Перечисление арендной платы

ПОЛУЧЕНИЕ ОСНОВНОГО СРЕДСТВА (ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА) В АРЕНДУ


Путеводитель по сделкам. Аренда основного средства (движимого имущества). Арендатор (субарендатор) {КонсультантПлюс}

Сам факт получения основного средства в аренду не влечет для арендатора каких-либо налоговых последствий по НДС.


Путеводитель по сделкам. Аренда основного средства (движимого имущества). Арендатор (субарендатор) {КонсультантПлюс}

Сам факт получения основного средства в аренду не влечет для арендатора каких-либо налоговых последствий по налогу на прибыль.


Путеводитель по сделкам. Аренда основного средства (движимого имущества). Арендатор (субарендатор) {КонсультантПлюс}

Налог на имущество с полученных в аренду основных средств арендатор не уплачивает


Путеводитель по сделкам. Аренда основного средства (движимого имущества). Арендатор (субарендатор) {КонсультантПлюс}

В бухгалтерском учете арендованные объекты основных средств учитываются на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" в сумме, указанной в договорах аренды (Инструкция по применению Плана счетов). Арендатору при этом рекомендуется открыть на арендованный объект инвентарную карточку и учитывать его по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем (п. 14, абз. 4 п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств) <*>.

Амортизацию по полученному в аренду основному средству арендатор не начисляет (п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Дебет Кредит Содержание операций
Получение основного средства в аренду
  Принято на забалансовый учет полученное в аренду основное средство
Возврат основного средства арендодателю
  Списано с забалансового учета арендованное основное средство


Путеводитель по сделкам. Аренда основного средства (движимого имущества). Арендатор (субарендатор) {КонсультантПлюс}

ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ


При получении правильно оформленного счета-фактуры от арендодателя и при условии, что арендованное основное средство используется в облагаемых НДС операциях, у арендатора возникает право на вычет "входного" НДС с арендной платы за соответствующий период (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).


При применении метода начисления сумма арендных платежей включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). В целях налогообложения арендная плата признается расходом на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Удержание НДФЛ при перечислении арендной платы по договору аренды основного средства (движимого имущества)

Организация, которая арендует основное средство у физического лица (в том числе у своего работника) и выплачивает ему арендную плату, обязана в качестве налогового агента исчислить, удержать у физического лица и уплатить в бюджет НДФЛ с суммы такого дохода

Затраты на аренду имущества являются расходами по обычным видам деятельности при условии, что арендованное основное средство используется в процессе производства и (или) реализации продукции, товаров (работ, услуг). Данные расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место (п. п. 5, 7, 16, 18 ПБУ 10/99). Расходы в виде арендной платы (без учета НДС) учитываются в размере, установленном договором (п. п. 6, 6.1 ПБУ 10/99). Такие расходы отражаются по дебету счета учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с арендодателем (Инструкция по применению Плана счетов).

В ином случае, а именно если арендованное основное средство не используется в процессе производства и (или) реализации продукции, товаров (работ, услуг), затраты на аренду имущества признаются прочими расходами (п. 4 ПБУ 10/99).

При применении в налоговом учете метода начисления, а также при применении кассового метода (если арендная плата перечисляется авансом) различий между порядком признания расходов на аренду в бухгалтерском и налоговом учете не возникает.

Когда арендатором применяется в налоговом учете кассовый метод и расходы в виде арендной платы учитываются при формировании бухгалтерской прибыли (убытка) в одном отчетном периоде, а при определении налоговой базы по налогу на прибыль - в следующем отчетном периоде (на дату осуществления расчетов с арендодателем), в периоде признания в бухгалтерском учете расходов в виде арендной платы возникают вычитаемая временная разница (ВВР) и соответствующий ей отложенный налоговый актив (ОНА). Указанные ВВР и ОНА погашаются на дату перечисления арендной платы арендодателю (п. п. 11, 14, 17 ПБУ 18/02).

В таблице используются следующие обозначения аналитических счетов по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам":

68-НДС "Расчеты по НДС";

68-пр "Расчеты по налогу на прибыль";

68-НДФЛ "Расчеты по НДФЛ".


