Изучение организации нормирования труда
Нормирование труда – это установление меры затрат труда на изготовление единицы продукции или выработки продукции в единицу времени, выполнение заданного объема работ или обслуживание средств производства в определенных условиях.
Требования к технологическому процессу
1) На операциях, предусматривающих обрезку деталей швейных изделий, должны быть оборудованы устройства для сбора обрези;
2) Увлажнение изделий водой на операциях по утюжке и прессованию должно производиться с помощью распылителей;
3) Контроль регулируемых параметров процессов ВТО должен производиться по контрольным приборам и поддерживаться автоматически;
4) Процессы, связанные с пошивом изделий из материалов и тканей и с использованием клеев и др., являющихся источниками выделения в воздух химических веществ и пыли, должны выполняться на рабочих местах, оборудованных системах местной вытяжной вентиляции.
Требования к производственным помещениям
1) все помещения должны быть оборудованы пожарной сигнализацией и средствами пожаротушения;
2) помещения должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающими нормируемые параметры воздуха рабочей зоны;
3) во всех производственных и вспомогательных помещениях должны быть установлены урны или ящики с плотно закрывающимися крышками для сбора бытового мусора;
4) установка дополнительного оборудования или замена действующего более тяжёлым допускается только после проверки прочности межэтажных перекрытий и рабочих площадок, на которых должно устанавливаться оборудование.
На предприятии установлены режимы труда и отдыха (приложение В ).
Удельный вес технически обоснованных норм на предприятии 94,7 (сдельщики). Все повременщики охвачены нормированием (контролёры, уборщики и т.д.).
В настоящее время важным для производства, обеспечивающего выпуск конкурентоспособной продукции, необходима обеспеченность высококвалифицированными специалистами и квалифицированной рабочей силой.
Списочная численность промышленно-производственного персонала на 01.01.2008 года составила 1113 человека, в том числе 71 руководитель,
109 специалистов, 9 служащих, 924 рабочих, из них - 931 женщина, что составляет 83,6 % от списочной численности. По возрастному составу персонал предприятия подразделяется следующим образом: молодежь от 18-31 года – 36,0 %; 32-54 года – 52,0 %; 55 лет и старше – 12,0 % от списочной численности. На предприятии проводится целенаправленная работа по улучшению качественного состава руководителей, специалистов и рабочих. На 01.01.2008 года высшее образование имеют 35 руководителей, 78 специалистов, 18 рабочих; среднее специальное образование имеют 35 руководителей, 27 специалистов, 1 служащий, 125 рабочих; профессионально-техническое образование имеют 595 рабочих, 5 служащих, 2 специалиста; среднее образование имеют 159 рабочих, 2 служащих; базовое образование имеют 31 человек. Весь мастерский состав имеет высшее и среднее-специальное образование. Подбор кадров для предприятия осуществляется путем заключения договоров с учебными заведениями, по направлению городского центра занятости населения, а также за счет внутренних ресурсов предприятия. Одним из основных источников комплектования предприятия квалифицированными рабочими является привлечение выпускников учреждений образования системы профтехобразования г. Витебска УО «ВГПТУ № 29» легкой промышленности, УО «ВГПТУ № 19» бытового обслуживания населения, а также выпускников УО «ВГТК», так как выпускники колледжа владеют рабочими профессиями. На протяжении ряда лет между учебными заведениями и предприятием заключаются договора на подготовку квалифицированных рабочих по профессиям: «швея», «портной», «закройщик», «раскройщик». В 2007 году по направлению учреждений образования было принято 92 выпускника, из них 54 человека окончивших «ВГПТУ № 29» легкой промышленности, 18 человек - УО «ВГПТУ № 19» бытового обслуживания населения, 20 человек - УО «ВГТК». С целью повышения производительности труда, повышения эффективности производства, улучшения показателей работы предприятия, повышения ответственности на каждом рабочем месте с рабочими, руководителями и специалистами предприятия заключаются контракты (в 2007 году заключено 90 контрактов).
