Финансовая устойчивость, платежеспособность и ликвидность предприятия

После определения финансового состояния предприятия важной задачей является исследование показателей его финансовой устойчивости. Предприятие считается финансово устойчивым, если состояние его счетов гарантирует его пос­тоянную платежеспособность. В зависимости от наличия источников формирования запасов и затрат различают абсо­лютную, нормальную, предкризисную и кризисную финансовую устойчивость.

1. Абсолютная устойчивость финансового состояния встречается редко и представляет собой крайний тип финансо­вой устойчивости. Она задается условиями:

Е3 < С + КК.

2. Нормальная устойчивость финансового состояния пред­приятия, гарантирующая его платежеспособность, выражается равенством:

Ез = С + КК.

3. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения собственных оборотных средств:

Ез = С + КК + С0.

Финансовая неустойчивость считается нормальной (допус­тимой), если величина привлекаемых для формирования за­пасов и затрат краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости производственных запасов и готовой продукции.

4. Кризисное финансовое состояние, при котором пред­приятие находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторс­кой задолженности и просроченных ссуд:

Е3> = С + КК,

где Е3 - запасы и затраты; Сое - собственные оборотные средс­тва; Кк - краткосрочные кредиты и заемные средства; С0 - источ­ники, ослабляющие финансовую напряженность (временно сво­бодные собственные средства, привлеченные средства, кредиты банка на временное пополнение оборотных средств и др.).

Финансовая устойчивость предприятия может быть восста­новлена за счет сокращения запасов и затрат.

Платежеспособность предприятия определяется его воз­можностью своевременно и полностью выполнить платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Она влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредита и условия его предоставления.

Предприятие считается платежеспособным, если име­ющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временная финансовая помощь дру­гим предприятиям) и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты и займы, краткосрочную задолженность). Плате­жеспособность рассчитывается как отношение мобильных средств предприятия к его текущим обязательствам. Чем выше этот показатель, тем быстрее предприятие может выполнить предъявляемые требования. Уменьшение объема ликвидных активов, равно как и увеличение доли ненадежной задолжен­ности предприятия, снижает его платежеспособность, уровень которой в значительной мере определяется состоянием оборот­ных средств.

Платежеспособность предприятия в области долговых обя­зательств выражает ликвидность его баланса, т. е. способность покрытия обязательств предприятия активами, срок превраще­ния которых в денежную форму соответствует сроку погаше­ния обязательств.

Ликвидность активов - величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов об­рел денежную форму, тем выше его ликвидность. Анализ лик­видности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пасси­ву, сгруппированными по сорокам их погашения и расположен­ными в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности активы предпри­ятия делятся на следующие группы:

А1 - наиболее ликвидные активы (денежные средства пред­приятия и краткосрочные финансовые вложения);

А2 - быстро реализуемые активы (дебиторская задолжен­ность сроком погашения в течение 12 месяцев и прочие обо­ротные активы);

A3 - медленно реализуемые активы (запасы, за исключени­ем «Расходов будущих периодов», и долгосрочные финансовые вложения, уменьшенные на величину вложений в уставные фонды других предприятий);

А4 - труднореализуемые активы (основные средства и иные внеоборотные активы, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу).

Пассивы группируются по степени срочности их оплаты:

П1 - наиболее срочные обязательства (кредиторская задол­женность и ссуды, не погашенные в срок);

П2 - краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и за­емные средства);

ПЗ - долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и заем­ные средства);

П4 - постоянные пассивы (источники собственных средств за исключением «Расходов будущих периодов»).

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют мес­то следующие соотношения:

А1> = П1; А2> = П2; АЗ> = ПЗ; А4< = П4.

Ликвидность зависит от величины задолженности, а также от объема ликвидных средств, к которым относятся наличные денежные средства, ресурсы на счетах в банках, ценные бумаги и легко реализуемые элементы оборотных средств.

Невозможность предприятия погасить свои долговые обяза­тельства перед кредиторами и бюджетом приводит его к банк­ротству.

10.5. Финансовое планирование и прогнозирование перспектив развития предприятия: задачи и методы

Цель внутрифирменного планирования- определение воз­можных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.

Задачами планированияявляются:

- определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования;

- установление финансовых отношений с бюджетом, бан­ком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами;

- выявление путей наиболее рационального вложения капи­тала и его эффективного использования;

- увеличение прибыли за счет экономного использования финансовых ресурсов предприятия;

- осуществление контроля за использованием и расходова­нием денежных средств и др.

Важным моментом финансового планирования является его стратегия. Содержанием стратегии финансового плани­рования является определение его центров доходов и центров расходов. Центры дохода - это его подразделения, которые приносят максимальную прибыль. Центры расходов - это подразделения, являющиеся малорентабельными или вообще некоммерческими, но играющие важную роль в общем произ­водственном процессе.

Методы планирования- это конкретные способы и при­емы расчетов показателей. При планировании финансовых по­казателей могут применяться следующие методы:

Нормативный;

Расчетно-аналитические;

Балансовый;

Оптимизации плановых решений;

Наши рекомендации