Базы данных ценового мониторинга
Таблица 2 – Систематизация форм общения
№ п.п. | Описание формы общения | Коэффициент К1 |
Ответ по каналам телефонной связи –а. | ||
Ответ при личной встречи- б. | 1,1 | |
Письменный ответ- в. | 1,2 | |
Ответ по факс модемной связи- г. | 1,3 |
Весь диапазон услуг, осуществляемых ИКС можно разделить на ряд типовых процедур, которые осуществляет консультанты различного уровня.
Согласно должностным обязанностям для всех категорий консультантов выделяются следующие признаки подготовки ответов на запросы клиентов (табл. 3) и выводится коэффициент степени сложности К2.
Таблица 3 – Признаки классификации услуг, оказываемых консультантами
№ п.п. | Описание услуги | Коэффициент К2 |
Подготовка ответов, не требующих привлечение дополнительной информации и формирующих на основе личных знаний консультанта. Возможные формы общения: а, б, в, г. | 1,0 | |
Подготовка ответов, не требующих привлечение дополнительной информации из собственной картотеки службы ИКС. (а, б, в, г) | 1,3 | |
Подготовка ответов, требующих привлечение дополнительной информации из источников вне системы ИКС. (а, б, в, г) | 1,6 | |
Подготовка ответов, требующих привлечение дополнительных консультаций, изучение проблемы, экспертной оценки результатов. ( б, в, г) | До 1,9 | |
Подготовка ответов, требующих проведение специальных исследований, изысканий, проведение опытов на полях и фермах. (в) | До 30,0 |
Систематизацию консультационных услуг, оказываемых ИКС товаропроизводителям АПК приведена в таблице 4. На основании материалов информационных потребностей сельских товаропроизводителей, анализа видов услуг, оказываемых консультантами региональных и районных ИКЦ, практической значимости для производства и сложности подготовки услуги подразделяются на группы с определением степени сложности (К3).
Таблица 4 - Систематизация оказываемых услуг
№ п.п. | Признаки принадлежности | Степень сложности,(К3) |
Социальные вопросы: проблемы сельских жителей в части семейных отношений, пенсий, отдыха, здоровья, ритуальных погребений и т.д. | 1,0 | |
Юридические: правовые и трудовые взаимоотношения, судебные процедуры, разрешение споров на дебиторской и кредиторской задолженности | 1,1 | |
Мониторинговые: сбыт сельскохозяйственной продукции, материально-техническое снабжение, совершенствование рыночных отношений. | 1,2 | |
Технические: механизация трудоемких процессов в сельскохозяйственном производстве. | 1,3 | |
Технологические вопросы: обновление технологических процессов в животноводстве и растениеводстве | 1,4 | |
Экологические: борьба с сорняками, защита растений и животных от вредителей и болезней, защита окружающей среды и др. | 1,5 | |
Экономические вопросы: бизнес-планирование АХД предприятий, использование ОФ, окупаемость инвестиций. | 1,6 | |
Финансовые вопросы: финансы, кредит, налоги, бухгалтерский учет и отчетность. | 1,7 | |
Организационные вопросы: организация предприятий, реорганизация, реформирование, банкротство, разработка стратегии развития производства, реализация инновационных проектов и т.д. | 1,8 |
Технология подготовки ответов на запросы товаропроизводителей может формироваться в следующих основных вариантах:
а) Запрос в ИКС (1) – идентификация вопроса в ИКС (2) – ответ по любому доступному каналу связи (3);
б) 1-2 – поиск ответа в базах данных, справочниках и др. источниках собственной картотеки ИКС (3) – ответ (4);
в) 1 – 2 – 3 обращаются к внештатным консультантам данного уровня ИКС (4) – подготовка ответа (5) – ответ (6);
г) 1 – 2 – 3 – 4 –– поиск ответа в вышестоящем уровне ИКС (5) – получение ответа (7).