На предприятии разработан стандарт «Человеческие ресурсы. Порядок повышения квалификации руководителей, специалистов и рабочих». Особое внимание уделяется вопросам управления персоналом, подготовке, переподготовке, повышению квалификации работников. Основной целью подготовки, переподготовки, повышение квалификации рабочих является обеспечение производства квалифицированными кадрами, способными производить качественную продукцию. Обучение рабочих осуществлялось индивидуально на рабочих местах под руководством высококвалифицированных рабочих, которые имеют опыт и стаж работы на предприятии (подготовлено новых рабочих -8 человек, переподготовлен и обучен вторым профессиям – 1 человек, повысили квалификацию – 56 рабочих). Повышение квалификации рабочих, руководителей и специалистов проводилось как на предприятии, так и в других учебных заведениях города и республики, а именно в:
- институте высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь;
- РУП « Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» Министерства иностранных дел;
- республиканский учебный центр Министерства природы;
- Витебский учебный центр МИПК И ПК БНТУ;
- Витебский учебный центр УО « Газ-институт»;
- учебный центр «Витебскэнерго».
Так, в 2007 году на курсах повышения квалификации повысили квалификацию 4 руководителя и специалиста, на курсах целевого назначения - 108 рабочих и специалистов. Подбор кадров для предприятия осуществляется и за счет внутренних ресурсов предприятия. На основе деловых и личностных качеств работников, по результатам практической деятельности на занимаемой должности сформирован резерв руководящих кадров. В 2007 году в нем состояли 13 специалистов (из них 8 человек в перспективном резерве). По итогам года 2 специалиста, зачисленные в резерв, переведены на вышестоящую должность, 3 специалиста повысили квалификацию, организовано 5 командировок по обмену опытом. На 2008год зачислено в резерв уже 35 специалистов (из них 14 человек в перспективный резерв). Специалисты составляют 16% от общего числа работающих. В 2007 году на предприятии проводились дни мастера, технические совещания, диспетчерские совещания, на которых обсуждались вопросы, связанные с улучшением организации труда, внедрением нового оборудования и технологии, внесения изменений в трудовое законодательство, состояния трудовой дисциплины, воспитательной работы в трудовом коллективе. В целях дальнейшего совершенствования уровня работы с руководящими кадрами и специалистами на предприятии принимаются все меры по перестройке кадровой работы с учетом сложившихся новых условий работы. Важно помнить, что от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования в значительной мере зависят объём и своевременность выполнения работ, эффективность использования оборудования, и, как результат, объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Нормирование труда на ОАО ”Знамя индустриализации” представляет собой установление меры затрат труда на изготовление единицы изделия, или выработки в единицу времени, выполнение определённого объёма работ или обслуживания средств производства в определённых организационно-технических условиях. На предприятии действуют различные виды трудовых норм: норма времени (время на изготовление единицы продукции или работ), норма выработки (количество продукции в единицу времени), норма численности (установленное по нормативам число работающих определённого профессионально-квалификационного состава для выполнения конкретных работ в цехах и на предприятии в целом).
Таблица 4.1 -Выполнение норм выработки по структурным подразделениям за 2006 год
Структурное подразделение | До 90% | 90-100 | 100-105 | 105-110 | 110-120 | 120-130 | 130-150 | Свыше 150 | Всего: |
Пошивочный цех №1 | |||||||||
Пошивочный цех №2 | |||||||||
Пошивочный цех №3 | |||||||||
Пошивочный цех №4 | - | - | |||||||
Раскройный цех | |||||||||
Подготовительный цех | - | - | - | - | |||||
Сортировочный цех | - | - | - | - | - | - | - | ||
Механический цех | - | - | - | ||||||
РСЦ | - | - | - | - | - | - | - | ||
Итого по фабрике |
Таблица 4.2- Выполнение норм выработки по структурным подразделениям за 2007 год
Структурное подразделение | До 90% | 90-100 | 100-105 | 105-110 | 110-120 | 120-130 | 130-150 | Свыше 150 | Всего: |
Пошивочный цех №1 | |||||||||
Пошивочный цех №2 | |||||||||
Пошивочный цех №3 | - | ||||||||
Пошивочный цех №4 | - | ||||||||
Раскройный цех | |||||||||
Подготовительный цех | - | - | - | - | - | ||||
Сортировочный цех | - | - | - | - | |||||
Механический цех | - | - | - | - | - | - | |||
РСЦ | - | - | - | - | - | - | - | ||
Итого по фабрике |
Таблица 4.3- Выполнение норм выработки по структурным подразделениям за 2006-2007 (в норма часах)
Структурное подразделение | 2006 г. | 2007 г. | ||||
план н.ч. | Факт. н.ч. | % по цеху | план н.ч. | Факт. н. ч. | % по цеху | |
Пошивочный цех №1 | 108,05 | 104,92 | ||||
Пошивочный цех №2 | 109,73 | 109,46 | ||||
Пошивочный цех №3 | 98,05 | 97,41 | ||||
Пошивочный цех №4 | 92,99 | 100,32 | ||||
Раскройный цех | 117,78 | 119,72 | ||||
Подготовительный цех | 138,66 | 179,53 | ||||
Сортировочный цех | 125,69 | 110,72 | ||||
Механический цех | 128,95 | 109,58 | ||||
РСЦ | 174,02 | 174,95 | ||||
Итого по фабрике | 108,76 | 110,8 |
Из анализа данных таблицы видно, что средний процент выполнения нормы выработки в целом по фабрике за ноябрь 2007 г. составляет 110,8%, что выше данного показателя за аналогичный период 2006 г. на 2,04%.
