Методы и формы анализа прибыли
1)По направлениям исследования:
а)анализ формирования прибыли
б)анализ использования прибыли
2)По организации проведения анализа:
а)внутренний анализ
б)внешний анализ
3)По масштабности деятельности:
а)анализ прибыли по отдельным видам продукции
б)анализ прибыли предприятия в целом
4)По объёму исследования:
а)полный анализ прибыли
б)тематический анализ прибыли
5)По периоду и глубине проведения анализа:
а)предварительный (прогнозный)
б)оперативный анализ прибыли
в)последующий (углубленный)
г)детализированный (маржинальный)
Основные приёмы анализа:
1. Горизонтальный
2. Вертикальный
3. Сравнительный
4. Коэффициентный
5. Анализ по факторам
6. Интегральный анализ
Основные факторы, ведущие к изменению прибыли:
1. Цена продукции
2. Объём производства продукции
3. Структура производимой продукции
4. Себестоимость продукции
Факторы, влияющие на изменение прибыли:
• Внешние
- Экономическое состояние страны
- Налоговая политика
- Ценовая политика государства
- Конъюнктура рынка
• Внутренние
- Степень технического вооружённости предприятия
- Уровень организации производства и труда
- Уровень производительности труда и качества труда
- Уровень хозяйствования
Планирование прибыли
• Метод прямого счета
• Аналитический
• Смешанный
• Метод с использованием показателя силы воздействия операционного рычага (СВОР)
• Метод планирования на основе анализа безубыточности
• Перспективный план имеет прогнозный характер и разрабатывается на 3-5 лет.
• Текущий план обычно составляется на ближайший год с поквартальной или месячной разбивкой и представляет собой баланс доходов и расходов.
• Баланс представляет собой документ взаимосвязанных доходных и расходных статей.
Оперативное планирование обычно составляется на предстоящий квартал и представляет собой составление:
• -платежного календаря;
• - кассового плана;
• - кредитного плана.
Составление платежного календаря заключается в определении конкретной последовательности осуществления всех расчетов и определении их сроков. Составляется обычно на 1 месяц (15 дней, декаду, 5 дней).
Кассовый план – план оборота наличных денег через кассу предприятия. Его составление обеспечивает своевременное получение наличных денег в банке, контроль и использование, состоит из четырех разделов:
• - источники поступления наличных денег;
• - расход наличных денег;
• - расчет выплат заработной платы и прочих видов оплаты труда;
• - календарь выдач заработной платы с указанием даты.
Кредитный план представляет собой план поступления кредитов и их погашения в намеченные кредитным договором сроки. В кредитном плане, если он предусмотрен на предприятии указываются:
• - дата выдачи кредита,
• - срок пользования,
• - дата погашения, сумма за пользование кредитом;
• - общая сумма погашения кредита.
Бюджетирование – это производственное финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия и бюджетов отдельных подразделений с целью определения затрат и финансовых результатов.
• На сегодня бюджеты имеют множество видов и форм:
• они характеризуют отдельные операции (по закупке сырья, составление бюджета производства);
• несут информацию о доходах и расходах предприятия ( бюджет продаж );
• составляются укрупненные бюджеты по всему предприятию (бюджет денежных средств).
Функции бюджетирования
Аналитическая функция
– переосмысление бизнес-идеи;
– коррекция стратегии;
– постановка дополнительных целей;
– анализ операционных альтернатив.
Функция финансового планирования
– вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее
Функция финансового учета
– вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем
Функции бюджетирования
Функция финансового контроля
– позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;
– выявляет слабые и сильные стороны
Мотивационная функция
– осмысленное принятие плана;
– ясность постановки целей;
– наказание за срыв;
– поощрение за выполнение и перевыполнение.
Координационная функция
– координация функциональных блоков оперативного планирования.
Коммуникационная функция
– согласование планов подразделений компании;
– нахождение компромиссов;
– закрепление ответственности исполнителей.
Основными этапами формирования бюджета являются фазы:
-постановки проблемы и сбора исходной информации для разработки проекта бюджета;
-анализа собранной информации, обобщения и формирования проекта бюджета;
-оценки проекта бюджета;
-утверждения бюджета;
-регулирования;
-контроля;
-реализации бюджета.
Составление бюджета предусматривает ряд этапов:
• подготовка прогноза и бюджета продаж;
• определение и расчет ожидаемого объема производства;
• расчет затрат связанных с производством продукции;
• расчет и анализ денежных потоков;
• составление планируемых финансовых отчетов.
•
На предприятии широко используется разработка общего бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов.
Общий бюджет (основной бюджет) – скорректированный план работы всего предприятия в целом, объединяющий отдельные бюджеты с целью принятия и управления различных финансовых решений в области финансового планирования.
Операционный бюджет – это система бюджетов, которые характеризуют затраты на производство, реализацию продукции и управление предприятием.
Он предусматривает составление бюджета продаж, который содержит информацию об объемах реализации, ценах и величине выручки и является отправной точкой всего процесса бюджетирования.
Бюджет производства характеризует количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести для выполнения запланированного объема продаж.
Финансовый бюджет – план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования