Государственный банк Российской Империи – 1860г 4 страница

В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4-5% в годовом выражении в 2014г.

Цель такой политики – способствоваать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.

29.09.12 Совет директоров БР одобрил проект Основных направлений единой ГДП на 2013г и период 2014-2015г.

4.10.12 документ выложен на оф сайте БР в разделе «Денежно-кредитная политика».

В новом документе сохраняется преемственность ДКП ЦБ РФ, завершение перехода к режиму таргетирования инфляции планируется к 2015г.

Приоритетной целью ДКП в рамках данного режима объявляется обеспечение ценовой стабильности, т.е. поддержание стабильно низких темпов роста цен.

ДКП, направленная на контроль над инфляцией, будет способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение условий для устойчивого и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности.

В качестве главной цели ДКП БР ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013г до 5-6%, в 2014 и 2015г – до 4-5%.

Справка: по данным ЦБ РФ, по состоянию на 18.10.12 уровень инфляции в 2012г в годовом исчислении составляет 6.8%.

Процентная политика будет играть ключевую роль в процессе реализации ДКП.

К 2015г предполагается осуществить переход к плавающему валютному курсу, отказавшись от операционных ориентиров, связанных с уровнем курса. Соответственно, проведение регулярных валютных интервенций будет прекращено.

В документе представлены результаты реализации ДКП в текущем год, даны сценарные макроэкономические прогнозы и прогнозы параметров ДК сферы на плановый трехлетний период, определены методы и инструменты ДКП, которые будут использоваться для выполнения поставленных задач, а также план мероприятий БР по совершенствованию банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков и национальной платежной системы.

Методы ДКП – это совокупность способов, мер, приемов воздействия на спрос на деньги и предложение денег, применяемых ЦБ для достижения поставленных целей.

Методы ДКП обычно подразделяют на прямые и косвенные.

Различают также общие и селективные методы ДКП.

Прямые методы – это административные меры воздействия на объем денежного предложения и цены на финансовом рынке.

Например, установление для коммерческих банков лимитов роста кредитования или привлечения средств предельных размеров ставок по кредитам и депозитам.

Отличительная черта прямых методов – их быстрый и достаточно хорошо прогнозируемый на короткую перспективу эффект.

Вместе с тем, использование прямых методов – это внешнее воздействие на рынок, которое впоследствии может привести к проблемам и диспропорциям в банковской сфере, иметь негативные общеэкономические последствия.

В связи с этим, применение прямых методов в мировой практике, как правило, вызывается чрезвычайными обстоятельствами – в случае возникновения угроз стабильности, в кризисных ситуациях.

Косвенные методы ДКП – это воздействие на мотивацию поведения хоз субъектов при помощи рыночных механизмов.

Например, изменение процентных ставок – атрибут косвенных методов ДКП.

Результаты применения косвенных методов имеют больший временной лаг и менее предсказуемы по сравнению с использованием прямых методов, однако их применение не приводит к деформациям рынка.

Эффективность использования косвенных методов тем выше, чем выше в стране степень развития финансовых рынков.

Общие методы ДКП – это методы, которые оказывают влияние на денежный рынок в целом. Таковыми преимущественно являются косвенные методы.

Селективные методы используются для регулирования конкретных видов кредита, они в основном носят директивный характер, следовательно, являются прямыми методами.

Посредством селективных методов решаются частные задачи, например, ограничение выдачи ссуд (всех или некоторых видов) отдельными банками, рефинансирование на льготных условиях некоторых банков и т.д.

Использование селективных методов может иметь отрицательные последствия в виде искажения рыночных цен, пропорций распределения финансовых ресурсов. Индивидуальная направленность селективных методов ограничивает свободу конкуренции, соответственно, в конечном счете приводит к ущемлению интересов кредиторов и вкладчиков.

В мировой практике применение селективных методов характерно в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства, на стадии циклического спада.

Основные инструменты и методы ДКП БР определены в главе 7 ФЗ «О ЦБ РФ (БР)» №86-ФЗ:

1) процентные ставки по операциям БР

2) нормативы обязательны хрезервов, депонируемых в БР (Резервные требования)

3) операции на открытом рынке

4) рефинансирование кредитных организаций

5) валютные интервенции

6) установление ориентиров роста денежной массы

7) прямые количественные ограничения

8) эмиссия облигаций от своего имени

БР регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами ЕГДП.