Таблица 5 – Классификация консультантов по иерархическому уровню
№ | Классификация консультантов | Коэффициент К4 |
Штатный консультант-организатор районной ИКС | ||
Отраслевой консультант (в штате образовательного или исследуемого центра районного уровня) | 0,8 | |
Внештатный консультант (в штате районных организаций управления, снабжения, сбыта). | 0,9 | |
Штатный консультант-организатор региональной ИКС | 1,3 | |
Отраслевой консультант (в штате региональных образовательных учреждений, повышения квалификации, отраслевых и комплексных исследовательских институтов). | 1,1 | |
Внештатный консультант (в составе управленческих, правовых снабженческо-сбытовых и иных структур регионального уровня). | 1,2 | |
Отраслевой консультант (в составе головных НИИ, вузов, институтов повышения квалификации). | 1,3 | |
Внештатный консультант (в составе министерств, ведомств, федеральных органов власти, биржевых и рыночных структур). | 1,4 | |
Штатный консультант головного информационно-консультационного центра. | 1,5 |
3.2 Определение затрат времени и расчет штата сотрудников ИКС
В трехуровневой структуре ИКС, по принятой системе оказания консультационных услуг, на наиболее сложные запросы ответы готовятся на региональном и федеральном уровнях. Они требуют более квалифицированной формулировки ответов, на основании чего при нормировании труда консультантов за базовый выбран консультант районного звена. Мониторинг работы ИКС всех уровней подтверждает, что основная масса потока запросов формируется и обрабатывается в районных ИКС. Его затраты времени на подготовку ответа приняты за базу и приравнены к 1,0 часу рабочего времени консультанта. На подготовительно-заключительные работы отводятся затраты времени в размере 30 минут. Следовательно, рутинный запрос, квалифицированный под цифрой [“1”] из таблицы 3 по времени на подготовку ответа должен занимать 1,5 часа. Время на оформление передачу вопроса запрашиваемому не входит в состав основного времени и зависит от степени организации работы ИКС, быстродействия каналов связи, умения уважительно, но локанично обращаться с клиентами. В данном случае рекомендуется при оценке загрузки штата консультантов ориентироваться на чистое время, а не на все вспомогательные операции, тогда у штата появиться постоянно действующий стимул эффективно организовывать свой труд.
Общей формулой для получения итоговых затрат времени (Т0) на подготовку ответа консультантом в зависимости от формы общения с клиентом (табл.2), признаков классификации (табл.3) и систематизации (табл.4) услуг, должностной направленности (табл.5) будет:
Т0 = ТП + ТБ × К1 × К2 × К3 × К4 (1)
Где ТП – затраты времени на подготовительно-заключительные работы (ТП = 0,5 ч);
ТБ – затраты времени на подготовку ответа, принятого за базовый (ТБ = 1 ч).
Т0 = 0,5 + 1 × 1 × 1 × 1 × 1 = 1,5 ч – на 1 соц. вопрос
Время на все вопросы рассчитывается как время на один вопрос умножается на кол-во вопросов (по телефону, при личной встрече и т.д.).
В службу ИКС обращается каждое предприятие с 10-ю вопросами. Следовательно, в службу ИКС поступает в течение месяца 150 вопросов (15×10 = 150). Необходимо определить количество работников службы ИКС по группе промышленных предприятий. В нашем варианте на все запросы, поступающие в службу ИКС, будет отвечать штатный консультант-организатор районной ИКС. Следовательно, во всех расчетах К4 = 1.
Таблица 6 - Расчет количества работников ИКС по промышленным предприятиям
Название вопроса | Кол-во | К3 | Форма общения (% вопросов) | Кол-во | К1 | Описание Услуги | К2 | Кол-во времени на 1 вопрос | Кол-во времени на все вопросы |
Финансовые (30%) | 1,7 | телефон (50%) | 1,0 | На основе личных знаний консультанта | 1,0 | 2,2 | 81,4 | ||
личная встреча (22%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 2,9 | 22,1 | ||||
письменный ответ (28%) | 1,2 | Вне системы ИКС | 1,6 | 3,8 | 79,8 | ||||
Социальные (5%) | телефон (67%) | 1,0 | На основе личных знаний консультанта | 1,0 | 1,5 | 13,5 | |||
личная встреча (33%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 1,9 | 7,6 | ||||
Юридические (10%) | 1,1 | телефон (50%) | 1,0 | На основе личных знаний консультанта | 1,0 | 1,6 | 20,8 | ||
личная встреча (17%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 2,1 | 8,4 | ||||
письменный ответ (33%) | 1,2 | Вне системы ИКС | 1,6 | 2,6 | 20,8 | ||||
Мониторинговые (5%) | 1,2 | личная встреча (33%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 2,2 | 8,8 | ||
письменный ответ (67%) | 1,2 | Вне системы ИКС | 1,6 | 2,8 | 25,2 | ||||
Технические (10%) | 1,3 | личная встреча (33%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 2,4 | 19,2 | ||
письменный ответ (67%) | 1,2 | Вне системы ИКС | 1,6 | ||||||
Технологические (10%) | 1,4 | личная встреча (50%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 2,5 | |||
письменный ответ (50%) | 1,2 | Вне системы ИКС | 1,6 | 3,2 | 41,6 | ||||
Экономические (15%) | 1,6 | телефон (45%) | 1,0 | На основе личных знаний консультанта | 1,0 | 2,1 | 33,6 | ||
личная встреча (22%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 2,8 | 22,4 | ||||
письменный ответ (33%) | 1,2 | Вне системы ИКС | 1,6 | 3,6 | 43,2 | ||||
Экологические (5%) | 1,5 | личная встреча (67%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 2,6 | 23,4 | ||
письменный ответ (33%) | 1,2 | Вне системы ИКС | 1,6 | 3,4 | 13,6 | ||||
Организационные (10%) | 1,8 | телефон (50%) | 1,0 | На основе личных знаний кон-та | 1,0 | 2,3 | 29,9 | ||
личная встреча (33%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 3,1 | 24,8 | ||||
письменный ответ (17%) | 1,2 | Вне системы ИКС | 1,6 |
Суммируя значения колонки ‘количество времени на все вопросы’ получаем 637,1 ч.
