Постановка проблемы, цели и задач исследования
Введение
В настоящее время, необходимость маркетинговых исследований, как показывает история их развития, связана с процессом расширения производства и появления новых технологий во всех сферах производства и обращения товаров и услуг, информатизацией производства, ростом социальных и культурных потребностей потребителей.
Современное маркетинговое исследование – это система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения маркетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне. Маркетинговые исследования затрагивают различные области: от принципиальных изменений в отношении бизнеса или решения о вхождении в новый рынок до узких тактических вопросов о том, как лучше разместить товары в магазине.
В данной работе рассматривается маркетинговое исследование конкурентов структурного подразделения ИП «Курбанова Л.В.». Оно заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения преимущества на рынке и минимизации риска в процессе принятие управленческих решений. Результатами таких исследований становятся выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке; определение активных и пассивных стратегий в обеспечении ценового преимущества или преимущества за счет качества предлагаемых товаров.
Из всего вышесказанного следует, что выбор данной темы является целесообразным, а сама тема актуальной.
В данной работе рассматривается деятельность ИП «Курбанова Л.В.» и исследование его конкурентов методом опроса.
Предмет работы является исследование конкурентов ИП «Курбанова Л.В.»
Объект исследования – ИП «Курбанова Л.В.».
Цель работы – расширение и закрепление теоретических знаний в области маркетинговых исследований методом опроса, разработка конкретных мероприятий, направленных на достижение преимуществ в конкурентной борьбе.
Задачи:
1. собрать необходимую информацию для определения общей характеристики ИП «Курбанова Л.В.»;
2. проанализировать полученную информацию;
3. изучить динамику развития розничной торговли продовольственными товарами;
4. определить проблему, цель и задачи маркетингового исследования;
6. разработать рабочие документы и сформировать выборку;
7. провести маркетинговое исследование как в самом ИП «Курбанова Л.В.», так и у его конкурентов;
8. проанализировать результаты исследования
9. разработать мероприятия по совершенствованию деятельности фирмы.
Аналитическая часть
1.1 Общая характеристика ИП «Курбанова Л.В.»
Предприятием ИП Курбанова Л.В. руководит предприниматель без образования юридического лица Курбанова Лариса Владимировна (сокращенное название предприятия: ИП Курбанова Л.В.). Ее деятельность подтверждается Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей
Основным видом деятельности предприятия ИП Курбанова Л.В. является торговля, торгово-посредническая, посредническая и иная коммерческая деятельность. Юридический адрес – г. Шахты, ул. Хомякова 10, кв. 43, а фактическое место нахождения магазина «Ветер Моды» – ул. Шевченко 108.
Основной целью работы ИП Курбанова Л.В. как и на других предприятиях и фирмах является удовлетворение спроса потребителей в качественных товарах для рукоделия, пряже, итальянских тканях, а также получение прибыли.
К основным торговым функциям предприятия ИП Курбанова Л.В. следует отнести:
1) рекламирование товаров и услуг;
2) оказание торговых услуг покупателям;
3) составление заявок на завоз товаров;
4) формирование ассортимента товаров;
5) изучение покупательского спроса на товары
6) консультация и помощь в выборе товаров.
Директор ИП Курбанова Л.В. руководствуется следующими внутренними документами:
· свидетельство индивидуального предпринимателя,
· коллективный договор,
· положения об оплате труда,
· правила внутреннего трудового распорядка,
· трудовые договора,
· договор об аренде помещения.
В магазине представлены товары отечественных и зарубежных производителей, которые условно можно разделить на группы:
1. товары для рукоделия,
2. ткани,
3. пряжа,
4. фурнитура,
5. наборы для вышивки.
1.2 Финансово-экономические показатели магазина «Ветер Моды»
Финансовое положение предприятия зависит по большому счёту от его деловой активностью. Это показатели, отражающие качественные и количественные стороны развития деятельности предприятия, объем реализации товара и услуг, прибыль, показатели оборачиваемости активов и пассивов. Данная группа показателей показывает нам насколько эффективно предприятие использует свои средства.
Без анализа финансового состояния сегодня становится невозможным функционирование какого-нибудь субъекта экономической деятельности, включая и тех, что по определенным причинам не преследуют цель максимизации прибылей. Если эффективность ведения хозяйства является добровольным делом агента экономической деятельности, то финансовая отчетность – обязательной.
Деятельность предприятия и его место на рынке зависят от обоснованности стратегии развития, маркетинговой политики, эффективного использования всех существующих в его распоряжении ресурсов и от внешних условий, к которым относят налоговую, кредитную, ценовую политику государства и рыночную конъюктуру. Из-за этого в качестве информации финансового состояния должны выступать отчеты предприятия, которые нужно учитывать при аналитических оценках и принятии управленческих решений.
Расходы предприятия, организации относятся к основным экономическим показателям деятельности предприятия торговли. Термин расходы означает уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы являются использованием сырья, материалов, услуг сторонних организаций и т.д.
Расходы организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы и налоги.
Расходы по обычным видам деятельности это расходы, связанные с изготовлением продукции и её реализацией, приобретением и продажей товаров. Также к этому числу расходов относят расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Расходы по обычным видам деятельности делятся на материальные затраты, затраты на оплату труда, суммы начисленной амортизации и другие затраты.
