Понятие и общая классификация затрат
Стоимостная оценка ресурсов, использованных на предприятии - затраты
Понятие затрат существенно различается в зависимости от их экономического назначения.
I. По эк-му назначению:
1) на пр-во и реализацию продукции (текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации)
2) на расширение и обновление пр-ва (единовременные вложения на расширение пр-ва: соб-е и привлеч-е средства)
3) затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые нужды (не связаны напрямую с пр-м; финансир-ся из спец-х фондов, сформир-х из распределяемой прибыли).
Классификация затрат по другим признакам.
Признак Затраты
1. по элементам затрат | -материальные - расходы на оплату труда -отчисления на соц. нужды - амортизация - прочие |
2. по статьям затрат | 1. сырье и материалы 2. возвратные отходы (-) 3. покупные полуфабрикаты и услуги пр-го хар-ра со стороны 4. энергия и топливо 5. основная з/п 6. дополнит-я з/п основных раб-х 7. отчисления на соц. Нужды 8. общепр-е расходы (1)+…+(8)=цеховая Себестоимость 9. общехоз-е расходы 10. потери от брака 11. прочие пр-е расходы (1)+…+(11)=пр-е расходы 12. коммерческие расходы (1)+…+(12)=полная Себестоимость |
3. по местам возникновения | - по рабочим местам - по участкам - по подразделениям - по производствам |
4. по роли в пр-м процессе | - основные -накладные (обслуживание ПП) |
5. по составу | - одноэлементные - комплексные |
6. по способу включ-я в Себестоимость | -прямые - косвенные |
7. по отношению к V пр-ва | - постоянные - переменные |
8. по участию в пр-м процессе | - производственные - непроизводственные (при продаже) |
9. по периодичности возник-я | - текущие - единовременные |
32 Себестоимость продукции. Смета затрат на производство и реализацию
Себестоимость - стоимостная оценка используемых в процессе хозяйственной деятельности ресурсов.
Состав и структура затрат
1. Материальные затраты
Учит-т не только осн-е эл-ты, но и вспомог-е (топливо, энергия). Их оценка уст-ся исходя из: цены приобретения + все надбавки + трансп-е расходы + тамож-е пошлины - возвратные отходы
2. Затраты на оплату труда
Сюда входит з/п осн-х раб-х, премии, надбавки. Не включ-ся те, кот-е финансир-ся из целевых фондов.
3. Отчисления на соц-е нужды(только в бух учете)
Это форма перераспределения НД на финансирование общ-х потреб-й.
- отчисления в пенсионный фонд
- в фонд соц. страх-я
- в фонд обяз-го мед-го страх-я.
4. Амортизация основных средств
Это сумма аморт-х отчислений, начисленных на восстановление ОС.
Она начисляется на собственные и арендованные средства.
5. Прочие затраты Сюда входят: представительские, командировочные, комиссионные расходы.
Соотношение отд-х эл-в дает ощую стр-ру себ-ти. В зависимости от преобладающей доли эл-та выделяют предприятия:
- трудоемкие
- материалоемкие
- фондоемкие
- энергоемкие
Группировка затрат по эк-м элементам отражается в смете затрат. В ней собираются затраты по общности эк-го содержания, по их природному назначению.
«+»
-смета позволяет определить общ-ий объем потребляемых предприятием различ-х видов ресурсов.
- по смете исчисляется Себестоимость валовой продукции, изм-е остатка незавершенного пр-ва
- осущ-ся увязка разделов пр-но-фин-го плана.
«-»
- нельзя определить конкретное направление и место исп-я затрат =>нет возможности анализировать эфф-ть их исп-я и рез-вы снижения
- невозможно определить Себестоимость ед-цы продукции в разрезе всего ассортимента.
33 Себестоимость продукции. Группировка по статьям калькуляции
Себестоимость - стоимостная оценка используемых в процессе хозяйственной деятельности ресурсов.
Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет определить Себестоимость ед-цы прдукции, распределить затраты по ассортиментным группам, выявить резервы снижения затрат.
При группировке затрат по статьям калькуляции затраты объединяются по направлениям их использования, по месту их возникновения.
Группировка затрат по статьям калькуляции имеет вид:
1) сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие(-возвратные отходы)
2) вспомогательные и прочие материалы
3) топливо на технологические цели
4) энергия на технологические цели
5) основная з/п пр-х раб-х
6) дополнительная з/п пр-х раб-х
7) отчисления на соц. нужды по з/п пр-х раб-х
-------------------------------------------------------------(1-7 осущ-ся на раб. месте и прямо относятся на Себестоимость)
8) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
9) расходы на подготовку и освоение нового пр-ва
10) цеховые расходы
--------------------------------------------------------------( 1-10 это цеховая Себестоимость)
11) общепроизводственные расходы
12) потери от брака
-------------------------------------------------------------(1-12 это производств-я Себестоимость тов-й продукции)
13) коммерческие расходы
-------------------------------------------------------------(1-13 это полная Себестоимость товарной продукции)
Конкретный перечень статей калькуляции зависит от учетной политики предприятия.
Общепринятые расходы – расходы предприятия в целом
(1)Расходы на содержание и эксплуатацию (2)Затраты на управление цехом:
оборудования:
- амортизация оборудования - амортизация помещения
- транспортировка - отопление
- ремонт оборудования - ремонт цеха
Коммерческие расходы – расходы, связанные с реализацией.
Все эти статьи постоянные и мало зависят от V пр-ва. Распространенный способ распределения – пропорционально основной з/п основных раб-х..
34 Калькулирование и план снижения себестоимости продукции
Основные плановые показатели по себестоимости:
1.Себестоимость товарной и реализованной продукции
2.Себестоимость единицы продукции, рассчитанной на основе плановой и отчетной калькуляции
3.Затраты на 1 руб. товарной продукции = Затраты на производство и реализацию / объем товарной продукции в ценах реализации
4.Процент снижения затрат по сравнимой товарной продукции по технико-экономическим факторам.
Снижение себестоимости рассчитывается в след порядке:
1.Определяются затраты на 1р продукции в базисном году
2.Рассчитывается Себестоимость товарной продукции планируемого года исходя из уровня затрат базового года
3.Устанавливается экономия по каждому технико-экономическому фактору и путем суммирования определяется ее совокупная величина
4.Из себестоимости товарной продукции, найденной в пункте 2 вычесть 3
5.Рассчитывается уровень затрат на 1 рубль товарной продукции планового года и устанавливается % снижения затрат к уровню базового года.
35 Прибыль предприятия: формирование и распределение
Функции прибыли:
1.Характеризует экономический эффект, полученный предприятием за определенный период.
2.Выступает как финансовый результат и как финансовый ресурс предприятия.
3.Источник формирования доходной части бюджета.
Финансовым результатом может быть прибыль или убыток (выручка - себестоимость)
Форма№2 «отчет о прибыли и убытках»: выручка от продаж; затраты на производство и реализацию; прибыль от основной доходности; сальдо по операционной деятельности; сальдо по внереализованной деятельности; прибыль до налогообложения; налоги с прибыли; чистая прибыль.
Прибыль, облаг-я налогом определяются с учетом требований налогового кодекса РФ, т.е. это результат налогового учета. Поэтому она может не совпадать с прибылью до налогообложения.
Чистая прибыль компании, организации распределяются по след направлениям:
1.Формирование резервных фондов.
2.На выплату доходов участникам, учредителям.
3.На создание фондов целевого назначения.
36 Анализ безубыточности для отдельного продукта
Основные предположения при анализе:
1.Переменные и постоянные издержки определены с высокой точностью.
2.Предполагается, что не происходит изменения цен на сырье и производимую продукцию за период, за который проводится анализ.
3.Постоянные издержки остаются неизменными в определенном диапазоне объема продаж.
4.Переменные издержки на единицу продукции не изменяются с изменением объема продаж.
5.Продажи осуществляются равномерно.
Практика финансово-экономической оценки выработала след методы ее проведения:
1. Горизонтальный (временный) – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
2. Вертикальный (структурный) – в оценке выявлена каждая позиция на результаты в целом.
3. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции с рядом предшеств периода. Выявляется тенденция.
4. Коэффициентный анализ – расчет отношений между отдельными позициями одной формы отчетности или позициями разных форм отчетности.
5. Сравнит (пространственный) анализ – внутрихозяйственный и межхозяйственный.
6. Факторный анализ – оценивает влияние отдельных факторов на результативный показатель.
37 Показатели финансово-экономического состояния предприятия
Все показатели можно объединить в 4 группы:
1.Показатели ликвидности – способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет текущих активов.
2.Показатели финансовой устойчивости – характеризуют способность предприятия в будущем не иметь просроченных платежей по своим обязательствам.
3.Показатели рентабельности
4.Показатели деловой активности – оборачиваемость капитала и его составляющих.
38 Содержание и порядок разработки бизнес-плана
Бизнес-план – документ, который описывает все основные аспекты будущей предприятий деятельности, проблемы, с которыми можно столкнуться, а также способы решения этих проблем.
В процессе разработки бизнес-плана определяются цели и задачи, достижение которых позволит компании обеспечить стабильность в ближайшее время и в последующие периоды.
Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план помогает решить следующие проблемы:
- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить состав управленцев, ответственных за реализацию стратегии;
- определить состав и показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, производственные и торговые издержки по их производству и реализации;
- выявить соответствие кадров планируемым объемам и структуре товаров, работ, услуг;
- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
- оценить финансовое положение фирмы;
- предусмотреть проблемы, кот могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
3 функции бизнес-плана:
1.Стратегическая
2.Инвестиционная
3.Функция планирования.
Содержание бизнес-плана:
1. Титульный лист
2. Резюме
3. Описание товара (услуги)
4. Стратегия маркетинга
5. Организационный план
6. План производства
7. Финансовый план
8. Оценка риска и страхование
9. Приложения.
Проблемами современного бизнес-планирования являются:
1. Отсутствие единого стандартного формата бизнес-плана;
2. Недостаток информационного обеспечения;
3. Высокая стоимость разработки бизнес-плана;
4. Отсутствие гарантий в получении финансирования под бизнес-план.