Вывод: У штатного консультанта-организатора районной службы ИКС 8-часовой рабочий день, и работает он 5 дней в неделю. Следовательно, получается, что в неделю он работает 40 часов, в месяц – 160 часов. Таким образом, необходимое количество работников ИКС составляет 637,1 /160 = 3,98 » 4 человек.
Необходимо провести расчет штата работников для населения
Население Еткульского района составляет 30283 человек. В службу ИКС обращается каждый 200-ый человек. Следовательно, в службу ИКС поступает 151 вопрос (30283 /200 = 151).
Население обращается в службу ИКС по социальным вопросам (50%) и юридическим вопросам (50%). На все вопросы отвечает штатный консультант-организатор районной ИКС (К4 = 1).
Таблица 7 - Расчет количества работников ИКС по населению
Название вопроса | Кол-во вопросов | К3 | Форма общения (% вопросов) | Кол-во вопросов | К1 | Описание Услуги | К2 | Кол-во времени на 1 вопрос | Кол-во времени на все вопросы |
Социальные (50%) | телефон (60%) | 1,0 | На основе личных знаний консультанта | 1,0 | 1,5 | ||||
личная встреча (25%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 1,9 | 30,4 | ||||
письменный ответ (15%) | 1,2 | Вне системы ИКС | 1,6 | 2,4 | |||||
Юридические (50%) | 1,1 | телефон (50%) | 1,0 | На основе личных знаний консультанта | 1,0 | 1,6 | 52,8 | ||
личная встреча (25%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 2,1 | 35,7 | ||||
письменный ответ (25%) | 1,2 | Вне системы ИКС | 1,6 | 2,6 | 41,6 |
Итого: 244,5 ч на все вопросы. Значит, необходимое количество работников ИКС составляет 244,5/160 = 1,5 » 2 человека.
Образовательные учреждения. Образовательных учреждений в Еткульском районе 40. Каждое учреждение обращается в службу ИКС с 4-мя вопросами. Следовательно, в службу ИКС поступает 160 вопроса (40×4 = 160).
Таблица 8 – Расчет количества работников ИКС по образовательным учреждениям
Название вопроса | Кол-во ? | К3 | Форма общения (% вопросов) | Кол-во ? | К1 | Описание Услуги | К2 | Кол-во времени на 1 вопрос | Кол-во времени на все вопросы |
Социальные (8%) | 1,0 | телефон (70%) | 1,0 | На основе личных знаний консультанта | 1,0 | 1,5 | |||
личная встреча (30%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 1,9 | 3,8 | ||||
Юридические (21%) | 1,1 | телефон (64%) | 1,0 | На основе личных знаний консультанта | 1,0 | 1,6 | 19,2 | ||
личная встреча (36%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 2,1 | 12,6 | ||||
Финансовые (50%) | 1,7 | телефон (50%) | 1,0 | На основе личных знаний консультанта | 1,0 | 2,2 | 46,2 | ||
личная встреча (25%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 2,9 | |||||
письменный ответ (25%) | 1,2 | Вне системы ИКС | 1,6 | 3,8 | 41,8 | ||||
Организационные (21%) | 1,8 | телефон (64%) | 1,0 | На основе личных знаний консультанта | 1,0 | 2,3 | 27,6 | ||
личная встреча (36%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 3,1 | 18,3 |
Итого: 204,5 ч на все вопросы. Значит, необходимое количество работников ИКС составляет 204,5/160 = 1,3 » 1 человек.
Медицинские учреждения. В Еткульском районе 8 медицинских учреждений. Каждое предприятие обращается в районную службу ИКС с 6-ю вопросами. Значит, в ИКС поступает 48 вопросов (8 *6= 48).
