Тема 15 финансовая политика

Составной частью экономической политики является финан­совая политика. Финансовая политика— деятельность государства по целена­правленному использованию финансов.

Содержание финансовой политики может быть представлено как единство трех составных частей:

• выработка научно обоснованных концепций развития фи­нансов;

• определение основных направлений использования финан­сов на перспективу и текущий период;

• осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика получает правовое оформление в фи­нансовом праве. Финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денеж­ных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

В зависимости от длительности периода и характера решае­мых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономиче­ской и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкрет­ного этапа развития общества путем изменения способов орга­низации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибко­стью, подвижностью. Типичный пример решения тактических задач — бюджет страны, принимаемый на очередной год.

Целью финансовой политики является наиболее полная моби­лизация и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

Значение финансовой политики проявляется в том, что пра­вильно выбранная финансовая политика:

• стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны;

• повышает заинтересованность регионов в развитии хозяй­ства, использовании местных ресурсов;

• способствует укреплению и развитию экономических свя­зей со всеми странами мира;

• приводит к повышению материального и культурного уров­ня населения.

При выработке финансовой политики необходимо учитывать: экономические и финансовые возможности государства; внутрен­нюю и международную обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю развития финансов.

В России финансовую политику определяют и формируют феде­ральные органы управления. Поэтому под государственной фи­нансовой политикойпонимается совокупность мероприятий госу­дарства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.

К федеральным органам исполнительной власти, вырабаты­вающим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся:

• Правительство РФ обеспечивает проведение в России еди­ной финансовой, кредитной и денежной политики;

• Министерство финансов РФ осуществляет выработку еди­ной государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также выработку финансовой политики в об­ласти государственной службы и судебной системы;

• Министерство иностранных дел РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области расшире­ния финансовых связей Российской Федерации с иностран­ными государствами и международными организациями;

• Федеральное казначейство совместно с Центральным бан­ком РФ принимают участие в разработке и реализации со­гласованной кредитно-денежной политики.

Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюд­жетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и за­конотворчестве.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент РФ направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего очередному финансо­вому году. В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной фи­нансовый год и плановый период.

Бюджетная стратегия России на среднесрочную перспекти­ву ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию страны при безусловном учете критериев эффективно­сти и результативности бюджетных расходов.

Задачами бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период могут быть:

• превращение федерального бюджета в эффективный инст­румент макроэкономического регулирования;

• обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

• дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планиро­вания;

• обеспечение исполнения расходных обязательств;

• проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;

• переход на современные принципы осуществления госу­дарственных капитальных вложений;

• применение механизмов, стимулирующих бюджетные уч­реждения к повышению качества оказываемых ими услуг, эффективности бюджетных расходов;

• расширение полномочий главных распорядителей бюджет­ных средств по определению форм финансового обеспече­ния оказания государственных услуг;

• повышение качества финансового менеджмента в бюджет­ном секторе.

Налоговая политика представляет собой систему мероприя­тий государства в области налогов.

Современная налоговая политика России в течение ряда лет была связана с проведением налоговой реформы, целью которой являлось достижение оптимального соотношения между стиму­лирующей и фискальной ролью налогов.

Налоговая реформа проводилась по следующим трем на­правлениям:

• во-первых, совершенствование налогового законодатель­ства;

• во-вторых, установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответст­венности граждан и организаций за уклонение от налогов;

• в-третьих, совершенствование норм и правил, регламенти­рующих деятельность налоговых органов и налогоплатель­щиков, устранение противоречий налогового и граждан­ского законодательства.

В ходе налоговой реформы реализовывались конкретные ме­роприятия, направленные:

• на сокращение числа налогов и сборов, отмену неэффек­тивных и оказывающих негативное влияние на экономи­ческую деятельность хозяйствующих субъектов налогов, а также мелких налогов и сборов, дающих незначитель­ные поступления, но сравнительно дорогих в админист­рировании;

• повышение значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

• введение системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду;

• расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной;

• унификацию ставок налогов и принципов налогообложе­ния в отношении инструментов финансового рынка и рын­ка ценных бумаг и профессиональных участников рынка;

• изменение организационной структуры налоговых органов;

• ускоренное развитие информационных технологий в нало­говой системе.