Проанализировав тенденцию изменения процента выполнения норм выработки по цехам можно заметить, что количество рабочих, перевыполняющих норму выработки, составляет в 2006 году 439 из 776 чел. (или 56,6 %), а в 2007 году 457 из 727 человек (62,9 %).
Значит, на предприятии действует заниженная норма выработки, о чем свидетельствует процент перевыполнения нормы времени. Следовательно, необходимы мероприятия по пересмотру норм выработки.
Для улучшения организации труда и увеличения его производительности в 2006 г. в раскройном цехе внедрена новая дублирующая установка ”Канегисер”, а также новые раскройные машины “Хоффман”. На предприятии постоянно происходит модернизация оборудования, изготовление средств малой механизации.
В течение 2007 года проведена работа по совершенствованию технологии действующих процессов за счет применения прогрессивных методов обработки изделий.
Внедрено:
- обработка меховой пристежки без прострачивания строчки по горловине,
- уменьшено количество булавок при накалывании подкладки на утеплитель,
- прострачивание отделочных строчек гарусными нитками,
- установить хольетенов в углах строчек без намелки их месторасположения,
- изготовление изделий на фирму «Лавиш Белт» без осноровки низа. Разработана и внедрена технология изготовления и раскрой изделий с отделкой из фатина и гипюра Разработана и внедрена технология изготовления изделий без подкладки с применением запошивочных швов. Разработана и внедрена технология обработки изделий фирмы «Зима Лето» и «Лавиш Белт» без вырезания припуска шва обтачивания края борта. Внедрено пришивание пуговиц с фигурными отверстиями и кнопок с 8-ью отверстиями на пуговичной машине. Внедрена спецлапка для выполнения сборки отделочных деталей. Внедрена и постоянно совершенствуется ресурсосберегающая технология разработки норм расхода материалов на изготовление изделий с фронтальным дублированием всех деталей.
Экономический эффект от внедрения мероприятий составил
1 200 тыс. рублей. В целях снижения затрат на производство на предприятии осуществляется внедрение новых методов организации оплаты и нормирования труда. За счёт расширения зоны обслуживания, увеличения объём работ в целях обеспечения соответствия численности вспомогательных рабочих объёму производства в 2007 г. было сокращено большое количество штатных единиц вспомогательных рабочих.
На данном рабочем месте термоотделочницы проводились хронометраж и фотография рабочего дня. Материалы наблюдений и обработки находятся в приложении Г и приложении Д соответственно.
На основе данных хронометража и фотографии рабочего дня определим норму времени для данной операции, т.е. определим время, необходимое для выполнения данной операции по обработке единицы продукции установленного качества в определенных организационно-технических условиях. По данным хронометража оперативное время составляет 256 сек. Определяем норму времени по формуле (4.1):
Tвр = tоп*К, (4.1)
где К- коэффициент, который учитывает выполнение подготовительно-заключительной работы, обслуживание рабочего места, личных надобностей и отдыха, он равен 1,0712
T вр = 265*1,0712=274,2 сек
Затем определяем норму выработки, т.е. количество единиц работы, которое должно быть выработано термоотделочницой за единицу времени при определенных организационно-технических условиях.
Сменная норма выработки определяется по формуле (4.2):
Hв = Тсм/Твр (4.2)
где Тсм - продолжительность смены.
Нв = 3600*8/274,2= 105 единиц.
По схеме разделения труда операция «ВТО верхней части брюк» кратна двум и выполняют ее два человека.
