Э.: Владимир Иванович, что вы пожелаете бухгалтерам? 18 страница

Если лимит остатка наличных денег не утвержден фирмой, он считается равным нулю. В этом случае фирма обязана сдавать в банк всю денежную наличность.

Каждое обособленное подразделение фирмы ведет свою кассовую книгу (Письмо Банка России от 4 мая 2012 г. N 29-1-1-6/3255) и самостоятельно устанавливает лимит. Лимит остатка наличных денег по фирме в целом определяется с учетом наличных денег, хранящихся в этих подразделениях. При этом фирма ведет общую кассовую книгу, в которой представлены кассовые операции всех подразделений.

Если вы оставите в кассе наличные деньги свыше установленного лимита, ваша организация может быть оштрафована. Сумма штрафа - от 40 000 до 50 000 руб. Одновременно на руководителя вашей организации может быть наложен административный штраф в размере от 4000 до 5000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).

Остаток денежных средств в кассе определяется на конец рабочего дня после отражения всех проведенных операций в кассовой книге и указывается в строке "Остаток на конец дня" кассовой книги.

При расходовании денег необходимо соблюдать Указание Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У. В соответствии с данным Указанием индивидуальные предприниматели и юридические лица, между которыми установлены договорные отношения, не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, за исключением следующих целей:

- выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;

- оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;

- выдачи наличных денег работникам под отчет;

- возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;

- выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Выдавая деньги из кассы, помните о предельном размере расчетов с контрагентами. Расчеты наличными ограничены.

Предельный размер расчетов наличными по одному договору между двумя фирмами, фирмой и индивидуальным предпринимателем составляет 100 000 руб. Организация, нарушившая указанный лимит расчетов наличными, может быть оштрафована. Сумма штрафа - от 40 000 до 50 000 руб. За это же нарушение на руководителя вашей организации может быть наложен административный штраф в размере от 4000 до 5000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).

Например, если вы заплатите поставщику наличными по одному договору 100 001 руб., вы совершаете административное правонарушение. Если же вы внесете сумму, превышающую 100 000 руб., не по одному, а по двум разным договорам (например, по одному договору - 50 000 руб., а по второму - 50 001 руб.), никакого нарушения не будет.

Проверки кассовой дисциплины осуществляют налоговые инспекции. Банки в этих контрольных мероприятиях не участвуют.

Учет кассовых операций с рублями

Приход наличных денег в кассу отражают по дебету счета 50 "Касса" на основании приходного кассового ордера.

Деньги, снятые с расчетного счета, должны быть оприходованы проводкой:

Дебет 50 Кредит 51

- поступили с расчетного счета денежные средства в кассу организации.

Расход наличных из кассы отражают по кредиту счета 50. Операции по расходованию денежных средств отражают записью:

Дебет 70 (71...) Кредит 50

- выдана работникам заработная плата (подотчетные суммы и т.д.).

Учет кассовых операций с иностранной валютой

Наличная иностранная валюта, полученная в банке, может использоваться только на оплату командировочных расходов по загранкомандировкам.

Стоимость денежных знаков, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли по официальному курсу Банка России.

Такой пересчет проводят:

- на дату оприходования или выдачи из кассы иностранной валюты;

- на дату составления бухгалтерской отчетности.

Также пересчет наличной иностранной валюты в рубли может проводиться по мере изменения курсов иностранных валют, котируемых Банком России.

Если курс валюты с момента ее оприходования в кассу до момента ее выдачи или до даты составления бухгалтерской отчетности изменился, в учете возникают курсовые разницы.

Пример. ООО "Пассив" 28 декабря отчетного года получило в банке наличную иностранную валюту в сумме 3500 долл. США. Валюта предназначена для оплаты командировочных расходов.

Вариант 1. Официальный курс доллара США, установленный Банком России, составил (условно):

- на день оприходования валюты в кассу - 60 руб/USD;

- на 31 декабря отчетного года (дату составления отчетности) - 61,08 руб/USD.

Бухгалтер "Пассива" сделал записи:

Дебет 50 Кредит 52

- 210 000 руб. (3500 USD x 60 руб/USD) - оприходована наличная валюта;

Дебет 50 Кредит 91-1

- 3780 руб. ((61,08 руб/USD - 60 руб/USD) x 3500 USD) - на отчетную дату (31 декабря) отражена положительная курсовая разница.

В годовом балансе по строке 1250 указывают сумму денег в кассе в размере 213 780 руб. (210 000 + 3780).