Реализация указанных мер позволила сформировать совре­менную налоговую систему государства с рыночной экономикой.

Налоговая политика России в среднесрочной перспективе ори­ентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее сни­жение масштабов уклонения от налогообложения и включает в себя следующие основные мероприятия:

• дальнейшее снижение налогового бремени;

• упрощение налоговой системы;

• исключение чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) соответствующих платежей по налогу на добав­ленную стоимость;

• установление единой и максимально низкой ставки НДС;

• преобразования в сфере налогообложения фонда оплаты труда;

• освобождение от налогообложения дивидендов, получае­мых российскими юридическими лицами от стратегиче­ских инвестиций;

• реализация в Российской Федерации института консолиди­рованной налоговой отчетности;

• реформирование системы взимания акцизов;

• совершенствование налогового контроля за использовани­ем трансфертных цен в целях минимизации налогов;

• введение налога на жилую недвижимость граждан;

• решение вопросов налогообложения некоммерческих орга­низаций;

• внесение изменений в ставки таможенных пошлин;

• минимизация возможности произвольного толкования на­логового законодательства;

• введение налоговых стимулов для развития инновационной экономики.

Страховая политика. В нерыночной системе хозяйствования страхование играет вспомогательную роль. Осуществляется в ос­новном государством, которое выделяет средства из бюджета на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. В рыночной экономике страхование освобождает бюджет от рас­ходов на возмещение убытков при наступлении страховых случа­ев, является одним из наиболее стабильных источников долго­срочных инвестиций.

Страховая политика Российской Федерации направлена на разработку мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций, государства и предусматривает реализацию следующих основных задач:

• построение многоуровневой системы ответственности и возмещения вреда потерпевшим с использованием потен­циала страховщиков, страховых (перестраховочных) пулов и государства для страхования крупных рисков;

• совершенствование механизма проведения процедур бан­кротства страховых организаций;

• переход страховщиков на составление бухгалтерской отчет­ности на основе международных принципов и стандартов;

• развитие правовых основ деятельности участников страхо­вого рынка;

• формирование страховых гарантийных фондов для соци­ально значимых видов страхования;

• совершенствование форм и методов страхового надзора;

• повышение капитализации рынка страховых услуг;

• стимулирование развития добровольных форм страхования;

• обеспечение страховой защиты участников отношений, возникающих в сфере перевозок грузов;

• формирование системы страхования рисков при создании образцов вооружения и военной техники;

• обеспечение страхования объектов социальной сферы;

• совершенствование порядка инвестирования средств стра­ховых организаций;

• развитие системы подготовки кадров для страхового рынка;

• повышение финансовой грамотности и информированно­сти населения в сфере страхования;

• гармонизация страховой деятельности с международными стандартами, нормами и правилами (директивами Европей­ского союза, основными принципами и стандартами стра­хового надзора Международной ассоциации страховых над­зоров, свода правил Всемирной торговой организации, ре­комендаций Организации экономического сотрудничества и развития, соглашений, принимаемых в рамках интеграци­онного взаимодействия государств — участников Содруже­ства Независимых Государств и государств — членов Евра­зийского экономического сообщества);

• установление единых размеров страховых сумм и страховых выплат за причинение вреда жизни и здоровью гражданина;

• повышение требований к страховщикам, осуществляющим обязательные виды страхования;

• создание механизма полноценного информационного об­мена между участниками страхового рынка и органами го­сударственной власти, способствующего оценке рисков, выстраиванию тарифной политики, выявлению фактов мо­шенничества;

• развитие имущественного страхования в сфере строительст­ва, образования, автомобилестроения, судостроения, авиа­строения и других отраслях экономики, а также на случай стихийных бедствий, природных катастроф, техногенных аварий и пожаров.

