Тема 15 финансовая политика
Составной частью экономической политики является финансовая политика. Финансовая политика— деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.
Содержание финансовой политики может быть представлено как единство трех составных частей:
• выработка научно обоснованных концепций развития финансов;
• определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
• осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвижностью. Типичный пример решения тактических задач — бюджет страны, принимаемый на очередной год.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:
• стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны;
• повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;
• способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;
• приводит к повышению материального и культурного уровня населения.
При выработке финансовой политики необходимо учитывать: экономические и финансовые возможности государства; внутреннюю и международную обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю развития финансов.
В России финансовую политику определяют и формируют федеральные органы управления. Поэтому под государственной финансовой политикойпонимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.
К федеральным органам исполнительной власти, вырабатывающим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся:
• Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;
• Министерство финансов РФ осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы;
• Министерство иностранных дел РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области расширения финансовых связей Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;
• Федеральное казначейство совместно с Центральным банком РФ принимают участие в разработке и реализации согласованной кредитно-денежной политики.
Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент РФ направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Бюджетная стратегия России на среднесрочную перспективу ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию страны при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
Задачами бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период могут быть:
• превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;
• обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
• дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;
• обеспечение исполнения расходных обязательств;
• проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;
• переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;
• применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг, эффективности бюджетных расходов;
• расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;
• повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе.
Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов.
Современная налоговая политика России в течение ряда лет была связана с проведением налоговой реформы, целью которой являлось достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.
Налоговая реформа проводилась по следующим трем направлениям:
• во-первых, совершенствование налогового законодательства;
• во-вторых, установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов;
• в-третьих, совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства.
В ходе налоговой реформы реализовывались конкретные мероприятия, направленные:
• на сокращение числа налогов и сборов, отмену неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов, а также мелких налогов и сборов, дающих незначительные поступления, но сравнительно дорогих в администрировании;
• повышение значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов;
• введение системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду;
• расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной;
• унификацию ставок налогов и принципов налогообложения в отношении инструментов финансового рынка и рынка ценных бумаг и профессиональных участников рынка;
• изменение организационной структуры налоговых органов;
• ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе.
Реализация указанных мер позволила сформировать современную налоговую систему государства с рыночной экономикой.
Налоговая политика России в среднесрочной перспективе ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения и включает в себя следующие основные мероприятия:
• дальнейшее снижение налогового бремени;
• упрощение налоговой системы;
• исключение чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) соответствующих платежей по налогу на добавленную стоимость;
• установление единой и максимально низкой ставки НДС;
• преобразования в сфере налогообложения фонда оплаты труда;
• освобождение от налогообложения дивидендов, получаемых российскими юридическими лицами от стратегических инвестиций;
• реализация в Российской Федерации института консолидированной налоговой отчетности;
• реформирование системы взимания акцизов;
• совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов;
• введение налога на жилую недвижимость граждан;
• решение вопросов налогообложения некоммерческих организаций;
• внесение изменений в ставки таможенных пошлин;
• минимизация возможности произвольного толкования налогового законодательства;
• введение налоговых стимулов для развития инновационной экономики.
Страховая политика. В нерыночной системе хозяйствования страхование играет вспомогательную роль. Осуществляется в основном государством, которое выделяет средства из бюджета на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. В рыночной экономике страхование освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Страховая политика Российской Федерации направлена на разработку мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций, государства и предусматривает реализацию следующих основных задач:
• построение многоуровневой системы ответственности и возмещения вреда потерпевшим с использованием потенциала страховщиков, страховых (перестраховочных) пулов и государства для страхования крупных рисков;
• совершенствование механизма проведения процедур банкротства страховых организаций;
• переход страховщиков на составление бухгалтерской отчетности на основе международных принципов и стандартов;
• развитие правовых основ деятельности участников страхового рынка;
• формирование страховых гарантийных фондов для социально значимых видов страхования;
• совершенствование форм и методов страхового надзора;
• повышение капитализации рынка страховых услуг;
• стимулирование развития добровольных форм страхования;
• обеспечение страховой защиты участников отношений, возникающих в сфере перевозок грузов;
• формирование системы страхования рисков при создании образцов вооружения и военной техники;
• обеспечение страхования объектов социальной сферы;
• совершенствование порядка инвестирования средств страховых организаций;
• развитие системы подготовки кадров для страхового рынка;
• повышение финансовой грамотности и информированности населения в сфере страхования;
• гармонизация страховой деятельности с международными стандартами, нормами и правилами (директивами Европейского союза, основными принципами и стандартами страхового надзора Международной ассоциации страховых надзоров, свода правил Всемирной торговой организации, рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития, соглашений, принимаемых в рамках интеграционного взаимодействия государств — участников Содружества Независимых Государств и государств — членов Евразийского экономического сообщества);
• установление единых размеров страховых сумм и страховых выплат за причинение вреда жизни и здоровью гражданина;
• повышение требований к страховщикам, осуществляющим обязательные виды страхования;
• создание механизма полноценного информационного обмена между участниками страхового рынка и органами государственной власти, способствующего оценке рисков, выстраиванию тарифной политики, выявлению фактов мошенничества;
• развитие имущественного страхования в сфере строительства, образования, автомобилестроения, судостроения, авиастроения и других отраслях экономики, а также на случай стихийных бедствий, природных катастроф, техногенных аварий и пожаров.
Валютная политика — совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере валютных отношений. Целью валютной политики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты.
По длительности решения задач различают текущую валютную политику и долговременную валютную политику.
Текущая валютная политика направлена на оперативное регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов1 и т. д. 1 Диверсификации валютных резервов — политика государства, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных иностранных валют с целью обеспечения международных расчетов и защиты их от валютных рисков.