Вариант 2. Официальный курс доллара США, установленный Банком России, составил (цифры условные):

- на день оприходования валюты в кассу - 61,08 руб/USD;

- на 31 декабря отчетного года (дату составления отчетности) - 60 руб/USD.

Бухгалтер "Пассива" сделал записи:

Дебет 50 Кредит 52

- 213 780 руб. (3500 USD x 61,08 руб/USD) - оприходована наличная валюта;

Дебет 91-2 Кредит 50

- 3780 руб. ((61,08 руб/USD - 60 руб/USD) x 3500 USD) - на отчетную дату (31 декабря) отражена отрицательная курсовая разница.

В годовом балансе по строке 1250 указывают сумму денег в кассе в размере 210 тыс. руб. (210 000 = 213 780 - 3780).

Внимание! Иностранная валюта не признается наличными деньгами в Российской Федерации. Однако поступление и расходование наличных денежных средств в иностранной валюте вы можете отражать на отдельных листах кассовой книги по видам иностранных валют.

Появление курсовой разницы не является поступлением или расходованием валюты. Это лишь рост (уменьшение) рублевого эквивалента в связи с ростом (падением) курса доллара по отношению к рублю. Поэтому на сумму образовавшейся курсовой разницы составляют бухгалтерскую справку.

При росте курса иностранной валюты на сумму курсовой разницы делается запись в графе кассовой книги "Приход", при его падении - в графе "Расход".

Учет денежных документов

В кассе организации можно хранить не только наличные деньги, но и денежные документы.

По строке 1250 баланса отражают номинальную стоимость почтовых марок, авиабилетов, проездных билетов, путевок в дома отдыха и санатории, талонов на ГСМ и других денежных документов, числящихся в бухгалтерском учете по состоянию на отчетную дату.

Для учета денежных документов, которые хранятся в кассе, к счету 50 открывают отдельный субсчет 50-3 "Денежные документы".

Пример. 30 декабря отчетного года АО "Актив" приобрело 10 путевок в санаторий сроком на 24 дня. Стоимость одной путевки составляет 12 000 руб.

Бухгалтер "Актива" сделал следующие проводки:

Дебет 76 Кредит 51

- 120 000 руб. (12 000 руб/шт. x 10 шт.) - перечислены деньги санаторию в оплату путевок;

Дебет 50-3 Кредит 76

- 120 000 руб. - оприходованы путевки в кассу организации.

Стоимость путевок в размере 120 тыс. руб. отражают по строке 1250 баланса за отчетный год.

Как учесть деньги на расчетном счете

Сумму денег на расчетном счете указывают в балансе на основании банковской выписки, полученной на конец отчетного периода.

Как правило, фирма получает такие выписки от банка по мере осуществления операций по расчетному счету. К выписке прилагают документы, на основании которых происходит списание или зачисление средств на расчетный счет.

Деньги, поступающие на расчетный счет, вы должны отразить проводкой:

Дебет 51 Кредит 62 (76...)

- поступили на расчетный счет денежные средства.

Некоторые банки выплачивают организациям вознаграждение за использование средств (проценты на остаток денежных средств), которые остаются на расчетных счетах этих организаций.

Если ваш банк выплатил вам такое вознаграждение, отразите поступившую сумму как прочие доходы. Для этого сделайте в учете запись:

Дебет 51 Кредит 91-1

- начислен банком процент на остаток средств на расчетном счете.

Деньги, списанные с расчетного счета, необходимо учесть по кредиту счета 51:

Дебет 60 (76...) Кредит 51

- списаны с расчетного счета денежные средства.

Суммы, которые ваша организация платит банку за расчетно-кассовое обслуживание, включая выдачу наличных денег, учитывайте как прочие расходы.

Для этого сделайте запись:

Дебет 91-2 Кредит 51

- учтены расходы на оплату услуг банка согласно договору на расчетно-кассовое обслуживание.

Банк может списать деньги с расчетного счета только по вашему поручению или с вашего согласия. Без вашего согласия (в бесспорном порядке) банк списывает с расчетного счета недоимки, пени и штрафы по требованию налоговой инспекции или по решению суда.

Если при проверке банковской выписки вы обнаружили, что какая-то сумма списана с расчетного счета ошибочно, немедленно сообщите об этом в операционный отдел банка. Пока причины ошибки не будут выяснены, спорную сумму отнесите в дебет счета 76-2 "Расчеты по претензиям". В учете эту операцию отражают записью:

Дебет 76-2 Кредит 51

- отражена сумма, ошибочно списанная с расчетного счета.