Таблица 9 - Расчет количества работников ИКС по медицинским учреждениям
Название вопроса | Кол-во ? | К3 | Форма общения (% вопросов) | Кол-во ? | К1 | Описание Услуги | К2 | Кол-во времени на 1 вопрос | Кол-во времени на всосые вопр |
Социальные (25%) | 1,0 | телефон (46%) | 1,0 | На основе личных знаний консультанта | 1,0 | 1,5 | |||
личная встреча (27%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 1,9 | 5,7 | ||||
письменный ответ (27%) | 1,2 | Вне системы ИКС | 1,6 | 2,4 | 7,2 | ||||
Юридические (25%) | 1,1 | телефон (46%) | 1,0 | На основе личных знаний консультанта | 1,0 | 1,6 | 9,6 | ||
личная встреча (27%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 2,1 | 6,3 | ||||
письменный ответ (27%) | 1,2 | Вне системы ИКС | 1,6 | 2,6 | 7,8 | ||||
Финансовые (25%) | 1,7 | телефон (46%) | 1,0 | На основе личных знаний консультанта | 1,0 | 2,2 | 13,2 | ||
личная встреча (27%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 2,9 | 8,7 | ||||
письменный ответ (27%) | 1,2 | Вне системы ИКС | 1,6 | 3,8 | 11,4 | ||||
Организационные (25%) | 1,8 | телефон (46%) | 1,0 | На основе личных знаний консультанта | 1,0 | 2,3 | 13,8 | ||
личная встреча (27%) | 1,1 | Дополн. инф-я в сис-ме ИКС | 1,3 | 3,1 | 9,3 | ||||
письменный ответ (27%) | 1,2 | Вне системы ИКС | 1,6 | 4,0 |
Итого: 144,4часов на все вопросы. Таким образом, для обслуживания Еткульского района необходимо 144,4/160 = 0,9» 1 работник ИКС.
Количество работников службы ИКС по всем группам вопросов составляет: 4+2+1+1=8 человек.
4 Оценка финансово – экономического состояния предприятия
4.1 Система показателей финансово-экономического состояния предприятия
В нижеследующей таблице приведены основные показатели необходимые для оценки финансово-экономического состояния предприятия.
Таблица 10 – Основные показатели формы №2 – отчет о прибылях и убытках
Показатель | Условное обозначение | № строки | Числовое значение за отчетный период. | ||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции | В | ||||
Себестоимость проданных товаров, продукции | С | ||||
Валовая прибыль | Пв | ||||
Коммерческие расходы | КР | - | - | - | |
Управленческие расходы | УР | - | - | - | |
Прибыль от продаж | Пп | ||||
Прибыль до налогообложения | Пн | -10901 | -5498 | ||
Налог на прибыль и иные обязательные платежи | Нп | - | - | ||
Чистая прибыль | Пч | -6299 | -8670 |
Для анализа финансово-экономического состояния предприятия широко используются финансовые коэффициенты- показатели, выражающие отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим.
Для удобства расчета показателей отдельные строки бухгалтерского баланса объединяются в соответствующие агрегаты: активы группируются по степени их ликвидности и располагаются в порядке убывания ликвидности, пассивы группируются по срокам погашения задолженности и располагаются в порядке возрастания сроков уплаты.
В таблице 11 составлен агрегированный баланс Еткульского сырзавода ООО “Ореол” с 2009 по 2011 годы.
Таблица 11 – Агрегированный баланс предприятия
Группы баланса (агрегаты) | Условное обозначение | Строки баланса | На начало отчетного периода | На конец отчетного периода | Среднее значение | На начало отчетного периода | На конец отчетного периода | Среднее значение | На начало отчетного периода | На конец отчетного периода | Среднее значение |
Активы | |||||||||||
Наиболее ликвидные | А1 | 250+260 | - | ||||||||
Быстро реализуемые | А2 | ||||||||||
Медленно реализуемые | А3 | 210+220 | |||||||||
в том числе, оборотные | А3* | 210+220 | |||||||||
Трудно реализуемые | А4 | ||||||||||
Баланс (А1+А2+А3+А4) | Ба | - | |||||||||
Пассивы | |||||||||||
Наиболее срочные обязательства | П1 | ||||||||||
Краткосрочные обязательства | П2 | ||||||||||
Долгосрочные обязательства | П3 | ||||||||||
Постоянные пассивы | П4 | ||||||||||
Баланс (П1+П2+П3+П4) | Бп | - |
Алгоритм расчета показателей финансово-экономического состояния предприятия, их экономический смысл представлены в таблице 12.
