Государственный банк Российской Империи – 1860г 2 страница

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами

14) устанавливает правила бух учета и отчетности для банковской системы РФ

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ

16.1) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета РФ в системе национальных счетов и организует составление финансового счета РФ (п 16.1 введен ФЗ №286 от 19.10.2011)

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физ лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физ лиц в банках РФ, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Банк России осуществляет такие выплаты в соответствии с ФЗ 96 от 29 июля (!) г.

18.2) является депозитарием средств Международного ВФ в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного ВФ и договорами с Международным валютным фондом

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами

Банк России:

1) эмиссионный центр

2) банк государства

3) банк банков

Лекция 26.09.12

Структура Банка России.

Важную роль в обеспечении выполнения ЦБ возложенных на него задач играет выбор огрганизационной структуры банка.

Банк России представляет собой единую централизованную систему со следующей вертикальной системой управления6

  • Центральный аппарат (ЦА), находится в Москве
  • Территориальные учреждения Банка России (ТУ)
  • РАсчетно-кассовые центры (РКЦ), созданые при ТУ
  • Полевые учреждения Банка России
  • Образовательные учреждения и учебно-методические центры Банка России
  • Российское объединение инкассации (Росинкасс)

В ЦА входят первые заместители и заместители Председателя Банка России, секретариат, советники и помощники председателя Банка России и его заместителей, а также департаменты, главные управления и др.

Структурные подразделения Банка России не являются юридическими лицами.

Территориальное учреждение (ТУ) – обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций в соответствии с нормативными актами Банка России. Основным нормативным актом в этой области является Положение Банка России «О территориальных учреждениях Банка России» от 29.07.1998 №46-П (в ред. от 30.11.2009).

Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов РФ. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по

Экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ.

Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округах РФ, городах Москве и СПБ, Национальные банки республик в Составе РФ.

Территориальное учреждение Банка России, созданное по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов РФ является Главным управлением.

Основные задачи территориального учреждения.

Территориальное учреждение на территории субъекта РФ или экономического района, объединяющего территории нескольких субъектов РФ, участвует в:

  • проведении единой гос денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • беспечивает развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • участвует в обеспечении эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов; обеспечивает осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;
  • Организацию и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг;
  • Организацию валютного контроля;
  • Проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона

В целях выполнения поставленных задач ТУ наделено целым рядом полномочий, закрепленных в Положении №46-П:

  • В области денежно-кредитного регулирования
  • В области организации денежного обращения и расчетов
  • По обслуживанию счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и гос внебюджетных фондов
  • В области экономического анализа и статистики
  • По регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций
  • В области организации банковского санирования и ликвидации кредитных организаций
  • По регулированию и контролю за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг
  • В области валютного контроля
  • В правовой области
  • В сфере информатизации банковской деятельности
  • В области обеспечения безопасности и защиты информации
  • В области связей со средствами массовой информации и общественностью

Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица.

Оно не имеет права:

  • принимать нормативные акты, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства;
  • не в праве предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • н вправе без разрешения Банка россии осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами

Территориальное учреждение возглавляет начальник (в Национальных банках – председатель), который назначается и освобождается от должности Председателем Банка России.

Структура ТУ формируется на тех же принципах, что и структура ЦА и является симметричной структуре подразделений ЦА.

Особое место в деятельности территориальных учреждений занимают расчетно-кассовые центры. Они функционируют в соответствии с Тимовым положенинем о расчетно-кассовом центре Банка России (Утрвеждено приказом Банка России от 07.10.1996 №02-373).

РКЦ и головной РКЦ (ГРКЦ) являются структурными подразделениями Банка России, действующими в составе ТУ. Их создание, ликвидация, реорганизация осуществляются по решению Совета директоров Банка России. Начальник РКЦ (ГРКЦ) назначается начальником ТУ.

Основные функции РКЦ:

  • Осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами)
  • Осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (илиалов)
  • Хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности
  • Обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитными организациям (филиалам)
  • Обеспечение учета и контроля осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам)
  • Расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов гос власти, органов местного самоуправления ,их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Минфина РФ, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами
  • Обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации
  • Обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа
  • Разработка ипредставление в территориальное учреждение Банка России прогноза по эмиссионному результату на предстоящий квартал в целом по обслуживаемой территории
  • Установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком
  • Осуществление контроля за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организациями
  • Составление на основании данных кредитных организаций календаря выдач денег на оплату труда и представление его в территориальное учреждение Банка России
  • Проверка в кредитных организациях работы по соблюдению порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре
  • Регулировани обязательных резервов, депонируемых (размещаемых на спец счетах) в Банке России, осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверка достоверности расчетов обязательтных резервов
  • Участие в реализации функциональных задач территориального учреждения Банка России:
    • В порядке передоверия права по предоставлению банкам кредитов Банка России в установленном порядке
    • По его распоряжению участие в проведении инспекционных проверок кредитных организаций (филиалов), применение к обслуживаемым кредитным организациям санкций в виде штрафа в соответствии со статьей 74 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и др.

