Бюджет как основное звено системы финансов.
1. Бюджет государства, его содержание и роль в макроэкономическом регулировании.
2. Функции государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета.
3. Структура бюджетной системы.
4. Принципы функционирования государственных финансов (государственного бюджета).
1. Во всех странах в результате производственной либо торгово-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Главную роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет государственный бюджет.В результате перераспределения национального дохода страны его часть в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов государства.
Государственный бюджетпредставляет собой форму образования и расходования фондов денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства.
Бюджету принадлежит особое значение в системе государственных финансов. Он представляет собой ту часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, хозяйствующими субъектами и населением — с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда денежных средств.
С помощью бюджета государственные и региональные органы власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий и программ.
2. В качестве экономической категории бюджет является составной частью системы финансовых отношений; следовательно, ему присущи и основные функции финансов.
Распределительнаяфункция бюджета отражает деятельность государства по образованию и использованию централизованных фондов денежных средств по различным уровням федеральной и региональной власти и органов управления. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или замедлять темпы общественного производства, рост капиталов, инвестиций и частных сбережений населения.
Перераспределение национального дохода через государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных этапов: образования доходов бюджета и использования бюджетных средств (расходы бюджета).
В процессе формирования доходов бюджета и их расходования решаются также задачи государственного регулирования экономического и социального развития.
Доходы государственного бюджета — это денежные средства, которые поступают в распоряжение органов власти и местного самоуправления в безвозмездном и безвозвратном порядке.
Виды доходов : от хозяйственной деятельности; от ВЭД; оказания брокерских и др посреднических услуг; от приватизации; от банковской и страховой деятельности; пошлинные доходы; акцизы; ресурсные платежи; от граждан и др.
Расходы государственного бюджета —это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы: на финансирование нар.хозяйства; на социально-культурные мероприятия (образование, медицина); на финансирование государственных и муниципальных программ; на оборону; на содержание правоохранительных органов; муниципальных органов; на ВЭД, пособия и компенсации гражданам и др виды расходов.
Важную роль для экономического и культурного строительства занимает бюджетное регулирование. На основе бюджетного регулирования происходит межтерриториальное распределение денежных средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой основой региональных органов власти, в результате чего происходит укрепление их связей со всей экономикой страны
Бюджеты несут в себе также контрольную функцию, которая заключается в возможности и обязанности контроля за поступлением и использованием средств государственного бюджета.
3. Совокупность всех звеньев государственных финансов определяет бюджетное устройство в стране. Бюджетное устройствопредполагает организацию государственных финансов, взаимоотношения между их отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, состав и структуру бюджетов, законодательные основы формирования и использования бюджетных средств. Составной частью бюджетного устройства государства является бюджетная система.
Бюджетная системапредставляет собой совокупность бюджетов государства всех уровней. Бюджетная система выступает главным звеном финансовой системы государства.
При этом построение бюджетной системы напрямую зависит от формы государственного и административного устройства страны.
Бюджетная система России построена таким же образом, как и государство, по принципу федерализма.
Федеративное государство — форма организации государственного устройства, при которой административно-территориальные образования, входящие в это государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределахраспределенных между ними и центром полномочий. Бюджетная система федеративных государств состоит из трех звеньев и складывается из федерального бюджета, бюджетов членов федераций и местных бюджетов.
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции Российской Федерации и конституциях республик в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации включает следующие уровни:
• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• местные бюджеты.
Бюджетная система Российской Федерации включает федеральный бюджет, бюджет 20 республик, входящих в состав Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, восемь окружных бюджетов, соответствующих автономных округов и около 30000 местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Бюджеты, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не являются составной частью федерального бюджета, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Составной частью государственных финансов являются государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования). Денежные средства данных фондов по своему экономическому содержанию и направленности их использования практически не отличаются от бюджетных средств.
4. Функционирование государственных финансов в Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах, определенных Бюджетным кодексом РФ
1. Принцип единства бюджетной системыозначает единство базы, денежной системы, всех форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов для всех уровней бюджетной системы, учета средств федерального, региональных и местных бюджетов.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системыозначает закрепление (полностью или частично) соответствующих источников доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. Одним из важнейших является принцип самостоятельностивсех бюджетов.
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат соответствующему отражению в обязательном порядке и полном объеме.
5.Принцип сбалансированности бюджета(предполагает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарной величине доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
6.Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средствозначает, что при составлении и исполнении бюджетов все органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов согласно определенному бюджетом запланированному объему средств.
7.Принцип общего покрытия расходовподразумевает, что все расходы бюджета должны покрываться обшей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
8. Принцип гласностипредполагает обязательное опубликование в средствах массовой информации всей информации.
9. Принцип достоверности бюджетаозначает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реальную обоснованность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средствпредусматривает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обязательным обозначением направления их на расходование и финансирование конкретных целей.
Бюджетный процесс РФ.
Проект федерального бюджета разрабатывается на основе среднесрочного прогноза основных финансовых показателей социально-экономического развития на ближайшую перспективу.