Эту сумму указывают по строке 1230 баланса.

Как учесть деньги на валютных счетах

Для правильного учета операций с иностранной валютой к счету 52 следует открыть субсчета:

- 52-1 "Валютные счета внутри страны";

- 52-2 "Валютные счета за рубежом".

К субсчету 52-1 открывают субсчета второго порядка:

- 52-1-1 "Текущий валютный счет";

- 52-1-2 "Транзитный валютный счет".

Открыть счета в банке можно в различных валютах (долларах США, евро и др.). Операции по каждому виду валюты учитывают отдельно.

В строке 1250 отражают остатки денежных средств по всем субсчетам, открытым к счету 52 на конец отчетного периода.

К каждому текущему счету банк автоматически открывает транзитный валютный счет.

Внимание! Со 2 мая 2014 г. информировать налоговую инспекцию об открытии или закрытии валютного счета больше не нужно. Эта обязанность возложена на банки (Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ).

Покупка валюты

Порядок отражения операций, связанных с покупкой валюты, не зависит от целей, на которые ее приобретают. Обычно фирмы покупают валюту:

- для оплаты импортного контракта;

- на другие цели (оплату командировочных расходов, выплату заработной платы сотрудникам зарубежного представительства, погашение кредитов, полученных в иностранной валюте, и т.д.).

Покупка валюты для оплаты импорта

Чтобы купить валюту, вы должны перечислить банку определенную сумму в рублях.

Необходимая сумма превышает сумму, исчисленную по официальному курсу Банка России.

Дело в том, что обычно коммерческие банки покупают валюту на бирже, а биржевой курс, как правило, выше курса Банка России. Сумму к перечислению согласовывают с банком.

Перечисление денег на покупку валюты отразите проводкой:

Дебет 57 Кредит 51

- перечислены средства для покупки валюты.

После того как банк приобретет безналичную иностранную валюту и зачислит ее на ваш текущий валютный счет, сделайте проводку:

Дебет 52-1-1 Кредит 57

- приобретенная банком валюта зачислена на текущий валютный счет.

За проведение операции по покупке валюты банк удерживает комиссионное вознаграждение. В бухгалтерском учете сумма комиссионного вознаграждения может быть включена в стоимость материальных ценностей, приобретаемых за иностранную валюту.

При этом делается проводка:

Дебет 08 (07, 10, 15, 41) Кредит 51 (52-1-1, 57)

- комиссионное вознаграждение, удержанное банком за проведение операции по покупке валюты для оплаты импортируемых ценностей, отнесено на увеличение их стоимости.

Для целей налогового учета сумма комиссионного вознаграждения включается в состав прочих расходов (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если комиссия банка удержана после оприходования имущества или приобретения за валюту работ и услуг, ее уплату отразите в учете проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 51

- отражено комиссионное вознаграждение, удержанное банком за проведение операции по покупке валюты.

Купленную валюту вы должны учесть по официальному курсу Банка России, который действует на дату поступления денег. Однако курс иностранной валюты, по которому она покупается банком, как правило, отличается от официального курса. Возникающую разницу относят на финансовый результат от покупки валюты.

Если официальный курс валюты меньше, чем курс, по которому она была куплена банком, то сумма возникшей разницы может быть отнесена к прочим расходам:

Дебет 91-2 Кредит 57

- отражена разница между курсом покупки валюты и официальным курсом Банка России.

Для целей налогового учета эта разница включается в состав внереализационных расходов (пп. 6 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Пример. ООО "Импортер" заключило контракт на покупку материалов на сумму 50 000 долл. США.

"Импортер" подал в банк "Коммерческий" заявку на приобретение валюты и перечислил ему для оплаты контракта 3 200 000 руб.

Банк "Коммерческий" приобрел валюту на бирже по курсу 63 руб/USD. Курс доллара, установленный Банком России на эту дату, - 61 руб/USD.

Комиссия банка составила 5000 руб.

Бухгалтер "Импортера" сделал проводку:

Дебет 57 Кредит 51

- 3 200 000 руб. - перечислены рубли для покупки валюты.

Далее купленную банком валюту нужно зачислить на текущий валютный счет по курсу Банка России (61 руб/USD):

Дебет 52-1-1 Кредит 57

- 3 050 000 руб. (50 000 USD x 61 руб/USD) - купленная валюта зачислена на текущий счет.