Издержки обращения это расходы, производимые торговыми организациями в процессе своей деятельности дополнительно к оплате стоимости товаров.
В сумму издержек обращения включаются расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и другие расходы текущего месяца, связанные с приобретением.
К издержкам обращения относят транспортные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря, амортизация основных средств, расходы на ремонт основных средств; расходы на санитарную и специальную одежду, расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд, расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, расходы на рекламу.
И последняя группа расходов, состоящая в списке потребительских затрат - «Прочие» или другие расходы. В эту группу входят статьи, которые по каким-то причинам не вошли ни в одну другую группу затрат. Так, данная группа затрат образована по остаточному принципу.
Прочими расходами называются все остальные расходы, не входящие в разряд вышеперечисленных. А это - проценты к уплате (проценты, начисленные организации за временное пользование займами и кредитами, не связанные с приобретением имущества), расходы по арендным операциям, расходы, связанные с предоставлением прав на интеллектуальную собственность и с участием в уставных капиталах других организаций, расходы, связанные с выбытием основных средств и других активов, отличных от товаров и продукции, отчисления в оценочные резервы (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности, расходы, по оплате услуг кредитных организаций, штрафы, пени, неустойки, начисленные в адрес контрагентов и др.
С целью правильной оценки изменения финансовых результатов в динамике, нужно провести анализ состава и структуры расходов на исследуемом предприятии, состав и структуру прочих расходов, а также используемую систему налогообложения.
Анализ расходов предприятия проводится по всей сумме в целом и по отдельным статьям.
Ниже проведем анализ состава и структуры расходов ИП Курбановой таблица 1.
Таблица 1 - Анализ финансово-экономических показателей ИП
Показатель | Значение | Отклонение | ||
абсолют. | относит. | |||
Выручка ( тыс. руб.) | 365 000 | 363 000 | - 2000 | 99, 45 |
Себестоимость (тыс. руб.) | 292 000 | 294 400 | 2 400 | 100,82 |
Прибыль (тыс. руб.) | 73 000 | 72 600 | - 400 | 99, 45 |
Фонд оплаты труда (тыс. руб.) | 5 880 | 5 736 | - 144 | 97,55 |
Численность персонала | - | - |
Продолжение таблицы 1
Заработная плата специалистов (тыс. руб.) | - 4 | 86,66 | ||
Заработная плата рабочих (тыс. руб.) | - | - | ||
Рентабельность (%) | - | - | ||
Затраты на 1 руб. реализации (руб.) | 0,80 | 0,81 | 0,01 | 101,85 |
Основные показатели деятельности, такие как выручка, себестоимость и прибыль, представим графически (рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика основных финансово-экономических показателей за 2012 и 2013 гг.
Из данной таблицы и диаграммы видно, что выручка по сравнению с 2012 г снизилась на 2 000 тыс. руб., себестоимость увеличилась на 2400 тыс. руб., прибыль уменьшилась на 400 тыс. руб., Фонд оплаты труда снизился на 144 тыс. руб., заработная плата специалистов снизилась на 4 тыс. руб. в связи с тем, что произошло снижение выручки (заработная плата исчисляется в виде суммы оклада + % от выручки), затраты на 1 руб. реализации увеличились на 0,01 коп.
Из данной таблицы и диаграммы видно, что расходы по сравнению с 2012 годом увеличилась на 219 тыс. руб., количество материальных ресурсов увеличилось в 2 раза и составило 350 тыс.руб.., прибыль 13 тыс. руб., Фонд оплаты труда увеличился на 10 тыс. руб., заработная плата специалистов снизилась на 2 тыс. руб. в связи с тем, что произошло снижение выручки, затраты на 1 руб. реализации увеличились на 0,01 коп.
Снижение объема продаж предположительно произошло из-за:
- появления новых конкурентов в одном микрорайоне с ИП «Курбанова Л.В.»
- усиление позиций старых конкурентов;
- Повышение оптовых цен за сырье
Анализ конкурентов
Анализ конкурентов охватывает широкий спектр вопросов требующих обработки значительного объема информации. Она может быть получена из различных источников. Нередко важной информацией о конкурентах располагают партнеры, посредники и потребители.
Результатом подобных маркетинговых исследований рынка являются:
1 Оценка привлекательности рынка для расширения масштабов бизнеса.
2 Выявление ключевых факторов успеха пребывания на рынке.
3 Разработка рекомендаций по выбору целевых сегментов для продвижения и развития предприятия.
4 Оценка возможных объемов продаж (сценарные прогнозы, регрессионные модели, временные ряды).
Проводя маркетинговые исследования методом наблюдения главными конкурентами магазина «Ветер Моды» можно выделить: «Яшма», «Пряжомир», «Булавочка», «Золотое Руно».