Валютная политика — совокупность мероприятий, проводи­мых государством в сфере валютных отношений. Целью валют­ной политики является воздействие на валютные курсы, валют­ные расчеты.

По длительности решения задач различают текущую валют­ную политику и долговременную валютную политику.

Текущая валютная политика направлена на оперативное ре­гулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью ва­лютной интервенции, валютных ограничений, валютного субси­дирования, диверсификации валютных резервов1 и т. д. 1 Диверсификации валютных резервов — политика государства, на­правленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных иностранных валют с целью обеспечения международных расчетов и защиты их от валютных рисков.

Долговременная валютная политика предполагает долгосроч­ные меры по последовательному изменению валютного механиз­ма с помощью межгосударственных переговоров и соглашений, а также валютных реформ.

Валютная политика осуществляется главным образом в двух формах: учетной политики и девизной политики.

Учетная политика в сфере международных валютных отно­шений направлена на регулирование валютного курса изменени­ем процентных ставок за кредит. Повышение процентных ставок привлекает капиталы из стран, где существуют более низкие процентные ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты. Напротив, понижение процентной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и понижению курса валюты данной страны.

Девизная политика направлена на регулирование валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты. При падении курса национальной валюты центральный банк страны обычно продает на валютном рынке крупные суммы иностранной валю­ты, что приводит к повышению курса национальной валюты в отношении иностранных валют, и наоборот, скупка иностранной валюты влечет за собой падение курса национальной валюты.

В Российской Федерации валютная политика направлена на обеспечение устойчивости рубля (валюты Российской Федера­ции) и стабильности внутреннего валютного рынка как факто­ров прогрессивного развития национальной экономики и меж­дународного экономического сотрудничества.

Действенным инструментом реализации валютной политики является валютный контроль.

Валютный контроль — деятельность государства, направлен­ная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основные направления валютного контроля следующие:

• определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

• проверка выполнения резидентами обязательств в ино­странной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;

• проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

• проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в РФ осуществляют специальные орга­ны, к которым относятся: Правительство РФ; органы валютного контроля (Центральный банк РФ, федеральные органы испол­нительной власти); агенты валютного контроля (уполномочен­ные банки и организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти).

К основным полномочиям органов и агентов валютного кон­троля относятся: издание нормативно-правовых актов, обяза­тельных к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ; контроль за соответствием проводимых на территории Рос­сии валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений; определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям.

Политика в сфере государственного долга направлена на укре­пление позиции Российской Федерации как заемщика, обеспе­чение гарантированного выхода на международные финансовые рынки на благоприятных условиях, снижение долговой нагрузки на бюджет; оптимизацию структуры долга, позитивное влияние на макроэкономику.

Для российской политики в сфере государственного долга наиболее значимыми являются следующие обстоятельства:

• высокий удельный вес внешнего долга в форме задолжен­ности перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями;

• неравномерный характер погашения внешнего долга, нали­чие пиков платежей;

• достаточно высокая стоимость обслуживания государствен­ного внешнего долга;

• неконтролируемые риски корпоративных и региональных заимствований;

• наличие неурегулированной части долга бывшего СССР;

• высокая стоимость так называемых «связанных» кредитов;

• значительные косвенные расходы по займам международ­ных финансовых организаций;

• использование отдельными странами-кредиторами долга бывшего СССР в качестве рычага воздействия на Россий­скую Федерацию.

Российская Федерация имеет просроченную (неурегулиро­ванную) задолженность бывшего СССР перед Кувейтом, Ома­ном, Таиландом, Турцией, Южной Кореей, Грецией, Мальтой и неурегулированные взаимные финансовые требования в отно­шениях с Китаем и республиками бывшей СФРЮ.