Так как банк "Коммерческий" приобрел валюту по курсу 63 руб/USD, "Импортеру" нужно отразить разницу между этим курсом и курсом Банка России:

Дебет 91-2 Кредит 57

- 100 000 руб. (50 000 USD x (63 руб/USD - 61 руб/USD)) - отражена разница между курсом Банка России и курсом, по которому банк "Коммерческий" приобрел валюту на бирже;

Дебет 15 Кредит 51

- 5000 руб. - удержана комиссия банка;

Дебет 51 Кредит 57

- 50 000 руб. (3 200 000 - 3 050 000 - 100 000) - возвращены на расчетный счет средства, не израсходованные на покупку валюты.

Если официальный курс валюты больше, чем курс, по которому ее купил банк, сумму возникшей разницы отразите в составе прочих доходов:

Дебет 57 Кредит 91-1

- отражена разница между курсом покупки валюты и официальным курсом Банка России.

Покупка валюты для операций, не связанных с импортом

Вы можете купить валюту для оплаты командировочных расходов, выплаты зарплаты сотрудникам зарубежного представительства, погашения кредитов и займов в иностранной валюте и т.д.

Перечисление денег для покупки валюты отразите проводкой:

Дебет 57 Кредит 51

- перечислены деньги на покупку валюты.

После того как банк приобретет безналичную иностранную валюту и зачислит ее на ваш текущий валютный счет, сделайте проводку:

Дебет 52-1-1 Кредит 57

- приобретенная банком валюта зачислена на текущий валютный счет.

Уплату вознаграждения (комиссии) банка за покупку иностранной валюты отразите проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 51 (52, 57)

- удержано вознаграждение за покупку валюты.

Банк может купить валюту по курсу, отличающемуся от курса Банка России. Возникающую разницу относят на финансовый результат от покупки валюты.

Если официальный курс валюты меньше, чем курс, по которому она была куплена, возникшую разницу отразите проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 57

- отражена разница между курсом покупки валюты и официальным курсом Банка России.

Разница между курсом Банка России и курсом, по которому ваш банк покупает валюту, уменьшает налогооблагаемую прибыль организации (пп. 6 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Если официальный курс валюты больше, чем курс, по которому она была куплена, возникшую разницу учтите в составе прочих доходов:

Дебет 57 Кредит 91-1

- отражена разница между курсом покупки валюты и официальным курсом Банка России.

Прочие поступления иностранной валюты

Обычно организации получают валюту:

- от иностранной фирмы в качестве оплаты по экспортному контракту;

- от банка или организации, у которых вы взяли валютный кредит (заем).

Поступление валютной выручки

Полученную по экспортному контракту валюту зачисляют на транзитный валютный счет.

При этом делают проводку:

Дебет 52 Кредит 62 (76)

- поступила валютная выручка на транзитный валютный счет.

Всю информацию об операциях, проводимых с использованием транзитного валютного счета, банк отражает в отдельной выписке.

Кредит (заем) в валюте

Получить валютный кредит (заем) вы можете:

- от российского банка;

- от иностранного банка;

- от иностранной компании.

Если кредит или заем получен в иностранной валюте, бухгалтеру необходимо:

- учесть сумму кредита (займа) по официальному курсу иностранной валюты, действующему на дату поступления денежных средств;

- увеличить или уменьшить задолженность по кредиту (займу) исходя из официального курса иностранной валюты, действующего на дату возврата кредита (займа) или на дату составления бухгалтерской отчетности.

При поступлении кредита (займа) сделайте запись:

Дебет 52 Кредит 66 (67)

- поступил кредит (заем) на валютный счет.

Возвращать такой кредит (заем) вам также нужно в валюте.

Для этого ее придется купить, если вы не имеете валютной выручки.

Как отразить курсовые разницы по иностранной валюте

Деньги на валютных счетах отражают в бухгалтерской отчетности в рублях. Поэтому бухгалтеру необходимо пересчитывать иностранную валюту в рубли по официальному курсу Банка России. Такой пересчет в обязательном порядке осуществляют:

- на дату зачисления или списания валютных средств с банковских счетов;

- на дату составления бухгалтерской отчетности.

В результате такого пересчета в учете возникают курсовые разницы. Курсовые разницы отражают в составе прочих доходов и расходов организации.

Если курс иностранной валюты вырос, то по остатку средств на валютном счете возникает положительная курсовая разница. Сумму положительной курсовой разницы отражают проводкой:

Дебет 52 Кредит 91-1

- выявлена положительная курсовая разница.