Дебет Кредит Содержание операций
Договор заключен с организацией (индивидуальным предпринимателем)
(44 и др.) Признаны расходы по аренде
Отражен НДС, предъявленный арендодателем
68-НДС Принят к вычету "входной" НДС (при наличии у организации права на налоговый вычет)
68-пр Признан ОНА <*>
(50, 71) Произведены расчеты с арендодателем <**>
68-пр Погашен ОНА <*>
Договор заключен с работником или иным физическим лицом, которое не является индивидуальным предпринимателем
(44 и др.) (76) Отражены расходы по аренде
68-пр Признан ОНА <*>
(76) 68-НДФЛ Удержан НДФЛ
68-НДФЛ Перечислен в бюджет удержанный НДФЛ
(76) (51) Произведены расчеты с арендодателем
68-пр Погашен ОНА <*>

<*> Данная проводка может быть только у организаций, которые применяют кассовый метод в налоговом учете.

В данном случае исходим из предположения, что арендная плата формирует бухгалтерскую прибыль (убыток) ежемесячно. Учетной политикой организации может быть предусмотрено, что промежуточная бухгалтерская отчетность составляется ежемесячно, т.е. отчетными периодами являются месяц, два месяца и так далее до окончания года (п. 6 ст. 3, ч. 5 ст. 13, ч. 4, 6 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 48 ПБУ 4/99).

<**> Предельный размер наличных расчетов в рамках одного договора между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем не должен превышать 100 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов (п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов"). Это ограничение не распространяется на наличные расчеты по договору между организацией и физическим лицом (п. 5 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У).


Путеводитель по сделкам. Аренда основного средства (движимого имущества). Арендатор (субарендатор) {КонсультантПлюс}

Товарные операции могут осуществляться организациями с участием третьих лиц, т.е. посредников. Юридические основы посреднической деятельности заложены в Гражданском кодексе Российской Федерации и других законодательных актах. В частности, в Гражданском кодексе Российской Федерации приведены основные договоры, которыми оформляются посреднические отношения. К ним относятся договор поручения, договор комиссии и договор агентирования.

Наиболее характерными отличиями посреднических договоров от договоров других типов являются следующие моменты:

1. Право собственности на товары к посреднику не переходит никогда. Даже если товары фактически находятся на складе посредника, они ему не принадлежат и учитываются на забалансовых счетах.

2. Посредник за свою услугу получает вознаграждение. Сумма вознаграждения и является для него доходом, или выручкой от реализации. Причем только эта сумма, а не все средства, полученные от заказчика посреднической деятельности для выполнения его поручения.

3. Практически все расходы, связанные с исполнением поручения заказчика посреднической деятельности, относятся за счет заказчика. То есть они не являются расходами посредника и должны быть ему возмещены.


Статья: Бухгалтерский учет и налогообложение посреднических операций (Алексеева Г.И.) ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2015, NN 14, 15) {КонсультантПлюс}

При отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, совершаемых в рамках исполнения договора комиссии, комиссионеру необходимо руководствоваться следующими тремя правилами, закрепленными в нормативных документах, регулирующих правила ведения бухгалтерского учета.

Имущество (товары), поступающее комиссионеру от комитента, а также имущество, приобретаемое комиссионером для комитента, собственностью комиссионера не являются и, соответственно, принимаются комиссионером к учету на забалансовых счетах (002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" или 004 "Товары, принятые на комиссию") в оценке, предусмотренной в договоре (п. 14 ПБУ 5/01).

У комиссионеров порядок исчисления НДС не зависит от того, участвует комиссионер в расчетах за реализуемые товары или нет.


Статья: Бухгалтерский учет и налогообложение посреднических операций (Алексеева Г.И.) ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2015, NN 14, 15) {КонсультантПлюс}

Пример 6. ООО "Вера" (комитент) и ООО "Магнат" (комиссионер) заключили договор комиссии, в соответствии с которым ООО "Магнат" реализует товары, принадлежащие ООО "Вера", без участия в расчетах за эти товары. Продажная стоимость товаров - 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Сумма комиссионного вознаграждения - 10% от стоимости реализованных товаров.