По схеме разделения труда Нв=245 единиц в смену. Фактический процент выполнения нормы выработки равен 89 %. Также была проведена фотография рабочего дня экономиста финансового отдела (таблица 4.4 ) и фотография методом моментных наблюдений экономиста отдела труда и заработной платы (приложение Н).Таблица 4.4- Фотография рабочего дня экономиста финансового отдела
№ п/п | Наименование процесса | Тек. время (час, минута) | Прод-сть, мин | Условные обозначения |
Пришла на работу | 9:30 | - | - | |
Подготовка к работе | 9:33 | Тпз | ||
Работает (расчёт арендной платы) | 9:55 | Топ | ||
Разговаривает | 10:00 | Тотл | ||
Работает (расчет арендной платы) | 10:45 | Топ | ||
Разговаривает | 10:46 | Тотл | ||
Продолжение таблицы 4.4 | ||||
Работает (расчет налогов) | 11:15 | Топ | ||
Разговаривает | 11:18 | Тотл | ||
Работает (заносит данные в компьютер) | 11:30 | Топ | ||
Вышла в отделы | 11:40 | Тотл | ||
Работает (расчет налогов) | 12:35 | Топ | ||
Разговаривает | 12:40 | Тотл | ||
Работает (составляет формы статистической отчетности) | 13:00 | Топ | ||
Обед | 13:30 | |||
Работает (составляет формы статистической отчетности) | 14:00 | Топ | ||
Работает(расчёт арендной платы) | 14:15 | Топ | ||
Вышла | 14:20 | Тотл | ||
Разговаривает | 14:23 | Тотл | ||
Работает (составляет формы статистической отчетности) | 15:00 | Топ | ||
Разговаривает | 15:02 | Тотл | ||
Работает (расчет налогов) | 15:30 | Топ | ||
Разговаривает | 15:33 | Тотл | ||
Работает (расчет налогов) | 17:00 | Топ | ||
Всего: |
Тпз=3 мин
Топ= 440мин.
Тотл= 37мин.
Тсм= Тпз+Топ+Тотл = 440мин.
Обед не включается в рабочее время.
Тпз – подготовительно-заключительное время- это время, затрачиваемое рабочим на подготовку к выполнению заданной работы и действия, связанные с ее окончанием. К данному виду затрат рабочего времени относится время получения производственного задания, инструментов; ознакомление с работой, чертежом, технической документацией; получение данных инструктажа проведения работы; пробной обработки детали на станке; сдачи готовой продукции в ОТК, снятия приспособлений инструментов; сдача технической документации, чертежей;
Топ – оперативное время- это время на выполнение заданной работы (операции), повторяемое с каждой единицей или объемом продукции или работ;
Тотл – отдых и личные надобности;
Тсм – рабочее время всей смены;
Тобс – время обслуживания рабочего места - это время, затрачиваемое рабочим на уход за рабочим местом и поддержание его в состоянии, обеспечивающим производительную работу в течение смены.
Тпнт- перерывы зависящие от работника.
Для анализа использования рабочего времени составим баланс рабочего времени (таблица 4.5).
Таблица 4.5- Баланс рабочего времени.
Наименования затрат рабочего времени | Индекс или код | Баланс рабочего времени | |||
Фактический | Проектируемый | ||||
Мин | % | мин | % | ||
Оперативная работа | ОП | 88.9 | 91.6 | ||
Отдых и личные надобности | ОТЛ | 10.3 | 3.9 | ||
Подготовительно-заключительное время | ПЗ | 0.8 | 4.5 | ||
Итого: | Тсм |
Нормативы времени на tотл=5,94%,(tобс+tпз)=8,13%
Коэффициент потерь рабочего времени, зависящих от работника:
К1=Тпнд/Тсм*100% , (4.3)
R2=3/480*100%=0,625%
Возможное повышение производительности труда ПТ за счет устранения потерь и нерациональных затрат рабочего времени рассчитаем по формуле (4.4):
П=(Топн-Топф)/Топф*100%, (4.4)
где Топн и Топф – соответственно нормативное и фактическое оперативное время, мин.
П=(450-440)/440*100%=2,272%
Как на любом предприятии, на ОАО ”Знамя индустриализации” уделяется значительное внимание нормированию труда. При этом анализируются организационно-технические условия работы, методы и приёмы труда для выявления резервов производительности труда. Но несмотря на это необходимо уделять большее внимание мероприятиям по совершенствованию трудового процесса и установлению на этой основе технически и экономически обоснованных норм труда.