БР может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

БР использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки (повышение/снижение ставки рефинансирования).

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в БР устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могту быть единовременно изменены в цене более чем на 5 пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов БР имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в БР, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном подярке штраф в размере, установленном БР. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования БР, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в БР, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в БР, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами БР.

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательны хрезервов, ранее депонированных в БР, устанавливается в соответствии с нормативными актами БР.

Под операциями БР на открытом рынке понимаются:

1) купля-продажа казначейских векселей, гос облигаций, прочих гос ценных бумаг, облигаций БР, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами

2) купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обрращению на торгах фордовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договров репо с указанными ценными бумагами.

При осуществлении БР операций на открытом рынке с акциями допускаются только заключение договоров репо, а также реализация БР акций в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по договору репо.

Договор репо – договор, предусматривающий куплю-продажу, но с разницей в цене и периоде времени между куплей и продажей.

Под рефинансированием понимается кредитование БР кредитных организаций.

Формы, порядок и условия устанавливаются Банком России.

Под валютными интервенциями БР понимается купля-продажа БР иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

БР может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой ГДКП.

Под прямыми количественными ограничениями БР понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

БР вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой ГДКП только после консультаций с Правительством РФ.

БР в целях реализации ДКП может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций БР всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске облигаций БР, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

24.10.2012

Лекция.

Таргетирование инфляции.

В «основных направлениях единой ГДКП на 2010г и период 2011 и 2012 годов» была поставлена задача завершения создания условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля. При этом планировалось, что динамика обменного курса рубля будет определяться главным образом действием фундаментальных макроэкономических факторов.

В следующем по времени документе (2011-2013гг) присутствует более мягкая формулировка – говорится о подготовке к введению режима инфляционного таргетирования.

В Основных направлениях на 2012-2014гг говорится о завершении в течение трех лет перехода к таргетированию инфляции.

В проекте «Основных направлений ЕГДКП на 2013г и период 2014 и 2015 годов» БР обещает сохранить преемственность реализуемых принципов ДКП и планирует к 2015г завершить переход к режиму таргетирования инфляции.

При этом ключевую роль в процессе реализации ДКП будет играть процентная политика, а рубль к 2015г будет «отпущен в свободное плавание».

Итак, что это за режим и почему сделан такой выбор?

Таргетирование – установление целевых ориентиров денежной системы, регулирование прироста денежной массы, которых придерживаются в своей политике ЦБ.

Таргетирование инфляции – такая ДКП, при которой параметры инфляции объявляются основной целью денежных властей.

Режим таргетирования инфляции подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.

Режим таргетирования инфляции является относительно новыым методом ДКП, однако он уже достаточно широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990г. Впоследствие этот режим был применен денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Автралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса. Однако уже в конце 1990х годов его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В настоящее время 23 страны применяют таргетирование инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми.

В ближайшие годы прогнозируется рост числа стран, использующих режим ТИ (таргетирования инфляции). Опрос, проведенный экспертами МВФ среди предствителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что большее 50% этих стран скорее всего перейдут в ближайшее время к ТИ. Более того, практически 75% стран из их числа планировали перейти к таргетированию инфляции с 2010г. Понятно, что кризис внес коррективы в эти планы.

В России долгое время придерживались политики сдерживания инфляции и одновременно – недопущения слишком быстрого укрепления курса рубля. Вместе с тем, проводимая политика либерализации валютного регулирования (последовательная отмена валютных ограничений, осуществленная в 2006г) привела к отказу от ориентирования на укрепление рубля.

В «Основных напралвениях ДКП на 2007г» БР впервые обозначил как главную задачу борьбу с инфляцией, которая должна была составить 6.5-8% по итогам 2007г.

Если исходить из того, что при тенденции к снижению инфляции в последующие годы, инфляция за 2010г составила 8.8%, а за 2011г – 6.1%, вышеуказанная задача была решена, спустя 5 лет.