Составной частью бюджетной политики является бюджетный процесс, который представляет собой регламентированную нормами права деятельность государственных органов власти и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению бюджетов, а также обеспечению контроля за их исполнением.
Бюджетный процесс согласно действующему законодательству включает следующие этапы: • составление; • рассмотрение и утверждение; • исполнение.
Составление бюджета.Составление федерального бюджета начинается с Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию РФ, в котором прописываются принципиальные положения финансово-бюджетной политики, особенности структуры бюджета на очередной год, прогноз свободного финансового баланса. Организуетсоставление бюджета Правительство РФ, начиная не позднеечем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
На 1 этапе формирования федерального бюджета (сокращ. фб) осуществляется выбор Правительством РФ варианта прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период, в котором должны содержаться макроэкономические показатели развития экономики и социальной сферы.
На основе выбранного Правительством РФ варианта прогноза функционирования экономики Минфин организует и разрабатывает проектировки основных показателей ФБ на очередной финансовый год и плановый период.
После принятия Правительством РФ основных характеристик ФБ на очередной финансовый год, распределения его расходов в соответствии с бюджетной классификацией расходов бюджетов Минфин в 2-недельный срок направляет бюджетные проектировки фед органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств фб.
2 этап формирования фб включает распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с бюджетной классификацией расходов по получателям бюджетных средств.
Одновременно Минэкономразвития РФ формирует перечень федеральных программ, подлежащих финансированию, согласовывает их объемы на очередной финансовый год. Вся работа 2 этапа должна быть завершена не позднее 15 дней до дня внесения проекта бюджета в ГД. До 26 августа Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год, проект фб на очередной финансовый год. Составленный и согласованный проект фб РФ Правительство РФ не позднее 26 августа текущего года вносит на рассмотрение в ГД.
Рассмотрение федерального бюджета.Это следующая стадия бюджетного процесса. В настоящее время депутаты Госдумы РФ и Совета Федерации принимают самое деятельное участие в рассмотрении бюджетных показателей, их анализе. На данном этапе может трансформироваться структура бюджета, усиливаться или изменяться акценты на приоритетных направлениях развития экономики и социальной сферы, укрепления обороноспособности, правоохранительной и судебной системы и др.
Госдума РФ рассматривает проект Федерального закона «О федеральном бюджете» на текущий год в трех чтениях в течение трех-четырех месяцев со дня внесения его Правительством РФ.
При рассмотрении фб в 1 чтении ГД обсуждает его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетаи налоговой политики, основные характеристики фб на предстоящий период. По результатам рассмотрения принимается проект фб в 1 чтении и утверждаются основные характеристики фб.
При рассмотрении проекта фб во 2 чтении ГД утверждает перечень главных административных доходов бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета; бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета в пределах общих объемов расходов, утвержденных в 1 чтении.
При рассмотрении в 3 чтении утверждаются ведомственная структура расходов фб на очередной финансовый год. Для рассмотрения в 3 чтении законопроект выносится на голосование в целом.
На основании заключений комитетов Госдумы РФ соответствующий профильный комитет готовит обобщенное заключение по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на текущий год и концепции проекта ФЗ «О федеральном бюджете» на текущий год и предлагает их вновь для рассмотрения в Госдуме РФ.
Принятый Госдумой РФ ФЗ «О федеральном бюджете» на текущий год в течение 5 дней со дня его принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в установленном порядке.
Закон о бюджете считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения СФ этого закона обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию на паритетных началах для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Думой в 1 чтении.
В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Думы.
Утверждение бюджета. Принятый ФЗ о бюджете в течение 5 дней направляется Президенту РФ на его подписание и обнародование. На подписание Президенту отводится 14 дней, если Президент его не подписал или отклонил, то ГД и СФ вновь рассматривают его в установленном Конституцией порядке.
Закон о бюджете после его подписания Президентом РФ вступает в силу со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.
ФЗ «О федеральном бюджете» на очередной год регламентирует следующие основные положения:
• структуру, содержание, элементы исполнения федерального бюджета;
• способы контроля за мобилизацией доходов;
• порядок взаимоотношений с территориально-административными образованиями Российской Федерации;
• способы контроля за целевым использованием бюджетных ассигнований;
• размер и источники регулирования дефицита федерального бюджета (если он заложен на очередной финансовый год);
• другие положения, которые определяют «финансовый климат» на очередной год.
В случае если закон о федеральном бюджете на текущий год не принят, Правительство РФ имеет право осуществлять расходование бюджетных средств по соответствующим разделам, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации расходов федерального бюджета ежемесячно в размере 1/12 от сумм фактически произведенных текущих расходов за предшествующий финансовый год.
Исполнение бюджета.Эта стадия продолжается 12 мес. — с 1 января по 31 декабря и предполагает поступление и расходование денежных средств, т. е. выполнение доходной и расходной частей бюджета.
Важнейшими задачами исполнения бюджета являются обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден данный бюджет.
Отчет об исполнении бюджета.Данный этап длится около 6 мес. после окончания очередного финансового года. Его сущность сводится к тому, что Правительство РФ отчитывается перед Госдумой РФ об исполнении бюджета за очередной финансовый год.