5 ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечивается механизмом управления. Механизм управления предприятием – это, прежде всего, иерархическая система административных органов и управленческих структур, при помощи которой согласованно решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие перед предприятием (фирмой), устанавливаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения, используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников предприятия – от рабочего до директора.
Организационная структура — один из основных элементов
управления организацией. Она характеризуется распределение целей и задач управления между подразделениями и работникам организации. По сути, структура управления — это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления
и связи — горизонтальные и вертикальные. К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.
Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.
ОАО «Знамя индустриализации» имеет линейно — функциональную структуру управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.). Управление предприятием осуществляет дирекция, которая подотчетна наблюдательному совету и общему собранию акционеров. Во главе ОАО «Знамя индустриализации» находится линейный руководитель или, другими словами, директор. Он и является ответственным за деятельность предприятия. В его подчинении находятся функциональные подразделения, разрабатывающие планы работ, программы, производственные решения. Непосредственно генеральному директору ОАО «Знамя индустриализации» подчиняются следующие линейные руководители (Приложение Е ):
• заместитель директора по коммерческим вопросам;
• заместитель директора по производству;
• заместитель директора по экономическим вопросам;
• заместитель директора по идеологической работе и техническим вопросам;
• главный бухгалтер;
• ведущий юрисконсульт;
• отдел кадров;
• отдел управления качеством;
• подразделения охраны;
• штаб гражданской обороны. Далее данным линейным руководителям подчиняется начальники отделов, которые по выполняемым функциям входят в компетенцию данного линейного руководителя. В свою очередь начальникам подчиняются сотрудники данных отделов.
В осуществлении производственно-хозяйственной и организационной деятельности предприятия генеральному директору помогают:
1) заместитель директора по производству:
-производственно-диспетчерский отдел;
- подготовительный цех;
- раскройный цех;
- швейные цеха;
- экспериментальный цех;
- отдел главного технолога;
- служба по охране труда и ТБ;
2) заместитель директора по коммерческим вопросам:
- отдел материально- технического снабжения;
- отдел маркетинга;
- отдел внешнеэкономических связей;
- комплектовочно-сортировочный участок;
- фирменный магазин;
- автотранспортный участок;
3) заместитель директора по экономическим вопросам:
- планово-экономический отдел;
- отдел организации труда и зарплаты;
- отдел АСУП;
- ведущий экономист по ценным бумагам;
4) заместитель директора по техническим вопросам, информированию и социальным вопросам:
- главный механик;
- главный энергетик;
- электроцех;
- цех котельной и паросилового хозяйства;
- бюро капитального строительства;
- хозяйственный отдел;
- столовая;
- общежитие;
- здравпункт;
- ведущий экономист по ценным бумагам.
5) главный бухгалтер:
- центральная бухгалтерия;
- расчетная группа по заработной плате;
- группа по производству и материальному учету;
- финансового отдела;
6) ведущий юрисконсульт, юрисконсульт.
Существуют также такие отделы, как:
- отдел кадров,
-отдел технического контроля,
- сторожевая охрана,
Они несут ответственность за свою деятельность перед генеральным директором предприятия.
Также на ОАО «Знамя индустриализации» существуют такие линейные руководители как бригадиры, начальники участков, которые непосредственно связаны с производством. Таким образом, на ОАО «Знамя индустриализации» можно выделить 3 уровня управления: высший уровень (директор и его заместители), средний уровень (начальники и их подчиненные, как штабных отделов, так и отделов, связанных с производством и обслуживанием данного производства) и низший уровень (бригадиры, начальники цехов и участков и т.д.). Это так называемые вертикальные связи. Вертикальные связи бывают линейные и функциональные. Линейные связи означают подчинения линейного руководителя по всем вопросам управления. Например, заместителю директора по производству подчиняется начальники цехов, начальник технического отдела и службы по охране труда и ТБ. В свою очередь начальнику технического отдела подчиняются все технологи ОАО «Знамя индустриализации». Функциональные вертикальные связи имеют место при подчинении функциональному руководителю по определенной группе вопросов. Например, главному бухгалтеру подчиняется бухгалтерия и финансовый отдел. Также между подразделениями ОАО «Знамя индустриализации» существуют взаимосвязи. В приложении К представлена информация о получении и предоставлении производственно-техническим отделом материалов и информации при взаимодействии его с другими отделами. Как видно из представленной таблицы производственно-технический отдел имеет взаимосвязи с ОТиЗ, отделом материально- технического снабжения, маркетинга, планово-экономическим отделом и т.д. Это свидетельствует о наличии горизонтальных связей. Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
Рассчитаем эффективность управления на ОАО «Знамя индустриализации» за 2006-2007 гг..