Функции специлазириованных подразделений, входящих в систему Банка России, выполняют полевые учреждения Банка россии. Они также не имеют статуса юридического лица и действуют от имени Банка России.

Полевые учреждения имеют особое, двойственное положение:

  1. С одной стороны, они являются составной частью Банка России и осуществляют операции в соовтетствии с федеральными законами и нормативными актами Банка россии
  2. С другой стороны, полевые учреждения являются воинскими учреждениями и руководствуются воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утрвеждаемым совместно Банком России и Минобороны России.

Полевыми учреждениями обслуживаются:

  1. воинские части
  2. учреждения и организации Минобороны России
  3. иные гос органы и юр лица, обеспечивающие безопасность страны
  4. физ лица, проживающие на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, когда создание и функционирование ТУ Банка России невозможно

Структурные подразделения ЦА Банка России:

  1. Сводный экономический департамент
  2. Департамент исследований и информации
  3. Департамент наличного денежного обращения
  4. Департамент регулирования, управления и мониторинка платежной системы Банка России
  5. Департамент регулирования расчетов
  6. Департамент бухгалтерского учета и отчетности
  7. Департамент лицензирования деятельности финансового оздоровления кредитных организаций
  8. Департамент банковского регулирования и надзора
  9. Департамент финансовой стабильности
  10. Главная инспекция кредитных организаций
  11. Департамент операций на финансовых рынках
  12. Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках
  13. Департамент финансового мониторинка и валютного контроля
  14. Департамент платежного баланса
  15. Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы РФ
  16. Юридический департамент
  17. Департамент полевых учреждений
  18. Департамент информационных систем
  19. Департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом
  20. Финансовый департамент
  21. Департамент внутреннего аудита
  22. Департамент международных финансово-экономических отношений
  23. Департамент внешних и общественных связей
  24. Административный департамент
  25. Главное управление недвижимости Банка России
  26. Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России
  27. Главное управление безопасности и защиты информации

Совет директоров Банка России:

Игнатьев Сергей Михайлович – Председатель ЦБ РФ (утв. 24.06.09)

Улюкаев Алексей Валентинович – Первый заместитель Председателя Банка России (13.04.12)

Лунтовский Георгий Иванович – Первый заместитель Председателя Банка России (01.06.11)

Конторович Владислав Карлович – Первый заместитель Председателя Банка России (05.10.11)

Симановский Алеквсей Юрьевич – Первый заместитель Председателя Банка России (06.04.11)

Сухов Михаил Игоревич – Заместитель Председателя Банка России (06.04.11)

Швецов Сергей Анатольевич – Заместитель Председателя Банка России (11.02.09)

Гуденко Людмила Ивановна – Главных бухгалтер – Директор Департамента бухгалтерского учета и отчетности (07.12.10)

Иванова Надежда Юрьевна – Директор Сводного экономического департамента Банка России (05.05.10)

Савинская Надежда Алексеевна – Начальник Главного управления ЦБ РФ по г. СПБ (07.12.10
Шор Константин Борисович – Начальник Московского главного территориального управления ЦБ РФ (07.12.10)

Состав национального банковского совета:

1. Силуанов А.Г. – Министр финансов РФ, Председатель Национального банковского совета

2. Игнатьев С.М. – Председатель Банка России, заместитель Председателя Национального банковского совета

3. Ананьев Д.Н. – первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

4. Белоусов А.Р. – Министр экономического развития РФ

5. Бурыкина Н.В. – председатель Комитета Гос Думы по финансовому рынку

6. Бушмин Е.В. – председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

7. Глазьев С.Ю. – советник Президента РФ, заместитель Ген секретаря Евразийского экономического сообщества

8. Лакутин Н.А. – член Комитета Гос Думы по вопросам собственности

9. Маркин Э.В. – член Комитета Гос Думы по фин рынку

10. Моисеев А.В. – зам Министра финансов РФ

11. Набиуллина Э.С. – помощник Президента РФ

12. Чиханчин Ю.А. – директор Федеральной службы по финансовому мониторингу

28.09.12

Семинар.

ЦБ устанавливает правила, но напрямую не руководит.

ЦБ также оказывает влияние на коммерческие банки, однако, не имеет право вмешиваться в коммерческую политику и деятельность напрямую, но устанавливает нормативы. Есть принудительные меры воздействия на случай неподчинения установленным правилам.

Центральный Банк не может быть независимым от экономической политики страны.

Общественный контроль – обязательная вещь для любого центрального банка.