США, Великобритания, Германия и Франция проявляют го­товность решить проблему части долга бывшего СССР путем осуществления политизированных конверсионных схем погаше­ния, включая в них элементы «помощи развитию», которые предполагают в качестве непременного условия предварительное выполнение должником согласованной программы действий и контроль со стороны кредитора за порядком использования долговых платежей в рамках конверсии. Такие государства, как Ита­лия, Испания, Финляндия, Австрия и Португалия, весьма вос­приимчивы к предлагаемым российской стороной схемам обмена долга и готовы не обусловливать их реализацию политическими требованиями.

По «связанным» кредитам, привлекаемым от правительств иностранных государств исключительно для закупки товаров и услуг, Российская Федерация несет значительные косвенные расходы, вызванные нерыночным механизмом ценообразования на поставляемые инвестиционные и другие товары.

По займам международных финансовых организаций при сравнительно невысокой их стоимости весьма значительны рас­ходы на консультационные услуги, на содержание групп реали­зации проектов и др. Внушителен перечень предварительных условий, предшествующих началу реализации проектов, финан­сируемых за счет займов. Устанавливаемые международными финансовыми организациями правила проведения конкурсных торгов создают предпосылки для удорожания закупаемых в рам­ках проектов услуг, работ и товаров.

Исходя из сложившихся обстоятельств политика Российской Федерации в сфере внутреннего и внешнего государственного долга предусматривает реализацию следующих основных меро­приятий:

• создание системы мониторинга внешних заимствований субъектов РФ и субъектов хозяйствования;

• принятие федеральных законов, определяющих порядок проведения компенсационных выплат по сбережениям гра­ждан;

• снижение значения профицита бюджета в качестве основ­ного источника погашения государственного долга;

• постепенное замещение внешнего долга внутренним долгом, выравнивание условий привлечения внутренних и внешних заимствований;

• существенное сокращение долга бывшего СССР, задол­женности Российской Федерации перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями;

• упорядочение процедур принятия решений о начале подго­товки и привлечении кредитов правительств иностранных государств и международных финансовых организаций;

• совершенствование институциональной структуры взаимо­отношений с иностранными инвесторами, в том числе в части, касающейся своевременного предоставления инфор­мации иностранным инвесторам и рейтинговым агентствам о финансовой и экономической ситуации в Российской Фе­дерации;

• использование в привлечении внешних финансовых ресур­сов новых эффективных форм заимствования (еврооблига­ций и др.);

• совершенствование порядка ведения долгового учета.

Наряду с государственной политикой существует и финансо­вая политика предприятий, представляющая собой целенаправ­ленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Цели финансовой политики конкретного предприятия индивидуальны, так как существуют различные ин­тересы в вопросах формирования и использования прибыли, вы­платы дивидендов, регулирования издержек производства, уве­личения имущества и объемов выручки от реализации.

Целями финансовой политики предприятия могут быть: мак­симизация рыночной стоимости предприятия; достижение про­зрачности финансово-экономического состояния предприятия для его собственников, инвесторов, кредиторов; обеспечение ин­вестиционной привлекательности предприятия; максимизация доходов собственников капитала в долгосрочной перспективе; возможность получения сверхприбыли как отдельного события; максимизация собственного капитала; наращивание объемов производства и др.

Основные термины и понятия

Финансовая политика — деятельность государства по целенаправленно­му использованию финансов.

Государственная финансовая политика — совокупность мероприятий го­сударства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осу­ществления своих функций и задач.

Финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение круп­номасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактика — курс, направленный на решение задач кон­кретного этапа развития общества путем изменения способов орга­низации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов.

Финансовая политика предприятий — деятельность финансовых менед­жеров по достижению целей ведения бизнеса.

Валютная политика — совокупность мероприятий, проводимых госу­дарством в сфере валютных отношений.

Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обес­печение соблюдения валютного законодательства при осуществле­нии валютных операций.

Диверсификации валютных резервов — политика государства, направлен­ная на регулирование структуры валютных резервов путем включе­ния в их состав разных иностранных валют с целью обеспечения международных расчетов и зашиты их от валютных рисков.

Наши рекомендации