ООО "Вера" передало товары ООО "Магнат" в январе 2015 г. В феврале 2015 г. ООО "Магнат" отгрузило товары покупателю. В феврале 2015 г. же сторонами (ООО "Вера" и ООО "Магнат") был подписан акт о том, что ООО "Магнат" выполнило свои обязательства по договору комиссии.

Денежные средства за реализованные товары в размере 118 000 руб. поступили на счет комитента (ООО "Вера") в марте 2015 г. В марте же ООО "Вера" перечислило ООО "Магнат" сумму комиссионного вознаграждения в размере 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.).

В бухгалтерском учете комиссионера (ООО "Магнат") отражаются следующие записи:

Январь 2015 г.:

Д-т сч. 004 "Товары, принятые на комиссию" - 118 000 руб. - поступили товары от предприятия "Луч" (первичный документ - акт приемки-передачи товара на комиссию).

Февраль 2015 г.:

К-т сч. 004 "Товары, принятые на комиссию" - 118 000 руб. - отгружен товар покупателю (первичный документ - бухгалтерская справка);

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты с комитентом", К-т сч. 90 "Продажи" - 11 800 руб. - начислено комиссионное вознаграждение (первичный документ - отчет комиссионера);

Д-т сч. 90 "Продажи", субсчет "НДС", К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", - 1800 руб. - НДС с суммы комиссионного вознаграждения начислен к уплате в бюджет (первичный документ - счет-фактура).

Март 2015 г.:

Д-т сч. 51 "Расчетные счета" К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты с комитентом", - 11 800 руб. - поступили средства от комитента (первичный документ - выписка банка по расчетному счету).


Статья: Бухгалтерский учет и налогообложение посреднических операций (Алексеева Г.И.) ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2015, NN 14, 15) {КонсультантПлюс}

Договор на приобретение товара

Суммы денежных средств, поступающие к комиссионеру от комитента для закупки товаров по договору комиссии, включаются в налоговую базу у комиссионера только в части, приходящейся на комиссионное вознаграждение.

Пример 7. ООО "Вера" (комитент) и ООО "Магнат" (комиссионер) заключили договор комиссии, по условиям которого ООО "Магнат" закупает для ООО "Вера" товары с участием в расчетах за эти товары. По условиям договора комиссии вознаграждение комиссионера определяется как разница между суммой, полученной от комитента для исполнения поручения, и суммой, уплаченной продавцу.

Для исполнения поручения от ООО "Вера" в январе 2015 г. получены денежные средства в сумме 259 600 руб. В феврале 2015 г. комиссионер приобрел товар за 236 000 руб., в том числе НДС - 36 000 руб.; в этом же месяце товары переданы комитенту и им утвержден отчет комиссионера об исполнении поручения.

В бухгалтерском учете комиссионера (ООО "Магнат") отражаются следующие проводки:

Январь 2015 г.:

Д-т сч. 51 "Расчетные счета" К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты с комитентом", - 259 600 руб. - поступили средства от ООО "Вера" на закупку товаров (первичный документ - выписка банка по расчетному счету).

Февраль 2015 г.:

Д-т сч. 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" - 220 000 руб. - поступил товар от поставщика (первичный документ - накладная);

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты с комитентом", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 220 000 руб. - стоимость товара отнесена за счет ООО "Луч" (первичный документ - бухгалтерская справка);

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "НДС", К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", - 3600 руб. (259 600 - 236 000) x 18/118) - отражено начисление НДС с суммы комиссионного вознаграждения, полученного авансом (первичный документ - счет-фактура);

Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К-т сч. 51 "Расчетные счета" - 236 000 руб. - перечислены денежные средства поставщику (первичный документ - выписка банка по расчетному счету);

К-т сч. 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" - 236 000 руб. - закупленный товар передан ООО "Вера" (первичный документ - накладная);

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты с комитентом", К-т сч. 90 "Продажи", субсчет "Выручка", - 23 600 руб. - начислено комиссионное вознаграждение (первичный документ - отчет комиссионера);

Д-т сч. 90 "Продажи", субсчет "НДС", К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", - 3600 руб. - начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения (первичный документ - счет-фактура);

Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "НДС", - 3600 руб. - НДС, уплаченный в бюджет при поступлении аванса, предъявлен к вычету (первичный документ - счет-фактура).

Наши рекомендации