Таблица 12 – Базовые показатели оценки финансово-экономического состояния предприятия
Наименование показателя | Экономический смысл | Алгоритм расчета |
Показатели ликвидности | ||
Общий коэффициент покрытия (коэффициент текущей ликвидности), Ктл | Возможность погашения краткосрочных обязательств за счет оборотных средств | (А1+А2+А3)/(П1+П2) |
Коэффициент срочной ликвидности, Ксл | Платежные возможности предприятия с учетом своевременного проведения расчетов с дебиторами | (А1+А2)/(П1+П2) |
Коэффициент абсолютной ликвидности, Кал | Возможность погашения краткосрочных обязательств за счет денежных средств и краткосрочных вложений | А1/(П1+П2) |
Показатели финансовой устойчивости | ||
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств, Ксзсс | Величина заемных средств на рубль вложенных средств. | (П1+П2+П3)/П4 |
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств, Кмсос | Уровень собственных средств, вложенных в наиболее мобильные активы. | ((а1+А2+А3)-П1+П2))/П4 |
Коэффициент автономии, Ка | Доля собственных средств в совокупных активах | П4/Ба |
Показатели рентабельности | ||
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, Рк | Эффективность использования собственного капитала | Пч/П4 |
Рентабельность совокупных активов по чистой прибыли, Ра | Эффективность использования имущества (совокупных активов) | Пч/Ба |
Показатели деловой активности (оборачиваемости) | ||
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, Кооа | Скорость оборота оборотных активов | В/(А1+А2+А3) |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, Коск | Скорость оборота собственного капитала | В/П4 |
В таблице 13 представлены фактические значения финансово-экономических показателей, рассчитанные на основании таблиц 10 и 11 и алгоритма расчета (табл. 12), а так же нормативные значения данных показателей.
Коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости рассчитываются на дату составления бухгалтерской отчетности, то есть на начало и конец отчетного периода. Таким образом, они фиксируют лишь моментное финансовое состояние предприятия и не дают представления о финансовом состоянии предприятия в целом. Более объективным и предпочтительным представляется метод расчета коэффициентов на основании средних (среднегодовых, среднеквартальных и среднемесячных) значений строк (а, следовательно, и агрегатов) бухгалтерского баланса.
При использовании средних расчетных значений достигается не только единообразие подходов в расчете всех четырех групп финансовых показателей, но и большая значимость и объективность итоговых результатов при рейтинговой (средней интегральной) оценке финансово-экономического состояния предприятия.
В данном случае среднее значение определено по годовому балансу.
(2)
Где – числовое значение, какой либо строки бухгалтерского баланса на начало и конец отчетного периода.
Таблица 13 – Фактические и нормативные значения финансово-экономических показателей
Показатель | Нормативные значения | Фактические значения | ||||||||
Н. Г. | К.г. | Среднее значение | Н. Г. | К.г. | Среднее значение | Н. Г. | К. г. | Среднее значение | ||
Коэффициенты ликвидности | ||||||||||
Ктл | 1,0-2,0 | 0,834 | 0,856 | 0,845 | 0,856 | 0,997 | 0,916 | 0,997 | 0,808 | 0,875 |
Ксл | 0,5-1,0 | 0,156 | 0,137 | 0,147 | 0,137 | 0,041 | 0,093 | 0,041 | 0,048 | 0,046 |
Кал | 0,1-0,3 | 0,082 | 0,038 | 0,060 | 0,038 | 0,010 | 0,025 | 0,010 | 0,000 | 0,004 |
Коэффициенты финансовой устойчивости | ||||||||||
Ксзсс | ≤(0,7-1,0) | 2,987 | 2,890 | 2,938 | 2,890 | 1,788 | 2,339 | 1,788 | 5,151 | 3,469 |
Кмсос | 0,2-0,5 | -0,376 | -0,320 | -0,348 | -0,320 | -0,004 | -0,162 | -0,004 | -0,773 | -0,389 |
Ка | ≥(0,5-0,7) | 0,008 | 0,257 | 0,133 | 0,257 | 0,359 | 0,308 | 0,359 | 0,163 | 0,261 |
Коэффициенты рентабельности | ||||||||||
Рк | отсутствует | 0,168 | 0,158 | 0,163 | -0,402 | -0,286 | -0,344 | -0,394 | -0,651 | -0,523 |
Ра | отсутствует | 0,042 | 0,041 | 0,041 | -0,103 | -0,103 | -0,103 | -0,141 | -0,106 | -0,124 |
Коэффициенты деловой активности (оборачиваемости) | ||||||||||
Кооа | отсутствует | 1,709 | 1,601 | 1,655 | 1,190 | 1,218 | 1,204 | 0,818 | 0,548 | 0,683 |
Коск | отсутствует | 3,236 | 3,042 | 3,139 | 2,261 | 1,613 | 1,937 | 1,084 | 1,789 | 1,436 |
Коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости - показатели первого класса - имеют качественное отличие от показателей второго класса - коэффициентов рентабельности и деловой активности.
К первому классу относятся показатели, для которых определены нормативные (рекомендуемые) значения. Во второй класс входят ненормируемые показатели, значения которых непосредственно не могут быть использованы для оценки эффективности функционирования предприятия. Рассматривая показатели второго класса в динамике, можно лишь констатировать их состояние как “улучшение”, “стабильность”, “ухудшение”. Разделение показателей на два класса весьма условно и является уступкой недостаточной развитости рассматриваемого аналитического инструмента.
