Метод корреляционного моделирования стоимости
Данный метод применяется в случае невозможности применения метода прямого сравнения продаж (например, из-за отсутствия данных).
В этом случае возможна разработка и применение корреляционно-регрессионных моделей, основанных на данных о продажах аналогов, основные летно-технические характеристики которых незначительно отличаются от характеристик объекта оценки.
В результате обработки статистических данных по стоимостям продаж аналогов за определенный период времени (необходимо приведение данных о продажи к дате оценки, например, по индексам инфляции или курсу доллара США) получают многофакторную (корреляционную или регрессионную) модель стоимости.
Следует отметить, что этап выбора значимых факторов и построения вида модели требует от эксперта глубокого понимания взаимосвязей характеристик ЛА и его стоимости. Ошибки на данном этапе могут привести к существенному искажению результатов. Поэтому использование данного метода создает для эксперта значительные трудности.
Оценка аэродромно-технического оборудования
К аэродромно-техническому оборудованию относятся:
1.Специальные машины:
• аэродромные тягачи;
• топливозаправщики;
• аэродромные передвижные электроагрегаты;
• машины для заправки воздушных судов спецжидкостями и спецгазами.
2. Приборы и системы (стенды) для проверки и регулировки агрегатов и систем воздушных судов при проведении различных видов подготовок, работ и ремонтов.
3. Наземное оборудование для обеспечения полетов:
• навигационное оборудование;
• радиосвязное оборудование;
• светотехническое оборудование.
К особенностям оценки аэродромно-технического оборудования следует отнести:
Для всего аэродромно-технического оборудования установлены жесткие сроки поверки. В случае нарушения этих сроков аэродромно-техническое оборудование не допускается к обслуживанию воздушных судов.
Аэродромно-техническое оборудование эксплуатируется по ресурсу. После выработки ресурса оборудование может быть отремонтировано с продлением ресурса.
Для значительной части аэродромно-технического оборудования существует вторичный рынок, достаточно развитый для поиска аналогов продаж.
Затратный подход
Особенности эксплуатации каждого типа аэродромно-технического оборудования определяются на основании следующих эксплуатационных документов:
• регламентов технической эксплуатации;
• формуляров;
• технического описания.
С учетом особенностей эксплуатации аэродромно-технического оборудования его стоимость может быть представлена в виде:
С = Со – Сдр (6.13)
где: Со - остаточная стоимость оборудования без учета дополнительных работ;
Сдр - стоимость дополнительных работ по вводу оборудования в эксплуатацию (капитального ремонта, выполнения регламентных работ, устранения неисправностей и т.д.).
В общем случае исходными данными для оценки служат следующие технические и эксплуатационные характеристики:
• назначенный ресурс (в количестве календарных лет эксплуатации или хранения, в допустимом количестве капитальных ремонтов);
• межремонтный ресурс (в календарных годах эксплуатации);
• количество капитальных ремонтов и сроки их проведения;
• сроки хранения (в случае, если оборудование хранится на складах).
Кроме технических данных необходимы следующие экономические показатели:
• текущая стоимость нового оборудования;
• текущая стоимость работ по приведению оборудования в исправное состояние (если оно неисправно);
• текущая стоимость капитального ремонта;
• текущая стоимость выполнения поверочных работ.
Оценка восстановительной стоимости производится с учетом условий эксплуатации оборудования.
В общем случае принимается, что стоимость оцениваемого оборудования линейно снижается от стоимости нового до его стоимости ликвидации, а в качестве коэффициента износа принимается коэффициент выработки ресурса:
(6.14)
где: Т- текущая наработка объекта оценки;
Тн – назначенный ресурс. Таким образом, остаточная стоимость оборудования без учета дополнительных работ определяется по формуле:
Со = (Св-Сл)*Квр (6.15)
где Св – восстановительная стоимость оборудования;
Сл – стоимость ликвидации.
Сравнительный подход
С учетом особенностей эксплуатации аэродромно-технического оборудования его стоимость может быть представлена в виде:
С = Со – Сдр (6.16)
где: Со – остаточная стоимость оборудования без учета дополнительных работ;
Сдр – стоимость дополнительных работ по вводу оборудования в эксплуатацию (капитального ремонта, выполнения регламентных работ, устранения неисправностей и т.д.).
Дополнительные работы, которые необходимо выполнить для ввода оборудования в эксплуатацию, могут быть следующие:
обязательные работы, которые выполняются при истечении определенного срока эксплуатации. Информация о необходимости выполнения работ получается на основании анализа записей формуляров и регламентов технической эксплуатации оборудования.
устранение дефектов и неисправностей. Наличие дефектов и неисправностей определяется с помощью внешнего осмотра оборудования и проверки под током. Обнаруженные дефекты и неисправности фиксируются, и определяется стоимость их устранения. Чаще всего устранение неисправностей осуществляется путем замены блоков или агрегатов. Поэтому стоимость данных работ можно принять равной стоимости необходимого к замене агрегата или блока.
Оценка судов
На водном транспорте Украины в результате приватизации основных фондов произошло разукрупнение государственных морских и речных пароходств с образованием многочисленного состава акционерных обществ и судоходных компаний различных форм собственности, владеющих судами различных назначений.
В Украине зарегистрировано около двухсот различных судоходных компаний. Все они получили лицензию на эксплуатацию флота в Украине, но суда большей части фирм работают под иностранными флагами за пределами Украины. Классификацию и технический надзор за морскими и речными судами в Украине осуществляет Регистр судоходства Украины, созданный в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 08.06.1998 г. №814. Регистрация и учет судов в Украине осуществляется в соответствии с «Порядком ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.1997 г. №1069.