Вопрос о том, какие условия должны соблюдаться для того, чтобы та или иная страна могла не только поставить задачу перехода к ТИ, но и реально решать ее, до сих пор дискутируется в экономической литературе. Называются следующие основные условия, без соблюдения которых переход к инфляционному таргетированию не принесет успеха:

1. институциональная независимость: ЦБ должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые могут привести к возникновению конфликтов с объявленной целью по инфляции

2. высокая квалификация аналитиков и надежная статистика: для эффективного применения режима таргетирования инфляции ЦБ должен быть способен достоверно ее прогнозировать

3. требования к структуре экономики: успешная реализация режима таргетирования инфляция требует, чтобы цены в стране были свободными, экономика не испытывала сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса, а долларизация экономики была минимальной

4. развитая финансовая система: для обеспечения стабильности финансовой системы при осуществлении ТИ и эффективной работы трансмиссионного механизма ДКП необходимы устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки

Если говорить о России, то очевидно, что ни одно из этих условий не выполнено полностью.

Вместе с тем, сторонники ввведения режима ТИ в России утверждают, что все приведенные условия важны для любого режима ДКП, а некоторые из них являются более значимыми для режимов, альтернативных ТИ (например, для политики фиксированного валютного курса независимость ЦБ еще более важна).

При этом, по их оценке, во всех странах, совершивших переход к режиму ТИ, не выполнялись условия успешного внедрения такого режима. В то же время после перехода к новому режиму степено ьвыполнения этих условия увеличивалась. Таким образом, не существует жестких обязательных условий, которые должны выполняться при успешном переходе к режиму ТИ. Вместе с тем, опыт стран, применяющих ТИ, свидетельствует о том, что чем более точно соблюдались вышеуказанные услвоия, тем выше были достигнутые макроэкономические результаты. Однако, практически при любых начальных услвоиях, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, осуществившие переход к ТИ, развивались динамичнее, чем прочие страны.

Еще одно наблюдение – после перехода к режиму ТИ результаты, достигнутые развитыми странами, были в целом выше, чем полученные в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Политическая поддержка является ключевым элементом успеха для перехода к режиму ТИ.

В каких случаях переход к режиму ТИ является нежелательным:

1) в некоторых небольших экономиках с малым ВВП на душу населения возможности ЦБ по проведению ДКП и независимость финансовой системы столь малы, что эффективная реализация режима таргетирования инфляции практически невозможна

2) в ряде небольших открытых экономик зарплаты и цены практически полностью определяются ценами за границей и обменным курсом; в таком случае режим инфляционного таргетирования не будет иметь примуществ по сравнению с режимами фиксированного или регулируемого обменного курса

3) до настоящего времени практически не было стран, которые бы осуществляли переход к режиму ТИ при двузначных темпах инфляции; несмотря на то, что в таких условиях объявление целей по инфляции способно снизить инфляционные ожидания, ЦБ может понести значительные репутационные издержки, т.к. данные цели с большой вероятностью не будут выполняться. Кроме того, если цели не будут выполнены несколько раз подряд, инфляционные ожидания могут вновь вырасти

4) переход к режиму таргетирования инфляции может быть нежелательным в том случае, если органы гос власти не поддерживают такого шага, при этом эффективное применение данного режима неовзможно без здравой бюджетно-налоговой политики

5) режим таргетирования инфляции стоит внедряд лишь тогда, когда руководители ЦБ страны готовы жестко придерживаться объявленных целей и решений: режим ТИ является гибким инструментом ДКП, однако для его успешного применения важно обеспечить полное доверие экономических агентов к проводимой политике и заявлениям руководителей ЦБ

Если попытаться «примерить» к России данные и перечисленные ранее условия, то, с учетом аргументов сторонников введения в россии режима ТИ, после снижения инфляции в РФ до приемлемого уровня и по мере проста поддержки перехода к режиму ТИ органами гос власти можно считать, что в нашей стране частично выполнены основные необходимые услвоия для введения нового режима ДКП.

Не выполняется в настоящее время условие, связанное с независимостью динамики денежного предложения и инфляции в стране от внешних факторов, что создает, по мнению сторонников нового режима, определенные трудности для перехода к таргетированию инфляции в РФ, но не является непреодолимым препятствием для этого.

Необходимым условием повышения доверия населения к проводимой ЦБ ДКП является улучшение качества управления гос финансами. В то же время, переход к ТИ может сам по себе создать предпосылки для ужесточения ДКП и бюджетной политики. (В особенности, если значительные расходы бюджета будут приводить к регулярному невыполнению заявленных целей по инфляции).