4.2 Рейтинговая оценка финансово-экономического состояния предприятия.
В практике оценки финансово-экономического состояния предприятия возникают самые различные варианта соответствия и несоответствия отдельных коэффициентов нормативным требованиям. Таким образом, сам факт расчета всей совокупности коэффициентов не может дать исчерпывающую оценку состояния предприятия (неуд, уд, хор, отл). Следовательно, возникает объективная необходимость проведения рейтинговой (интегральной) оценки.
Рейтинговая оценка должна быть ориентирована на использование всех четырех групп показателей финансово-экономического состояния. Она может быть представлена “балльной” системой и проводиться по следующей схеме.
Числовые нормативные значения коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости имеют определенные границы. Значения коэффициентов, выходящие за пределы диапазона нормативных значений (> или<), следует оценивать баллом 5 или 2 в зависимости от специфики показателей (их экономического смысла). Исключение составляет общий коэффициент покрытия, для которого выход за верхнюю границу (2,0) считается нежелательным, так как превышение оборотными активами краткосрочных обязательств более чем в 2 раза свидетельствует о нерациональном использовании предприятием своих средств.
Числовое значение коэффициентов, находящихся внутри нормативного диапазона, оценивается баллом 4 или 3 в зависимости от того, насколько они приближены к “отличной” или “неудовлетворительной” границам. Рекомендуется делить диапазон пополам и половину, приближенную к рубежу “отлично”, оценивать как ”хорошо”, а половину приближенную к рубежу “неуд.” – как “уд.”
Верхняя граница коэффициентов рентабельности может быть определена расчетами в соответствии с формулами:
- нормативное значение показателя “Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли” ориентировано на уровень банковского депозитного процента
(3)
Где СтД – средняя ставка банковского депозитного процента за отчетный период, доли единицы (4,3%);
СтНn – Ставка налога на прибыль, доли единицы (13,5%).
(4)
– нормативное значение показателя “Рентабельность совокупных активов по чистой прибыли”
, (5)
где СтКк - ставка по краткосрочным банковским кредитам, доли единицы (3,75%);
СтКд - ставка по долгосрочным банковским кредитам, доли единицы (9,8%);
Ба - валюта баланса, руб.,
.
А нижняя граница может быть принята равной нулю, так любой положительный (выше нуля) уровень рентабельности по чистой прибыли желателен, в то время как отрицательный уровень рентабельности (убыточности) свидетельствует о неудовлетворительном значении показателей рентабельности.
Что касается диапазона коэффициента оборачиваемости оборотных средств, то нижний уровень может быть ориентирован на 4 об./год, верхний на 5,5 об./год при среднем значении 4,75 об./год. Нужно заметить, что данный уровень оборачиваемости оборотных средств рассчитан для промышленных предприятий, для сельскохозяйственных предприятий он значительно ниже, что объясняется сезонностью производства. Верхний уровень может быть принят равным 2 об./год, а нижний 0,5 об./год.
По отношению к коэффициенту оборачиваемости собственного капитала верхнюю границу этого показателя (отлично) определяют по формуле:
, (6)
где -нормативный уровень выручки от продаж:
(7)
- нормативный уровень прибыли от продаж:
, (8)
,
,
.
а нижняя граница формируется отношением, в числе которого вместо нормативного уровня выручки от продаж берется себестоимость реализованной продукции с учетом коммерческих и управленческих расходов: (С+КР+УР). То есть нормативная прибыль от продаж исключается из расчетов.
,
.
Сравнение нормативных и фактических значений различных коэффициентов дает возможность применения “балльной” системы для рейтинговой оценки финансово-экономического состояния предприятия. В связи с этим возникает вопрос о значимости отдельных групп показателей в формировании рейтинговой оценки. В отличие от варианта равноценной значимости всех групп показателей предпочтительным представляется вариант дифференцированной значимости отдельных групп, что подтверждается отечественной и зарубежной практикой.
В широко известной пятифакторной модели Э.Альтмана по определению вероятности потенциального банкротства два фактора из пяти представлены показателями рентабельности. Особая значимость показателей рентабельности прослеживается и в “Золотом правиле экономики предприятия”, суть которого заключается в следующем: темпы роста балансовой прибыли должны превышать темпы роста выручки от реализации продукции, а темпы роста реализации, в свою очередь, должны превышать темпы роста активов.
Ориентировочный вариант значимости отдельных групп показателей представлен в таблице 14.
Итоговая рейтинговая оценка (2,3 балла), рассчитанная по предложенной выше методике представлена в таблице 15.
