то со второй дело обстоит сложнее. Действительно, почему бы, если проект финансируется за счет конкретного источника, не принять фактические выплаты за использование этого источника, отнесенные к сумме финансирования, в качестве стоимости (цены) капитала проекта? Тем более, что подобный подход весьма широко распространен в отечественной практике.
Аргументация лежит в области анализа распределения проектных рисков. Если инвесторы, финансирующие проект, целевым образом выделяют на этот проект средства, рассматривают поступления по проекту, как достаточные для обеспечения вложенных средств и не претендуют на дополнительное обеспечение прочими активами[7] организации, проект реализующей, то в качестве стоимости капитала (ставки дисконтирования) безусловно можно принять стоимость привлекаемых под проект средств. Но это есть не что иное, как технология так называемого «проектного финансирования», пока еще достаточно экзотическая в отечественной практике.
В наиболее же распространенном случае средства, в частности заемные, привлекаются организацией под обеспечение принадлежащих ей активов. Даже если проект финансируется полностью за счет кредитных ресурсов, риски, связанные с проектом, наряду с кредиторами несут и собственники фирмы (в случае, если проект окажется неудачным, выплаты кредиторам будут осуществляться за счет собственных средств организации). Следовательно, должен быть обеспечен интерес собственника (без этого на информационно эффективном рынке ни один здравомыслящий инвестор принимать на себя дополнительные риски не станет). Обеспечение интереса собственника как раз и достигается учетом его ожидаемой доходности в ставке дисконтирования (стоимости капитала) проекта.