28.09.12

Лекция

Органзация и регулирования эмиссионной деятельности.

Регулирование эмиссионных операций и наличного денежного обращения в целом относится к компетенции центрального банка в любой стране. Эта деятельность является традиционнойи для Банка России.

Функция эмиссии осуществляется путем:

1) организации собственных эмиссионно-кассовых операций – выпуск наличных денег в хоз оборот и кассовое обслуживание клиентов ЦБ (коммерческих банков, бюджетов различных уровней и др)

2) установления правил осуществления и регулирования кассовых операций коммерческих банков, а также предприятий и организаций других сфер деятельности

Исторически, сосредоточение эмиссии наличных денегв едином центре – ЦБ государства – позволило значительно более эффективно решать проблемы обеспечения экономики наличными деньгами ,сдерживания инфляции, снижения рисков подделок денег и др.

Несмотря на тенденцию к снижению доли налично-денежного обращения в общем денежном обороте развитых стран мира (составляет, по разным оценкам, от 3 до 10%), роль его попрежнему велика.

В России на долю наличного оборота в последнее десятилетие приходится от 25 до 38%. По годам это выглядит следующим образом:

2001г 35-37%

2002г 33-36%

2003г 35-38%

2004г 34-36%

2005г 32-34%

2006г 31-33%

2007г 27-31%

2008г 28-30%

2009г 26-29%

2010г 25-26%

2011г 24.8-25.3%

2012г 23.8-24.3%

Весьма высокая доля наличных денег в общей денежной массе в России в значительной степени связана с менталитетом населения, относительно медленно принимающего новые, безналичные формы расчетов и зачастую хранящего сбережения в наличной форме. Весомым фактором является также заинтересованность в наличном обороте «теневого» сектора экономики. Однако, эта доля имеет выраженную тенденцию к снижению.

Будучи до сих пор самым универсальным и самым ликвидным средством, наличные деньги сохраняют свою значимость в системе расчетов не только домашних хозяйств, но также малых и, в определенной степени, средних предприятий и организаций в различных сферах экономики (розничная торговля, услуги и т.п.).

Немаловажным фактором столь широкого распространения в России наличных денег является их большая, по сравнению с безналичными средствами платежа, надежность: наличные деньги – это обязательства Банка России, а, например, средства на счетах банковских карт – обязательства коммерческих банков, т.е. более рисковые активы.

Поэтому наличные деньги по объективным причинам продолжают оставаться в сфере регулирования и особого контроля со стороны Банка России.

ФЗ «О Центральном банке (Банке России)» в части регулирования наличного денежного обращения на территории РФ (ст. 34) возлагает на Банк России выполнение следующих функций:

  • Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет Банка России, создание их резевных фондов;
  • Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • Установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;
  • Определение порядка ведения кассовых операций.

Первая функция непосредственно связана с выпуском в хоз оборот банкнот и монеты как законных платежных средств в наличной форме.

Выпуск наличных денег в хоз оборот может и не сопровождаться ростом денежной массы.

Под собственно денежной эмиссией понимается выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков и платежных средств, приводящий к росту денежной массы.

В то время, когда существовал «золотой стандарт», надежность наличных денег обеспечивалась товарной стоимостью металла, из которого они были изготовлены, государственной гарантией размена на драгоценные металлы по официально установленному курсу.

В настоящее время банкноты и монеты Банка России отнесены федеральным законом к безусловным обязательствам Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Основными статьями активов, обеспечивающими выпуск в обращение банкнот, являются официальные валютные резервы, государственные и иные ценные бумаги в активах Банка России, кредиты коммерческим банкам под залог ценных бумаг. Т.о., эмиссия наличных бумажных денег носит в настоящее время фидуциарный характер.

Понятие «фидуциарный» происходит от латинского «fiducia», что означает «доверительный».

Фидуциарный договор – сделка, основанная на доверии; договор в гражданско-правовых отношениях, основанный на личном доверительном отношении сторон.

Фидуциарные деньги – средство обращения, не имеющее внутренней стоимости; в частности, бумажные деньги, не обеспеченные запасом драгоценных металлов. Основой, на которой фидуциарные деньги должны функционировать как платежное средство, является, в конечном счете, гос закон, указание принимать их по номиналу. В этом же значении может употребляться и термин «фиатные деньги» (напр., в США).

Т.о., мы имеем денежную систему, основанную на доверии. При этом отсутствют какие-либо нормативы обмена наличных денег как обязательств ЦБ на те или иные реальные ценности.

Однако, выполняя задачу обеспечения устойчивого функционирования национальной валюты, Банк России ограничивает выпуск наличных денег, увязывая объем эмиссии с процессом производства и обмена товаров и услуг. Задача обслуживания товарооборота предполагает, что выпуск новых наличных денег может осуществляться либо для замены физически износившихся старых банкнот, либо при росте национального богатства. Регулирование количества выпускаемых наличных денег осуществляется Банком россии в соответствии с выработанной им системой.