Таблица 14 - Значимость отдельных групп показателей
Показатель | Значимость, % |
Ликвидности | |
Финансовой устойчивости | |
Рентабельности | |
Деловой активности | |
Итого: |
Таблица 15 - Рейтинговая оценка финансово-экономического состояния предприятия
Показатель | Нормативные или рекомендуемые значения | Фактическое значение | Оценка в баллах | Значимость показателя | Оценка группы с учетом значимости | |||||
(5) | (4) | (3) | (2) | |||||||
Показатели ликвидности | ||||||||||
Ктл | 1,8-2,0 | 1,4-1,8 | 1,0-1,4 | <1,0 | 0,845 | 0,916 | 0,875 | |||
Ксл | >1,0 | 0,7-1,0 | 0,5-0,7 | <0,5 | 0,147 | 0,093 | 0,046 | |||
Кал | >0,3 | 0,2-0,3 | 0,1-0,2 | <0,1 | 0,060 | 0,025 | 0,004 | |||
Среднее значение по группе | 2,0 | 0,30 | 0,6 | |||||||
Показатели финансовой устойчивости | ||||||||||
Ксзсс | <0,7 | 0,7-0,9 | 0,9-1,0 | >1,0 | 2,938 | 2,339 | 3,469 | |||
Кмсос | >0,5 | 0,3-0,5 | 0,2-0,3 | <0,2 | -0,348 | -0,162 | -0,389 | |||
Ка | >0,7 | 0,6-0,7 | 0,5-0,6 | <0,5 | 0,133 | 0,308 | 0,261 | |||
Среднее значение по группе | 2,0 | 0,15 | 0,3 | |||||||
Показатели рентабельности | ||||||||||
Рк | >0,037 | 0,019-0,037 | 0,00-0,019 | <0 | -0,163 | -0,344 | -0,523 | |||
Ра | >0,057 | 0,029-0,057 | 0,00-0,029 | <0 | 0,041 | -0,103 | -0,124 | |||
Среднее значение по группе | 2,0 | 0,40 | 0,8 | |||||||
Показатели деловой активности | ||||||||||
Кооа | >2 | 1,25-2 | 0,5-1,25 | <0,5 | 1,655 | 1,204 | 0,683 | |||
Коск | >1,94 | 1,81-1,94 | 1,68-1,81 | <1,68 | 3,139 | 1,937 | 1,436 | |||
Среднее значение по группе | 4,0 | 0,15 | 0,6 | |||||||
Рейтинг | 2,3 |
Анализ финансово-экономических показателей всех четырех групп, свидетельствует, что положение предприятия можно считать удовлетворительным. Для повышения рейтинга руководству предприятия, прежде всего, следует обратить внимание на снижение себестоимости собственной продукции, что позволит увеличить валовую прибыль, а так же увеличить объемы продаж, что позволит повысить деловую активность предприятия, показатели которой в анализируемом периоде находились на неудовлетворительном уровне.
4.3 Прогнозирование возможного банкротства предприятия
В дополнение к рейтинговой оценке другой важной целью финансово-экономического анализа является своевременное выявление признаков банкротства предприятия.
Среди ряда методов прогнозирования банкротства наиболее достоверным представляется модель Э. Альтмана. Модель построена на использовании пяти показателей, от которых в наибольшей степени зависит вероятность банкротства. Использование методов регрессионного анализа позволило Э. Альтману предложить следующее уравнение регрессии:
, (9)
Где
, (10)
, (11)
, (12)
, , (13)
РСА - рыночная стоимость акций.
При значении Z ≤ 1,8 вероятность банкротства очень высока, при 1,8≤ Z ≤2,7-вероятность банкротства средняя, при 2,71≤ Z ≤ 2,9 – вероятность банкротства невелика, при Z ≥ 2,9 –вероятность банкротства очень низкая.
По пятифакторной модели банкротство за один год можно спрогнозировать с точностью до 90%, за два года- с точностью до 70%, за три-с точностью до 50%.
Различные темпы инфляции, различные системы налогообложения и даже различия в фондоемкости, материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости производства требуют уточнения линейной модели Э. Альтмана применительно к условиям российской экономики.
Это прежде всего относится к четвертому элементу модели, так как из-за неразвитости вторичного рынка ценных бумаг определить рыночную стоимость акций для подавляющего большинства российских предприятий практически невозможно.
С учетом приведенных обстоятельств наиболее объективным вариантом для российской экономики будет замена рыночной стоимости акций стоимостью чистых активов или собственного капитала. Тогда
, (14)
Расчеты сделаны по 2011 году, аналогично считаются показатели за 2009 и 2010 года.
Принимая выше представленный, методический подход и приведенные данные можно рассчитать вероятность банкротства предприятия по модифицированной модели Э. Альтмана:
,
,
.
Согласно сделанному расчету вероятность банкротства предприятия в 2009 году была очень высока. Положение ухудшилось к 2010 году, а в 2011 году значение Z увеличилось на 0,028, что свидетельствует о незначительном улучшении.