При переходе к режиму ТИ необходимо принимать во внимание силу и слабость финансовых институтов страны. Как утверждают эксперты МВФ, слабость данных институтов изменяет эффектвность и скорость работы трансмиссионного механизма ДКП.

Недостаточно развитые финансовые рынки также могут снизить надежность использования рыночных инструментов ДКП. При этом очень важной для успешного применения режима ТИ является способность ЦБ влиять на рыночные процентные ставки в стране. Т.о., при внедрении ТИ в случае необходимости следует принимать меры по повышению устойчивости и развитию финансовой системы страны.

Успешность реализации режима таргетирования инфляции во многом зависит от инфляционных ожиданий. Если цели по инфляции не будут выполняться, то инфляционные ожидания не только не снизятся, но и могут вырасти.

Значительная долларизация экономики также создает препятствия для успешного перехода к режиму ТИ, т.к. она может сильно повлиять на трансмиссионный механизм ДКП. В частности, долларизация экономики повышает значимость обменного курса по сравнению с внутренними процентными ставками. При этом ЦБ начинает уделять большее внимание платежному балансу, а не инфляции. В то же время степень долларизации во многом зависит от действующего режима ДКП, т.е. инфляционное таргетирование способно со временем само по себе снизить долларизацию экономики.

Успешному переходу к режиму ТИ может помешать отсутствие надежной статистики. В большинстве развивающихся стран качественная статистика малодоступна. Применение ТИ в таких услвоиях затруднено, что приводит к большей волатильности инфляции, чем она могла бы быть при более качественной статистике. Выход из положения – привлечение внешних источников информации, проведение экспертных оценок и т.д. в целях повышения достоверности данных, на основании которых принимаются решения.

Можно ли сочетать цели по инфляции с целями по обменному курсу?

В ряде стран органы ДКР (денежно-кредитного регулирования) пытались совмещать ТИ и фиксацию обменного курса внутри заданного коридора. Но практически во всех странах, влючая Чили, Израиль, Польшу и Венгрию, возникал конфликт между выполнением целей по инфляции и выполнением целей по обменному курсу, что приводило к расширению коридора и в конечном итоге к отказу от него. Как свидетельствует опыт, фактически переход к инфляционному таргетированию полностью осуществлялся лишь после отказа от прочих целей ДКП.

Страны могут постепенно переходить от фиксированного обменногок урса к режиму ТИ. При этом промежуточным режимом ДКП может быть комбинация управляемого плавания нац валюты с неформальной целью по инфляции. При этом в последующем, по мере подготовки необходимых услвоий, так или иначе, потребуется сделать выбор.

Особенностью российской экономики является ее экспортно-сырьевая направленность. В условиях роста цен на сырье укрепление рубля негативно влияет и на несырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако, в такой ситуации возможности ЦБ РФ по сдерживанию укрепления рубля все-равно ограничены, т.к. перед ним стоит задача обеспечения стабильности цен, а поддержание неизменного обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции. Кроме того, для производителей, ориентирующихся на внутренний рынок, укрепление рубля может быть выгодно, т.к. вызывает удешевление импортного оборудования и технологий.

Иными словами, указанная особенность российской экономики не создает непреодолимых барьеров для перехода к режму ТИ. Мировой опыт также говорит о том, что ТИ может успешно применяться в странах, сильно зависящих от цен на полезные ископаемые (примеры – Чили, Мексика, Норвегия).

Гораздо более серьезной проблемой может стать отсутствие у ЦБ реальных эффективных инструментов воздействия на инфляцию. Если влияние на инфляцию оказывается в основном за счет изменения денежной базы при купле-продаже валюты, то такой инструмент в условиях ТИ не является приемлемым, т.к. в значительной мерез ависит от внешнеэкономической конъюктуры.

Для эффективного ТИ ЦБ РФ должен иметь возможность влиять на ситуацию на денежном рынке через процентные ставки, чему может спобобстсовать постепенное повышение роли процентной политики ЦБ РФ, развитие рынка облигаций БР и др.

Начиная с 2012г, БР провозглашает ключевую роль процентной политики в реализации ДКП.

То., по мнению сторонников нового режима ДКП, в настоящее время в России создаются условия, необходимые для завершения перехода к ТИ.