Вместе с тем, при всей важности наличной денежной эмиссии, она явялется вторичной, производной от безналичной. Значительная часть современных денег как платежных средств создается безналичным путем на основе кредитных операций коммерческих банков, которые выступают эмитентами дополнительных платежных средств.

Наличные деньги, эмитируемые центральным банком, поступают в обращение и изымаются из него через систему коммерческих банков при выполнении ими расчетно-кассовых и кредитных операций.

Эмитированные деньги непосредственно поступают в обращение через коммерческие банки. ЦБ РФ передает из оборотной кассы РКЦ в кассу коммерческого банка наличные деньги против остатка средств коммерческого банка на корреспондентском счете в Банке России. Клиент получает наличные деньги из кассы коммерческого банка, в котором открыт счет или депозит, против остатка средств на соответствующих счетах. Такой остаток средств может образовываться и в результате получения ссуды. Предоставление ссуды, в результате чего у клиента образовался остаток средств на счете, представляет собой депозитную эмиссию, осуществляемую коммерческими банками. Т.е. деятельность ЦБ составляет лишь часть процесса выпуска наличных денег в обращение, другая часть этого процесса фактически происходит в результате деятельности коммерческих банков.

Организация наличного денежного обращения – очень дорогостоящая деятельность, включаяющая целый дяр мероприятий: внедрение новой техники и технологий в процесс производства денежных знаков, их обработки в процессе денежного оборота, контроль за количеством и качеством денежных знаков, изъятие непригодных денежных знаков из обращения, их утилизация с учетом экологических требований и т.д.

Кроме того, Банк России разрабатывает дизайн денежных купюр, обеспечивает защиту банкнот от подделок. Кроме особого качества бумаги и других отличительных знаков (например, пунктирная металлическая нить и др.), банкноты содержат дополнительные невидымые приметы, которые можно различить только при помощи специального оборудования.

Деятельность Банка России как эмиссионного центра обеспечивается комплексом законодательных и нормативных актов.

Так. В главе 6 закона о Центральном банке определено, что:

1) официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются

2) официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается

3) эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

4) Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей для зачисления на счета, во вклады и для переовда на всей территории РФ.

5) Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.

6) Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами

7) Совет директоров приинимает решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Указанное решение в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство РФ

03.10.12

семинар

Гос дума может спорить, а минфин не может.

Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; расчеты – безналичные платежи

Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами: относится и к денежно-кредитному регулированию, и к операционной деятельности.

Графическое обозначение рубля в виде знака – элемент эмиссионной политики, а эмиссия – часть денежно-кредитной политики.

Клиенты БР:

- кредитная организация: в основном банки

- правительство

Лицензируемая банковская деятельность не облагается НДС, а сделки – облагаются (!).

Министерство Финансов:

- Законодательно ограничить налично-денежное обращение

- теневой сектор 30-40% от ВВП

- 600к рублей – пороговая сумма

- установка банкоматов-платежных систем

- 12% - объем чего?

ЦБ:

- 12-13% - безналичные расчеты 2010-2011

- невысокий уровень развития финансовой инфраструктуры

- за период 2007-2012 кол-во наличных денег в обороте уменьшилось почти в 2 раза

темпы роста безналичного оборота сдерживает общее недоверие к банкам и, в частности, безопасности пластиковых карт: "Риск потерять деньги от мошеннических операций заставляет отказаться от использования новых продуктов".

РАН:

- не проводились масштабные исследования с серьезными расчетами

- отсутствие системы управления и контроля за протекающими процессами в нашей стране

- 80%+ товаров являются контрабандой

- совершенствование нормативно-правовой базы

- развитие инфраструктуры

10.10.12

Лекция.

Подразделения Банка России, обеспечивающие регулирование эмиссионно-кассовых операций:

- сводный экономический департамент

- департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России

- департамент наличного денежного обращения

- Центральное хваринилище Банка России (обособленное подразделение)

- управления (отделы) наличного дережного обращения в территориальных подразделениях Банка России

- отделы кассовых операций в РКЦ

Основные задачи деятельности первых трех структурных подразделений обусловлены необходимостью макроэкономического анализа состояния собственно денежной сферы экономики. В армках решения этих задач:

1) узичается состояние наличного денежного оборота, проходящего через кассы банков, изменение его структуры (в РФ в целом и по регионам) и разрабатываются предложения по совершенствованию регулирования наличной денежной массы

2) анализируются изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования, причины этих изменений, их влияние на состояние наличного денежного оборота, готовятся соответствующие выводы и предложения

Наши рекомендации