Финансовое прогнозирование, его методы
Прогноз (предвидение, предсказание) - это специальное научное исследование о возможных направлениях будущего развития финансов государства и организаций. Как одна из форм конкретизации научного предвидения в финансовой сфере прогноз находится во взаимосвязи с планированием, программированием и управлением.
В странах с развитой рыночной экономикой финансовое прогнозирование бывает краткосрочным (1-2 года), среднесрочным (5-10 лет) и долгосрочным (на 15-20 лет).
В России, в связи с тем, что у правительства РФ нет пока ни среднесрочных, тем более долгосрочных программ вывода экономики из кризиса финансовый прогноз носит краткосрочный характер.
Если финансовый план имеет законодательный характер, то финансовый прогноз рекомендательный. Отсюда возникает проблема взаимосвязей прогнозирования и планирования финансовых ресурсов и их использования в процессе управления финансами.
Финансовое прогнозирование приобретает новые черты, связанные с учетом требований рыночной экономики. Это относится к тем отраслям хозяйства, которые традиционно финансировались из бюджета (ВПК, коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.). Им рекомендовано внедрение элементов коммерческого расчета с целью получения дополнительных доходов, усиление обоснованности расчетов показателей на основе внедрения долгосрочных экономических и социальных нормативов.
Предпринимательская деятельность ориентируется на свои главные элементы - цену, спрос и предложение товаров и услуг, конкуренцию. Изучение рынка, его организацию и управление с элементами прогнозирования составляет содержание маркетинга.
Эффективность прогноза зависит от реальности поставленных задач и принятых программ, а также от стабильности финансовых показателей, чего нет в России.
Политика финансового управления в государстве предполагает обязательное прогнозирование финансовых показателей на всех уровнях. В финансовом прогнозированиии на макроуровне, региональном и на уровне организации есть много общего: однотипность финансово-экономических показателей, используемых при финансовом прогнозе, однотипность набора финансовых показателей, на которые направлен прогноз (прибыль, валовой доход, чистая прибыль и т.д.), сходство методологии и методов прогнозирования и наконец, той фирмы, в которую облекаются результаты финансовых прогнозов. Форма эта балансовая, независимо от того, бюджет ли это конкретного звена бюджетной системы или это финансовый план организаций.
Эти принципиальные сходства, независимо от разницы методологии составления, позволяют говорить о финансовом прогнозировании и планировании в новом понимании общности основного финансового плана страны (бюджета) и финансового плана организации.
Практическое проявление роли финансового прогнозирования находит свое отражение в следующем. Крупные народнохозяйственные комплексы (холдинги, компании), а также организации, банки, финансовые рынки во многом ориентируются на величину и направление изменения финансовых показателей и денежных потоков в хозяйстве, связанных с бюджетной системой страны.
Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика промышленного, торгового, частного, акционерного, банковского капитала прямо или косвенно ориентируется и зависит, формируется и проводится исходя из объявленных текущих и прогнозных действий государства. Поэтому проблемы финансового прогнозирования на уровне государства и регионов, тесно связанные с денежно-кредитным оборотом, выходят далеко за рамки вопроса о формировании бюджетов.
Задача укрепления финансового управления экономикой может быть представлена как задача сближения прогнозных финансовых проектировок государства и первичного звена. Это означает, что в идеале должно происходить сближение финансовых прогнозов всех уровней по содержанию, целям, задачам и механизмам их практической реализации.
Следует отметить, что финансовые прогнозы показателей сосредоточены на выявлении наиболее вероятных событий и результатов, а также призваны выявить и учесть риски при формировании и утверждении бюджетов.