Используя метод 10 бальной оценки, определим наиболее сильных конкурентов магазина «Ветер Моды» по следующим критериям:
- Месторасположение
- Ценовые категории товаров (дорогие, средней и низкой стоимости)
- Реклама, скидки и акции
- Узнаваемость бренда
- Профессионализм продавцов
- Атмосфера в магазине
- Дизайн магазина
Таблица 2 - Бальная оценка конкурентов
Критерии оценки | Ветер Моды | Яшма | Пряжомир | Золотое Руно | Булавочка |
Расположение | |||||
Реклама, скидки и акции | |||||
Узнаваемость бренда | |||||
Профессионализм продавцов | |||||
Атмосфера в магазине | |||||
Дизайн магазина | |||||
Итого |
Проведя бальную оценку конкурентов, мы видим, что наиболее сильным конкурентом для магазина «Ветер Моды» является «Яшма», он занимает первое место среди всех магазинов. Однако, такие магазины как «Булавочка» и «Золотое Руно» представляют грозу, а так же являются сильными конкурентами. Представим данные в виде диаграммы.
Рисунок 2 - Диаграмма конкурентоспособности магазинов
Изучив диаграмму видно, что наиболее высокие позиции занимает «Яшма», у магазина очень хорошее расположение, присутствуют товары разного ценового диапазона, высокая узнаваемость бренда и распространение рекламы. Магазин «Ветер Моды» находится на втором месте среди конкурентов, и имеет проигрышные показатели по месту расположения. Самые низкие позиции занимают магазины «Пряжомир» и «Булавочка». Магазин «Пряжомир» имеют в ассортименте не только товары для рукоделия, это сказывается на дизайне помещения, они не уделяют достаточно внимания профессионализму продавцов. Магазину «Булавочка» характерна не высокая узнаваемость. «Булавочка» редко предоставляет скидки и проводит акции, при этом имеет в ассортименте больше дорогостоящих товаров, чем товаров по средней цене. Магазин «Золотое Руно» занимает третье месть, его преимущество заключается в том, что магазин распложен в торговом центре города, предлагают товары средней и низкой ценовой категории, а так же постоянно проводят различные акции и скидки.
Исследовательский раздел
Динамика развития отрасли
Продажи пряжи в России в 2006-2009 гг уменьшились с 354,1 тыс т до 253,4 тыс т. В 2010 г на фоне восстановления экономики после кризиса объем продаж вырос на 3,7% по сравнению с предыдущим годом и составил 262,8 тыс т. По прогнозам, в 2011-2015 гг продажи пряжи будут постепенно расти и к 2015 г достигнут 306,8 тыс т. (Рис. 3)
Рисунок 3. Динамика продаж пряжи в России
Доля импорта в общем объеме предложения пряжи на российском рынке постоянно увеличивалась и в 2010 г составила 28%. В 2015 гг доля импортной продукции на рынке пряжи по нашим оценкам достигнет 51% от объема предложения.
В Россию импортируют пряжу более 70 стран мира. Основными импортерами традиционно являются Узбекистан, Турция, Туркмения, Бангладеш и Китай. 70% всех импортных поставок приходятся на хлопчатобумажную пряжу, 15% – на химические волокна, еще 15% – на все прочие виды пряжи.
Постановка проблемы, цели и задач исследования
На основании проведенного анализа были выявлены недостатки в деятельности ИП «Курбанова Л.В.». Для того, чтобы их решить, была поставлена проблема – снижение объемов продаж ИП «Курбанова Л.В.».
Исходя из проблемы, была определена цель исследования – определить причины снижения объема продаж.
Задачами исследования являются:
1. Выявить основных конкурентов ИП «Курбанова Л.В.»;
2. Определить узнаваемость каждого из них среди настоящих и потенциальных клиентов;
3. Сравнить ассортимент товаров конкурентов с товарами ИП «Курбанова Л.В.»;
4. Проанализировать уровень цен магазинов конкурентов;
5. Сравнить качество и скорость обслуживания фирм-конкурентов с ИП «Курбанова Л.В.».
6.
Выполнив все поставленные задачи, мы сможем найти конкретные причины снижения объема продаж в ИП «Курбанова Л.В.», которыми могут быть:
- отсутствие стимулирования сбыта;
- недостаточно широкий ассортимент по сравнению с конкурентами;
- завышенная либо заниженная цена товаров по сравнению с конкурентами. Причем низкая цена также может играть роль в снижении объемов продаж, так как в сознании многих потребителей низкая цена является синонимом низкого качества продукции;
- недостаточные качество и скорость обслуживания.
Формирование выборки
Для данного исследования необходимо сформировать выборку для опроса (анкетирования). В соответствии с тем, что руководством фирмы были выделены незначительные финансовые средства была сформирована локализованная выборка на основе суждения (выборка по усмотрению) с учетом возрастных и географических характеристик. Участниками выборки стали настоящие и потенциальные клиенты ИП «Курбанова Л.В.» и фирм-конкурентов в возрасте от 13 лет, проживающие в микрорайоне нахождения магазинов нашей фирмы и конкурентов (Центр г.Шахты). Так же была составлена выборка конкурентов на основе географического признака и специализации. Участниками данной выборки стали магазины ткани и пряжи , находящиеся в одном с ИП «Курбанова Л.В.» микрорайоне, а именно, магазины: Яшма, Пряжомир, Золотое Руно, Булавочка.