Для оценки эффективности управления воспользуемся следующими формулами, которые позволяют комплексно подойти к проблеме, выявить резервы повышения эффективности работы аппарата управления:
(5.1)
где - прибыль на одного работника аппарата управления;
- прибыль от реализации за отчетный год;
- среднесписочная численность аппарата управления.
(5.2)
где - доля аппарата управления в общей численности работников;
- среднесписочная численность аппарата управления за отчетный период;
- общая численность работников за отчетный период.
(5.3)
где - выручка на одного работника аппарата управления;
- выручка за отчетный период.
(5.4)
где - доля заработной платы работников аппарата управления;
- фонд заработной платы работников аппарата управления;
- общий фонд заработной платы организации.
Прибыль от реализации за 2006 год и 2007год составила 218 млн.руб. и 266 млн.руб. соответственно Среднесписочная численность в 2006 году составила 162, в 2007 году этот показатель уменьшился на 4 человека и составил 158 чел.. Общая численность ОАО «Знамя индустриализации» в 2007 944, что на 52 человека меньше, чем в 2006. Общий фонд заработной платы в 2006 году составил 359099832 млн. руб., в 2007- 391067104 млн. руб. Фонд заработной платы работников аппарата управления в 2006 году составил 75440646 млн. руб., в 2007 году – 87366732 млн. руб.
Из данных расчетов видно, что за 2 года доля прибыли от реализации на одного работника аппарата управления увеличилась с 1,35 до 1,68 млн. руб.
За 2006-2007 года, несмотря на то, что общая численность сократилась, доля работников аппарата управления практически не изменилась.
Выручка на одного работника аппарата управления за данный период значительно выросла, и ее рост составил 15 млн. руб.
Доля заработной платы в пероид2006-2007 гг. осталась неизменной.
Таким образом, проанализировав все показатели можно сделать вывод, что за период с 2006 по 2007 гг. наблюдается тенденция улучшения технико-экономический показателей, что свидетельствует об улучшении финансового положения предприятия. Следовательно, держать такую долю управленческого персонала целесообразно.
Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки, которые представлены в таблице 5.1.
Таблица 5.1 -Преимущество и недостатки линейно-функциональной структуры
Преимущества | Недостатки |
1) более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников 2) освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем З) возможность привлечения консультантов и экспертов | 1) отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями 2) недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение как правило не участвует в его реализации З) чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т.е., тенденция к чрезмерной централизации |
Опишем содержание и основные функции следующих отделов:
1) ОТиЗ ─ это самостоятельное подразделение предприятия и непосредственно подчиняется заместителю генерального директора по экономике. Отдел организации труда и заработной платы возглавляет начальник отдела.
Основными задачами ОТи3 являются:
1.постоянное совершенствование организации труда и управления производством, форм и систем заработной платы, материального и морального стимулирования на основе достижений науки и техники, передового опыта в целях дальнейшего роста производительности труда и повышения эффективности производства;
2. проведение анализа состояния организации труда, заработной платы и повышение производительности труда по следующим направлениям:
а) внедрение наиболее рациональных форм разделения труда;
б) улучшение организации обслуживания рабочих мест;
в) распространение наиболее производительных приемов и методов труда.
На отдел ОТиЗ возлагаются следующие функции:
· нормирования на основе применения прогрессивных нормативов по труду;
· анализ эффективность применения действующих форм и систем оплаты, материального стимулирования труда, разработка положений о премировании рабочих, руководителей, специалистов и служащих;
· контроль и планирование расходование фонда оплаты труда; расчет средства, направленных на потребление;
· определение средней заработной платы работающих, условий оплаты труда, тарифных ставок, окладов, расценок;
· расчет численности работников по функциям управления и структурным подразделениям предприятия; осуществление работы по совершенствованию структуры аппарата управления;
· участвует в рассмотрении проектов расширения и реконструкции предприятия;
· организует проведение хронометражных наблюдений и фотографий рабочего времени;
· осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства;
· ведет учет показателей по труду и составляет отчетность.
