Финансовая устойчивость, платежеспособность и ликвидность предприятия
После определения финансового состояния предприятия важной задачей является исследование показателей его финансовой устойчивости. Предприятие считается финансово устойчивым, если состояние его счетов гарантирует его постоянную платежеспособность. В зависимости от наличия источников формирования запасов и затрат различают абсолютную, нормальную, предкризисную и кризисную финансовую устойчивость.
1. Абсолютная устойчивость финансового состояния встречается редко и представляет собой крайний тип финансовой устойчивости. Она задается условиями:
Е3 < С0С + КК.
2. Нормальная устойчивость финансового состояния предприятия, гарантирующая его платежеспособность, выражается равенством:
Ез = С0С + КК.
3. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения собственных оборотных средств:
Ез = С0С + КК + С0.
Финансовая неустойчивость считается нормальной (допустимой), если величина привлекаемых для формирования запасов и затрат краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости производственных запасов и готовой продукции.
4. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд:
Е3> = С0С + КК,
где Е3 - запасы и затраты; Сое - собственные оборотные средства; Кк - краткосрочные кредиты и заемные средства; С0 - источники, ослабляющие финансовую напряженность (временно свободные собственные средства, привлеченные средства, кредиты банка на временное пополнение оборотных средств и др.).
Финансовая устойчивость предприятия может быть восстановлена за счет сокращения запасов и затрат.
Платежеспособность предприятия определяется его возможностью своевременно и полностью выполнить платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Она влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредита и условия его предоставления.
Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временная финансовая помощь другим предприятиям) и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты и займы, краткосрочную задолженность). Платежеспособность рассчитывается как отношение мобильных средств предприятия к его текущим обязательствам. Чем выше этот показатель, тем быстрее предприятие может выполнить предъявляемые требования. Уменьшение объема ликвидных активов, равно как и увеличение доли ненадежной задолженности предприятия, снижает его платежеспособность, уровень которой в значительной мере определяется состоянием оборотных средств.
Платежеспособность предприятия в области долговых обязательств выражает ликвидность его баланса, т. е. способность покрытия обязательств предприятия активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.
Ликвидность активов - величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по сорокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
В зависимости от степени ликвидности активы предприятия делятся на следующие группы:
А1 - наиболее ликвидные активы (денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения);
А2 - быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность сроком погашения в течение 12 месяцев и прочие оборотные активы);
A3 - медленно реализуемые активы (запасы, за исключением «Расходов будущих периодов», и долгосрочные финансовые вложения, уменьшенные на величину вложений в уставные фонды других предприятий);
А4 - труднореализуемые активы (основные средства и иные внеоборотные активы, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу).
Пассивы группируются по степени срочности их оплаты:
П1 - наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность и ссуды, не погашенные в срок);
П2 - краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и заемные средства);
ПЗ - долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и заемные средства);
П4 - постоянные пассивы (источники собственных средств за исключением «Расходов будущих периодов»).
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:
А1> = П1; А2> = П2; АЗ> = ПЗ; А4< = П4.
Ликвидность зависит от величины задолженности, а также от объема ликвидных средств, к которым относятся наличные денежные средства, ресурсы на счетах в банках, ценные бумаги и легко реализуемые элементы оборотных средств.
Невозможность предприятия погасить свои долговые обязательства перед кредиторами и бюджетом приводит его к банкротству.
10.5. Финансовое планирование и прогнозирование перспектив развития предприятия: задачи и методы
Цель внутрифирменного планирования- определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.
Задачами планированияявляются:
- определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования;
- установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами;
- выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования;
- увеличение прибыли за счет экономного использования финансовых ресурсов предприятия;
- осуществление контроля за использованием и расходованием денежных средств и др.
Важным моментом финансового планирования является его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования является определение его центров доходов и центров расходов. Центры дохода - это его подразделения, которые приносят максимальную прибыль. Центры расходов - это подразделения, являющиеся малорентабельными или вообще некоммерческими, но играющие важную роль в общем производственном процессе.
Методы планирования- это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы:
Нормативный;
Расчетно-аналитические;
Балансовый;
Оптимизации плановых решений;