Положительные курсовые разницы увеличивают налогооблагаемую прибыль организации.

Если курс иностранной валюты уменьшился, по остатку средств на валютном счете возникает отрицательная курсовая разница.

На сумму отрицательной курсовой разницы делают запись:

Дебет 91-2 Кредит 52

- выявлена отрицательная курсовая разница.

Отрицательные курсовые разницы уменьшают налогооблагаемую прибыль организации.

Пример. На валютном счете АО "Актив" числится 100 000 долл. США. Деньги поступили в качестве кредита от иностранного банка.

На конец отчетного периода курс доллара США составил 60 руб/USD.

В годовом балансе "Актива" по строке 1250 указывают сумму иностранной валюты в размере 6000 тыс. руб. (60 руб/USD x 100 000 USD).

Как учесть операцию в иностранной валюте,

если ее курс по отношению к рублю не установлен

По некоторым иностранным валютам Банк России не устанавливает официальные курсы обмена.

В этом случае вы можете:

- перевести не котируемую Банком России валюту в конвертируемую валюту - доллары США. Курсы таких валют по отношению к доллару США можно узнать в информационных системах Reuters или Bloomberg или из газеты "Financial Times" (в том числе в их представительствах в сети Интернет);

- затем пересчитать полученную сумму в рубли.

Пример. ООО "Пассив" 20 декабря отчетного года получило выручку в сумме 50 000 никарагуанских золотых кордоб. Курс никарагуанских золотых кордоб к рублю не установлен.

Курс доллара США к никарагуанской золотой кордобе - 26 NIO/USD.

Курс доллара США к рублю, установленный Банком России, - 61 руб/USD.

Бухгалтеру "Пассива" необходимо произвести следующие действия:

- перевести сумму выручки в доллары США:

50 000 NIO : 26 NIO/USD = 1923,08 USD;

- перевести полученную сумму в рубли:

1923,08 USD x 61 руб/USD = 117 307,88 руб.

Валюта отражается в строке 1250 годового баланса "Пассива" в сумме 117 308 руб.

Как учесть прочие денежные средства

По строке 1250 баланса отражают остатки средств на конец отчетного периода по следующим счетам:

- 55 "Специальные счета в банках";

- 57 "Переводы в пути".

Специальные счета в банках

Счет 55 "Специальные счета в банках" предназначен для учета информации о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках и на депозитных счетах банков.

К счету 55 "Специальные счета в банках" могут быть открыты субсчета:

- 55-1 "Аккредитивы";

- 55-2 "Чековые книжки";

- 55-3 "Депозитные счета в банках" и др.

Аккредитивы

Аккредитив - специальный банковский счет, на котором вы можете зарезервировать средства для расчетов с поставщиком. Аккредитив открывается для каждого поставщика (подрядчика), с которым вы осуществляете расчеты. Получить средства с аккредитива поставщик (подрядчик) сможет только после представления в банк документов, подтверждающих выполнение им договорных обязательств (по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг). Перечень этих документов определяется в договоре с поставщиком (подрядчиком).

Есть два вида аккредитивов:

- покрытые;

- непокрытые.

Аккредитив является покрытым, если деньги списываются с расчетного счета покупателя и депонируются банком для последующих платежей поставщику (подрядчику).

Распоряжаться денежными средствами, находящимися в покрытых аккредитивах, покупатель не может.

При перечислении средств на покрытый аккредитив сделайте запись по дебету субсчета 55-1:

Дебет 55-1 Кредит 51 (52)

- переведены денежные средства с расчетного (валютного) счета на аккредитив.

Когда средства покрытого аккредитива будут перечислены поставщику (подрядчику), сделайте запись по кредиту субсчета 55-1:

Дебет 60 (76) Кредит 55-1

- отражено перечисление средств на счет поставщика.

Пример. В декабре отчетного года АО "Актив" заключило договор на поставку оборудования. В соответствии с договором стоимость оборудования составляет 100 000 руб. Для расчетов с поставщиком "Актив" открыл в банке покрытый аккредитив. Бухгалтер "Актива" должен сделать проводку:

Дебет 55-1 Кредит 51

- 100 000 руб. - перечислены денежные средства на покрытый аккредитив.

Сумму, перечисленную на аккредитив, бухгалтер "Актива" должен отразить по строке 1250 баланса за отчетный год.

Аккредитив является непокрытым (гарантированным), если банк поставщика списывает денежные средства с корреспондентского счета банка покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив.