2) Отдел кадров является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Знамя индустриализации» и подчиняется директору ОАО. Отдел кадров возглавляется начальником, который назначается и увольняется приказом директора предприятия.
Основными задачами отдела кадров является:
1. обеспечение своевременного пополнения предприятия необходимыми кадрами руководителей, специалистов и рабочих;
2. правильный подбор и расстановка кадров в соответствии с их профессиональными и деловыми качествами;
3. организация повышения квалификации кадров предприятия;
4. создание резерва кадров для выдвижения;
5. учет кадров предприятия в соответствии с установленным порядком;
6. ознакомление всех поступающих на работу с Политикой руководства в области качества.
В соответствии с основными задачами отдел кадров выполняет следующие основные функции.
- обеспечивает предприятие кадрами требуемой квалификации и специальности в соответствии с планом по труду и штатным расписанием;
- изучает причины текучести кадров, представляет руководству предложения по расстановке и закреплению кадров на предприятии;
- контролирует правильное использование инженеров, техников и выпускников профтехучилища на производстве в соответствии с их квалификацией и специальностью;
- оформляет документы при приеме, перемещении и увольнении работников предприятия;
- ведет персональный учет личного состава в соответствии с действующими на предприятии правилами и инструкциями;
- производит записи в трудовую книжку и другие учетные документы работников о происшедших изменениях-перемещениях их по работе, изменениях тарифных разрядов, фамилий, о получаемых поощрениях и т.п.;
- оформляет документы на получение пенсии по старости, инвалидности;
- организует работу по непрерывному образованию руководителей, специалистов, служащих, готовит документы по аттестации работников, а также организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации рабочих;
- организует контроль за состоянием трудовой дисциплины и совместно с начальниками структурных подразделений разрабатывает и осуществляет мероприятия по ее укреплению;
- оформляет материалы, справки, готовит проекты приказов и распоряжений по роду выполняемой отделом работа, а также документы в фонд социальной защиты по. персонифицированному учету, пенсионному страхованию и назначению пенсий;
- ведет и своевременно представляет отчетность, установленную отделу кадров.
3) Планово-экономический отдел:
1) Планово-экономический отдел является самостоятельным структурным подразделением аппарата управления ОАО “Знамя индустриализации: призван осуществлять экономическое планирование производственно-хозяйственной деятельности и повышение экономической эффективности производства и подчиняется заместителю директора по экономическим вопросам.
2) ПЭО возглавляется начальником, который назначается и освобождается приказом директора предприятия по представлению заместителя директора по экономическим вопросам. В случае временного отсутствия начальника его замещает ведущий экономист.
3) В своей работе ПЭО руководствуется Миссией, Видением, Стратегическим планом развития, Политикой в области качества, а также законодательными актами РБ, приказами, инструкциями концерна ”Беллегпром” и другими нормативными актами, приказами и распоряжениями руководства предприятия, Уставом предприятия, правилами внутреннего распорядка и настоящим Положением.
4) Распределение и перераспределение обязанностей между работниками отдела производится начальником отдела
Основные задачи планово-экономического отдела (ПЭО):
В целях обеспечения реализации Миссии, Видения, Стратегического плана развития, Политики в области качества основными задачами ПЭО являются организация и систематическое совершенствование планово-экономической работы на предприятии, обеспечивающей разработку и контроль за выполнением перспективных и годовых планов на основе мобилизации резервов роста производства, улучшения использования основных фондов и оборотных средств, всемерного повышения производительности труда, внедрения прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, специализации цехов и участков, с учётом увеличения выпуска продукции, повышения её качества и улучшения ассортимента в соответствии с запросами потребителей.
В соответствии с основными задачами ПЭО осуществляет следующие функции:
1) Составляет перспективные и текущие планы производства в соответствии с установленными заданиями, сроками их представления, формами и методическими указаниями вышестоящих организаций.
2) Составляет месячные и суточные планы работы по ассортименту и другим технико-экономическим показателям и доводит их до структурных подразделений.
3) Проводит анализ хозяйственной деятельности предприятия с целью выявления возможностей дополнительного выпуска продукции и повышения эффективности производства.