На семинар 26 октября:

Тема: «Цели, методы и инструменты денежно-кредитной политики»
1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики как документ, разрабатываемый Центральным банком РФ и реализуемый совместно с Правительством РФ. Структура документа, порядок представления в Государственную Думу и утверждения.
2. Цели и задачи денежно-кредитной политики Банка России, сформулированные в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов», а также в проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов». Общие положения и отличия.
3. Классификации методов денежно-кредитной политики. Прямые и косвенные, общие и селективные методы денежно-кредитной политики.
4. Инструменты денежно-кредитной политики, их классификации. Соотношение методов и инструментов денежно-кредитной политики. Особенности применения и последствия.

26.10.2012

Семинар.

Классификация методов ДКП.

ДКП – совокупность мер, проводимых ЦБ в области денежного обращения и кредитных отношений.

Цели ДКП:

1) регулирование ДКС (системы) (промежуточная цель)

2) рост объема нац производства

3) полная занятость

4) стабильный уровень цен

Методы ДКП:

1) прямые (административные)

a. прямые ограничения или запреты

b. квотирование отдельных видов операций

c. введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов

d. ограничение на открытие филиалов и отделений

e. определение процентных ставок

f. используются в странах с развитой системой гос планирования экономики

2) косвенные (экономические)

a. налоговые

b. нормативные (все виды отчислений и коэффициентов)

c. корректирующие (проведение кредитных операций ЦБ и операций с ценными бумагами)

d. присущи экономике рыночного типа с сильными традициями высококонкурентных рынков

3) общие

a. изменение учетной ставки (в основе – право ЦБ предоставлять ссуды коммерческим банкам)

b. изменение нормы обязательного резервирования (регулирование избыточных резервов коммерческих банков)

c. операции на открытом рынке

4) селективные

Контроль по отдельным видам кредитов часто применяется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, ипотечного кредиа, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку.

26.10.2012

Лекция.

Тема 8.

Процентная политика Банка России.

Процентная политика – важнейшее звено ДКП ЦБ любой страны. Она реализуется в формах депозитной политики и политики рефинансирования (кредитования) кредитных организаций.

С помощью процентной политики ЦБ получает возможность:

- воздействовать на спрос и предложение на денежном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов

- регулировать уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность

- регулировать объем денежной массы в стране

- предоставлять кредитным институтам экстренную финансовую помощь

Ликвидность – экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный – обращаемый в деньги.

Различают:

- высоколиквидные

- низколиквидные

- неликвидные

Активы (ценности).

Чем легче и бысрее можно поулчить за актив его полную стоимость, тем более ликвидным он считается.

Изменяя процентную ставку по своим кредитам и депозитам, ЦБ могут оказывать воздействие на состояние ДК рынка и определять направление ДКП, а именно: выбирать политику дешевых или дорогих денег.

Политикой дешевых денег ЦБ уменьшают процентные ставки по кредитам, выдаваемым коммерческим банкам. В свою очередь, производители и инвесторы могут получать дешевые кредиты через коммерческие банки на развитие производства, создание новых производств.

Экспарнисонистская ДКП – расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Она может сопровождаться сокращением налоговых ставок.

Целями экспансионистской ДКП являются стимулирование деловой активности, экономического роста, сокращение безработицы.

Однако, использование политики дешевых денег не всегда ведет к ожидаемому положительному результату. Полученные заемные средства могут быть не направлены на развитие производства, и, как следствие, увеличенная денежная масса вызовет прямое повышение цен. В этом случае ЦБ вынуждены проводить рестрикционную ДКП, направленную на сдерживание выпуска дополнительных денег, или, иначе, политику дорогих денег.

Повышение официальных ставок ограничивает возможности коммерческих банков в получении кредитных ресурсов и, соответственно, в расширении масштабов кредитных операций со своими клиентами.

Т.о., выбор той или иной модели процентной политики обусловлен особенностями конкретного периода времени – проблемами, задачами, при изменении экономической ситуации соответственно изменяется и направленность процентной политики.

В странах с развитой рыночной экономикой инструментарий процентной политики является главным в ДК регулировании. В основе механизма регулирования лежит определение (установление) центральным органом денежной власти уровня учетной ставки.

Наши рекомендации