Заключение
Применение современных информационных технологий в рамках информационно-консультационной службы способно обеспечить:
– решение ранее недоступных задач (очень сложных, или требующих очень больших объемов "свежей" информации и др.);
– обеспечение доступа сельских товаропроизводителей непосредственно или с помощью сотрудников ИКС к важной оперативной информации;
– распространение знаний, информации о передовом опыте в сферах деятельности, важных для товаропроизводителя (технологии, законодательство, рынок и т.п.).
Подводя итог можно отметить, что современные информационные технологии могут с успехом применяться и рамках ИКС лишь, в том случае, когда специалисты по их использованию будут не только знать предоставляемые дополнительные возможности, но и не забывать о проблемах, связанных с этим (см. табл.1,последняя строка).
Кроме того, далеко не всегда применение новых возможностей приводит к лучшему результату по сравнению с традиционными подходами к решению проблем. В связи с этим напомним, что и обычное грамотное применение электронно-вычислительной техники для решения актуальных задач, хотя и не попадает в число новейших информационных технологий, все-таки сохраняет свою полезность, в том числе и в рамках информационно-консультационной деятельности (например, использование электронных таблиц для экспресс-анализа финансового состояния предприятий или для анализа валового дохода, при расчетах по бизнес-планированию и т.п.).
Методические подходы к определению примерных норм затрат времени на основную функцию ИСК – подготовка ответов товаропроизводителям, рекомендуется использовать только для оценки порядка нормативных показателей. Следует подчеркнуть, что предлагаемый метод относится к чистому времени консультационной деятельности. Фактически оплачиваемое затраченное время может быть на порядок больше. Однако нужно иметь в виду, что работа по подготовке ответов на запросы товаропроизводителей относится к особо сложной деятельности и тарификация по ней должна быть достаточно высокой (в пределах 16-17 разрядов ЕТС) с коэффициентом надбавок. Поэтому необходимо выделить чистое время, а по нему в конкретных условиях накапливать статистику по общим нормативам затрат времени. Разработка методических подходов к определению затрат времени на подготовку ответов консультантами является первым этапом нормирования в ИКС, следующим этапом должна стать разработка сборника нормативов, охватывающего сочетания всех возможных вариантов подготовки ответов, заложенных в методике.
При оценке эффективности предпринимательской деятельности используются показатели четырех групп: ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, деловой активности.
Показатели ликвидности и финансовой устойчивости имеют нормативные значения, рекомендуемые для использования всеми отраслями и предприятиями народного хозяйства. Формирование нормативных значений показателей рентабельности и деловой активности требует проведения соответствующих расчетов, учитывающих специфику производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Итоговая оценка эффективности предпринимательской деятельности предполагает определение рейтинга конкретного предприятия по бальной системе оценок.
В дополнение к рейтинговой оценке другим важным этапом в оценке эффективности предпринимательской деятельности является прогнозирование потенциального банкротства предприятия.
Список литературы
1. В. Баутин. Информационно-консультационная служба АПК: итоги работы, проблемы, задачи.// АПК: экономика, управление, 2007,№3.
2. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве. Часть I. Теоретические основы ИКС. /Уч. пособие/ В.А. Стороженко, Р.И. Словцов, Л.М. Голенева и др.; Под общей ред. проф. В.А. Стороженко. – М.: Уч. -изд. отдел центра «Земля России», 2009.
3. Кунц Г.О., Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческого решения Т.1-2. –М.: Прогресс, 2001 г.
4. Ю.И. Клименко, М.Я. Веселовский. ИКС в АПК России//Аграрная Россия, 2006, №5.
5. Организация информационно-консультационной службы в АПК. /Учеб. Пособие/ Под ред. Ю.И. Клименко. –М.: Издательство МСХА, 2000.
6. Организация консультационной службы АПК./Учеб. Пособие/ Под ред. В.М. Кошелева. - М.: 2004.
7. Основы организации и функционирования информационно-консультационной службы в АПК./ Учеб. Пособие/ Под ред. В.М. Кошелева. –М.: 1999.
8. Роль служб сельскохозяйственного консультирования в устойчивом развитии сельских территорий.- М.: 2004.
9. Теория коммуникационных процессов. П. Смит, К. Берри, А. Пулфорд. Коммуникации стратегического маркетинга. -М.: ЮНИТИ, 2010.
10. Фалмер P.M. Энциклопедия современного управления. –М.: ВИПКэнерго, 2008г.
Приложение 1
Базы данных информационно-консультационной службы
- Банк данных инженерно-технического обеспечения АПК России;
- База данных по нормам и рационам кормления сельскохозяйственных животных;
-База данных "Ветеринарные препараты".
Базы данных ценового мониторинга
-База данных о ценах на сельхозпродукцию.