Средства самого покупателя остаются в обороте до момента списания денег с корреспондентского счета обслуживающего его банка.

Сумма, на которую открыт непокрытый аккредитив, на счете 55 не отражается. Для ее учета предназначен забалансовый счет 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные".

При открытии непокрытого аккредитива сделайте запись по дебету забалансового счета 009:

Дебет 009

- открыт непокрытый аккредитив.

Использование непокрытого аккредитива отразите записями:

Кредит 009

- израсходованы средства аккредитива;

Дебет 60 (76) Кредит 51 (52)

- произведены расчеты с поставщиком.

Чековые книжки

Чек - это ценная бумага, содержащая распоряжение банку выдать определенную сумму денег лицу, предъявившему чек к оплате (чекодержателю). Бланки чеков учитываются на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". Списание бланков со счета 006 осуществляется по мере их использования (оформления чеков).

Расчеты с использованием чеков могут предусматривать депонирование необходимых для этого средств на специальном счете в банке. Депонированные суммы отразите по дебету субсчета 55-2:

Дебет 55-2 Кредит 51

- депонированы средства для расчетов по чекам.

После этого оприходуйте полученные бланки чеков:

Дебет 006

- оприходованы бланки чеков, полученные в банке.

На сумму выплаченных по чеку средств сделайте следующие проводки:

Дебет 60 (70, 71, 76...) Кредит 55-2

- списаны средства по чекам, предъявленным к оплате;

Кредит 006

- списаны использованные бланки чеков.

Неиспользованные бланки чеков следует вернуть в банк.

Остаток депонированных средств зачисляется на расчетный (валютный) счет организации. В учете эта операция отражается записями:

Дебет 51 (52) Кредит 55-2

- неиспользованные средства, депонированные ранее для оплаты чеков, зачислены на расчетный (валютный) счет;

Кредит 006

- списаны бланки чеков, возвращенные в банк.

Пример. В декабре отчетного года АО "Актив" получило в банке чековую книжку со 100 чеками. Для расчетов по чекам "Актив" перечислил на специальный счет денежные средства в размере 150 000 руб.

Бухгалтер "Актива" сделал проводки:

Дебет 55-2 Кредит 51

- 150 000 руб. - перечислены средства на специальный счет для расчетов чеками;

Дебет 006

- 150 000 руб. - получены в банке бланки чеков.

Стоимость чеков нужно указать в годовом балансе по строке 1250.

Переводы в пути

Также в строке 1250 баланса указывают сумму денег, которую фирма:

- внесла в кассу почтового отделения или сберегательную кассу для зачисления на расчетный счет поставщика (подрядчика), если перевод денег осуществляется более одного дня;

- сдала в вечернюю кассу банка или передала инкассаторам для зачисления на расчетный счет, если реальное зачисление денег производится только на следующий день;

- перечислила с одного своего расчетного или валютного счета на другой, если перевод денег осуществляется более одного дня;

- направила на корпоративную пластиковую карту, если перевод средств с расчетного счета на "карточный" может занять более одного дня;

- денежные средства, которые ваша фирма получила от покупателей-физлиц посредством эквайринга (платежи по платежным картам).

Все эти операции учитывают на счете 57 "Переводы в пути".

Если организация сдала наличные деньги в сумке в вечернюю кассу банка или инкассаторам, на основании квитанции к сумке делается проводка:

Дебет 57 Кредит 50

- наличная выручка сдана в вечернюю кассу банка (инкассаторам).

Затем на основании выписки банка следует отразить зачисление денег на расчетный счет организации:

Дебет 51 Кредит 57

- учтено поступление денег на расчетный счет.

Эквайринг

Сейчас многие покупатели-физлица оплачивают товары (работы, услуги) с помощью банковских карт, причем используют их как при обычной покупке в магазине, так и при покупке через Интернет в онлайн-магазинах.

Чтобы принять оплату от покупателя с помощью платежной карты, фирме нужно иметь специальные технические средства и договор на обслуживание с банком. Эквайринг - процедура приема к оплате платежных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг.

Эквайринг осуществляет уполномоченный банк-эквайрер, который устанавливает на предприятии платежный терминал (их называют POS-терминалы) или импринтер (они используются намного реже POS-терминалов).

Фирма может взять POS-терминал у банка в пользование или приобрести в собственность. В первом случае такое оборудование нужно отразить в учете за балансом (счет 001), а во втором провести как покупку основных средств (счет 01) или материалов (счет 10) в зависимости от его стоимости.

Наши рекомендации