Б18В1Налоговые правоотношения, понятие и структура
Налоговые правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами права в сфере налогообложения.
В состав налоговых правоотношений входят отношения:
· по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;
· в сфере налогового контроля;
· по обжалованию актов налоговых органов;
· действий (бездействия) их должностных лиц;
· по привлечению к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Объектами налоговых правоотношений являются налоги и сборы. Согласно п. 1 ст. 12 НК РФ все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные.
Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются. Следовательно, федеральными признаются налоги и сборы устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Региональными — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ.
Местными — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований
По объекту обложения выделяют:
1) налоги на имущество;
2) налоги на доходы (прибыль);
3) налоги на определенные виды деятельности.
Субъектами налоговых правоотношений являются организации и физические лица, реализующие в них свою специальную правосубъектность, т.е. участвующие в определенных видах налоговых правоотношений. Налоговая правосубъектность представляет собой способность лица обладать субъективными правами, нести юридические обязанности, закрепленные законодательством о налогах и сборах, а также нести ответственность при совершении налоговых правонарушений.
Статья 9 НК РФ в качестве субъектов налоговых правоотношений называет:
• налогоплательщиков;
• налоговых агентов;
• налоговые органы;
• таможенные органы.
Основными субъектами налоговых правоотношений являются, с одной стороны, налогоплательщик, с другой - государство в лице налоговых (таможенных) органов.
С точки зрения содержания налоговая правосубъектность включает два элемента: правоспособность и дееспособность.
Налоговая правоспособность физических лиц возникает с момента рождения и прекращается с их смертью.
Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные на него обязанности.
Б18В2Распределение полномочий по администрированию обязательных страховых взносов между органами государственной власти и органами внебюджетных фондов. Возможные варианты.
Функции по администрированию указанных платежей могут осуществляться либо налоговыми органами, либо внебюджетными фондами. Возможен также вариант, при котором данные функции между ними распределяются.
Органы внебюджетных фондов лишились права принимать решение о предоставлении отсрочки по Единому социальному налогу (ЕСН). Указанные полномочия перешли к налоговым органам.
С принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ органы внебюджетных фондов вообще были исключены из числа участников налоговых правоотношений. Такое решение законодателя отчасти можно объяснить тем, что ЕСН заменил большинство существовавших ранее взносов в государственные внебюджетные фонды, которые, таким образом, получили статус налогов. Взимавшиеся ранее взносы в Пенсионный фонд в части, предназначенной для финансирования базовой части пенсии, вошли в состав ЕСН, поступающего в федеральный бюджет, а в части, предназначенной для финансирования страховой и накопительной частей пенсии, – в состав страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступающих в Пенсионный фонд. Естественно, администрирование тех взносов в государственные внебюджетные фонды, которые получили статус налогов, было передано налоговым органам, и соответственно указанные внебюджетные фонды лишились всяких полномочий по администрированию своих доходов.
Однако налоговым органам была передана и большая часть полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступающих в Пенсионный фонд, которые налогами не признаются, хотя имеют много общего с фискальными платежами. Кроме того, согласно ст. 243 НК РФ подлежащая уплате в бюджет сумма ЕСН сокращается на сумму страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд. Таким образом, с точки зрения законодателя, уплата взносов в Пенсионный фонд равносильна уплате ЕСН. Хотя контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование был передан налоговым органам, территориальные органы Пенсионного фонда сохранили право направлять плательщикам требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Также Пенсионный фонд на основании ст. 25 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» сохранил полномочия по взысканию недоимок по взносам, поступающим от организаций-работодателей.