Организация инновационного процесса, сфера инновационной деятельности
Особенностью инновационной деятельности является ее прикладной характер, практическая (предпринимательская) направленность. В условиях рынка как системы экономических отношений купли продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновацию) требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции – рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) – рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента образуют инновационной деятельности.
Рис. 1. Сфера инновационной деятельности
Рассмотрим схему инновационной цепи (см. рис. 2).
Рис. 2. Схема инновационной цепи
Научно-техническое нововведение начинается с генерации новой, перспективной идеи. Это может быть как совершенно оригинальная, так и общеизвестная идея, наполненная новым экономическим содержанием.
Второй этап – проверка технической осуществимости идей и анализ возможных потребностей рынка – важный этап инновационного процесса, поскольку от него во многом зависят дальнейшая судьба новой идеи и выделение средств на ее воплощение. Именно на этом этапе забраковывается большая часть потенциальных новшеств, а те, которые отбираются, закладывают основу будущего успеха (или предопределяют неудачу) на рынке.
Если идея благополучно миновала стадию проверки, наступает этап создания опытного образца продукта или технологической установки. В ряде случаев для этого требуется проведение дополнительных прикладных исследований и разработок.
Третий этап тесно смыкается с четвертым, в ходе которого проводятся комплексные испытания опытного образца или новой технологии, совершенствуются основные технические характеристики, иными словами, формируются необходимые (но еще не достаточные) условия коммерческого успеха на рынке.
Для того, чтобы убедиться в правильности сделанных на ранних этапах оценок, избежать непредвиденных трудностей и улучшить нововведение – продукт с учетом пожеланий потребителей, нередко осуществляется зондирование рынка малыми партиями нового товара.
Если и это испытание проходит успешно, начинается подготовка к широкомасштабному продвижению на рынок. Оно ведется по двум основным направлениям. Во-первых, путем создания соответствующих мощностей для резкого увеличения объемов производства или предоставления услуг. Во-вторых, через маркетинговые подразделения проводится сильная рекламная компания новшества и организуется сбытовая сеть, в том числе, с привлечением других коммерческих структур и дилеров.
Третий и четвертый этапы часто осуществляются параллельно, однако в некоторых случаях маркетинговые подразделения идут несколько впереди производственных, прокладывая дорогу новой технологии, продукции или виду услуг. Такая ситуация может возникнуть, в частности, при отсутствии на рынке близких аналогов оригинального новшества. Фирма, выступающая инициатором нововведения, бывает вынуждена в этом случае создавать рынок сбыта, формируя потребности покупателей. Характерный пример – реклама возможностей телевидения высокой четкости.