Долговременная валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению валютного механизма с помощью межгосударственных переговоров и соглашений, а также валютных реформ.
Валютная политика осуществляется главным образом в двух формах: учетной политики и девизной политики.
Учетная политика в сфере международных валютных отношений направлена на регулирование валютного курса изменением процентных ставок за кредит. Повышение процентных ставок привлекает капиталы из стран, где существуют более низкие процентные ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты. Напротив, понижение процентной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и понижению курса валюты данной страны.
Девизная политика направлена на регулирование валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты. При падении курса национальной валюты центральный банк страны обычно продает на валютном рынке крупные суммы иностранной валюты, что приводит к повышению курса национальной валюты в отношении иностранных валют, и наоборот, скупка иностранной валюты влечет за собой падение курса национальной валюты.
В Российской Федерации валютная политика направлена на обеспечение устойчивости рубля (валюты Российской Федерации) и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Действенным инструментом реализации валютной политики является валютный контроль.
Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основные направления валютного контроля следующие:
• определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
• проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;
• проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
• проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Валютный контроль в РФ осуществляют специальные органы, к которым относятся: Правительство РФ; органы валютного контроля (Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти); агенты валютного контроля (уполномоченные банки и организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти).
К основным полномочиям органов и агентов валютного контроля относятся: издание нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ; контроль за соответствием проводимых на территории России валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений; определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям.
Политика в сфере государственного долга направлена на укрепление позиции Российской Федерации как заемщика, обеспечение гарантированного выхода на международные финансовые рынки на благоприятных условиях, снижение долговой нагрузки на бюджет; оптимизацию структуры долга, позитивное влияние на макроэкономику.
Для российской политики в сфере государственного долга наиболее значимыми являются следующие обстоятельства:
• высокий удельный вес внешнего долга в форме задолженности перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями;
• неравномерный характер погашения внешнего долга, наличие пиков платежей;
• достаточно высокая стоимость обслуживания государственного внешнего долга;
• неконтролируемые риски корпоративных и региональных заимствований;
• наличие неурегулированной части долга бывшего СССР;
• высокая стоимость так называемых «связанных» кредитов;
• значительные косвенные расходы по займам международных финансовых организаций;
• использование отдельными странами-кредиторами долга бывшего СССР в качестве рычага воздействия на Российскую Федерацию.
Российская Федерация имеет просроченную (неурегулированную) задолженность бывшего СССР перед Кувейтом, Оманом, Таиландом, Турцией, Южной Кореей, Грецией, Мальтой и неурегулированные взаимные финансовые требования в отношениях с Китаем и республиками бывшей СФРЮ.
США, Великобритания, Германия и Франция проявляют готовность решить проблему части долга бывшего СССР путем осуществления политизированных конверсионных схем погашения, включая в них элементы «помощи развитию», которые предполагают в качестве непременного условия предварительное выполнение должником согласованной программы действий и контроль со стороны кредитора за порядком использования долговых платежей в рамках конверсии. Такие государства, как Италия, Испания, Финляндия, Австрия и Португалия, весьма восприимчивы к предлагаемым российской стороной схемам обмена долга и готовы не обусловливать их реализацию политическими требованиями.
По «связанным» кредитам, привлекаемым от правительств иностранных государств исключительно для закупки товаров и услуг, Российская Федерация несет значительные косвенные расходы, вызванные нерыночным механизмом ценообразования на поставляемые инвестиционные и другие товары.
По займам международных финансовых организаций при сравнительно невысокой их стоимости весьма значительны расходы на консультационные услуги, на содержание групп реализации проектов и др. Внушителен перечень предварительных условий, предшествующих началу реализации проектов, финансируемых за счет займов. Устанавливаемые международными финансовыми организациями правила проведения конкурсных торгов создают предпосылки для удорожания закупаемых в рамках проектов услуг, работ и товаров.
Исходя из сложившихся обстоятельств политика Российской Федерации в сфере внутреннего и внешнего государственного долга предусматривает реализацию следующих основных мероприятий:
• создание системы мониторинга внешних заимствований субъектов РФ и субъектов хозяйствования;
• принятие федеральных законов, определяющих порядок проведения компенсационных выплат по сбережениям граждан;
• снижение значения профицита бюджета в качестве основного источника погашения государственного долга;
• постепенное замещение внешнего долга внутренним долгом, выравнивание условий привлечения внутренних и внешних заимствований;
• существенное сокращение долга бывшего СССР, задолженности Российской Федерации перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями;
• упорядочение процедур принятия решений о начале подготовки и привлечении кредитов правительств иностранных государств и международных финансовых организаций;
• совершенствование институциональной структуры взаимоотношений с иностранными инвесторами, в том числе в части, касающейся своевременного предоставления информации иностранным инвесторам и рейтинговым агентствам о финансовой и экономической ситуации в Российской Федерации;
• использование в привлечении внешних финансовых ресурсов новых эффективных форм заимствования (еврооблигаций и др.);
• совершенствование порядка ведения долгового учета.
Наряду с государственной политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Цели финансовой политики конкретного предприятия индивидуальны, так как существуют различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов выручки от реализации.
Целями финансовой политики предприятия могут быть: максимизация рыночной стоимости предприятия; достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для его собственников, инвесторов, кредиторов; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; максимизация доходов собственников капитала в долгосрочной перспективе; возможность получения сверхприбыли как отдельного события; максимизация собственного капитала; наращивание объемов производства и др.
Основные термины и понятия
Финансовая политика — деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.
Государственная финансовая политика — совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.
Финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.
Финансовая тактика — курс, направленный на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов.
Финансовая политика предприятий — деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.
Валютная политика — совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере валютных отношений.
Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Диверсификации валютных резервов — политика государства, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных иностранных валют с целью обеспечения международных расчетов и зашиты их от валютных рисков.