4) Систематически учитывает и контролирует выполнение планов по технико-экономическим показателям и представляет данные о выполнении плана руководству предприятия.
5) Анализирует выполнение всех технико-экономических показателей за месяц, квартал, год.
6) Осуществляет контроль за нормами расхода вспомогательных материалов в цехах предприятия.
Функции ведущего экономиста ПЭО:
1) Участвует в составлении текущих и перспективных планов прогнозов социально-экономического развития предприятия;
2) Проведение экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
3) Оценка и анализ численности работающих, движения рабочей силы, использования календарного фонда времени;
4) Подготовка и обработка данных бухгалтерского и статистического учёта для составления отчётности по производству продукции (работ, услуг).
Функции начальника планово-экономического отдела:
1) Осуществляет руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности;
2) Обеспечивает организацию экономического анализа деятельности предприятия и участвует в разработке мер по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства;
3) Руководит составлением плана экономического и социального развития предприятия, бизнес-плана, согласовывает и взаимно увязывает все его разделы и представляет в концерн “Беллегпром”;
4) Обеспечивает доведение показателей плана до подразделений предприятия;
5) Организует разработку проектов цен и утверждение отпускных цен на выпускаемую продукцию, полуфабрикаты и услуги;
6) Организует контроль за выполнением планов;
7) Организует систематический контроль за соблюдением подразделениями предприятия плановой дисциплины, ходом выполнения плановых заданий;
Бухгалтерия
В задачи бухгалтерии входят:
1) В целях реализации Политики руководства в области качества на предприятии основными задачами бухгалтерии являются:
- обеспечение правильной постановки и достоверности учёта и отчётности;
- контроль за сохранностью собственности Общества и правильным расходованием денежных средств, материальных ценностей;
- контроль за осуществлением строжайшего режима экономии.
Бухгалтерия в соответствии с задачами обеспечивает:
- правильную и рациональную организацию бухгалтерского учёта на основе максимальной централизации и строгое соблюдение установленных правил ведения учёта;
- учёт и контроль за поступлением, расходом основных и вспомогательных материалов, топлива, горюче-смазочных материалов, тары, запасных частей, основных фондов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и инструментов на складах и в эксплуатации;
- внедрение передовых форм и методов бухгалтерского учёта на основе широкого применения вычислительной техники;
- правильный и своевременный учёт издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, выпуска продукции, снабжения и сбыта, правильность составления отчётных калькуляций себестоимости продукции;
-учёт движения полуфабрикатов в раскройном, экспериментальном, и швейных цехах;
- удержания из ЗП
- начисления ЗП каждому работнику установлением фактического фонда ЗП и распределение начисленной ЗП по направлениям затрат;
- контроль за расходованием фонда ЗП и выплатой премий;
- выполнение установленных форм отчётности по труду и ЗП;
- своевременный и точный учёт результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- правильное и своевременное начисление и перечисление всех видов налогов и платежей и отчислений;
- реализации Политики руководства в области качества на предприятии.
Цели в области качества бухгалтерии:
1) повышение рентабельности производства и реализации продукции;
2) обеспечение выполнения договорных обязательств предприятия;
3) снижение уровня кредиторской и дебиторской задолженностей предприятия;
4) обеспечение предприятия необходимыми ресурсами;
5) контроль и учёт целевого расходования ресурсов; В приложении Ж представлены получаемые и предоставляемые бухгалтерией сведенья и информация при взаимодействии с другими подразделениями предприятия.
Юрисконсульт
Юрисконсульт ОАО ”ЗИ” непосредственно подчиняется директору предприятия, входит в состав дирекции.
Юрисконсульт:
1. Осуществляет проверки соответствия действующему законодательству приказов, распоряжений, соглашений, положений о подразделениях, должностных инструкций и других актов производственного характера, подготавливаемых на предприятии, а также участвует в необходимых случаях в подготовке этих документов;
2. оказывает правовую помощь соответствующим структурным подразделениям предприятия в претензионной работе, передаёт исковые материалы в судебные и арбитражные органы;
3. участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия;
4. подготавливает заключения по предложениям о привлечении работников предприятия к дисциплинарной и материальной ответственности;
принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведению их правовой экспертизы, разработке коллективных договоров.
В приложении И представлены получаемые и предоставляемые юристконсультом сведенья и информация при взаимодействии с другими подразделениями предприятия.