Расчет точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности
Точка безубыточностисоответствует такому объему продаж, при котором фирма покрывает все постоянные и переменные затраты, не имея прибыли. Любое изменение выручки в этой точке приводит к возникновению прибыли или убытка. На практике для вычисления данной точки используются 2 метода: графический и метод уравнений.
При графическом методенахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты – объем производства – прибыль».
Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению совокупных затрат и валовой выручки. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.
Выручка, соответствующая точке безубыточности называется пороговой выручкой. Объема производства (продаж), в точке безубыточности называетсяпороговым объемом производства(продаж), если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше, получает прибыль.
Метод уравнений основан на использовании формулы расчета точки безубыточности
Qшт = Постоянные затраты / (Цена за ед. продукции – Переменные затраты на ед. продукции)
y =a + bx
a– постоянные затраты, b– переменные затраты на единицу продукции ,x– объем производства или продаж в критической точке.
Порог рентабельности– это такая выручка от продаж, при которой предприятие не имеет убытков, но еще не получило прибыль. В такой ситуации выручки от продаж после возмещения переменных издержек достаточно для возмещения постоянных затрат.
Порог рентабельности = Постоянные затраты / Коэффициент маржинального дохода
Коэфф. маржинального дохода = (объем продаж – переменные издержки) / объем продаж
Желательно, чтобы маржинальный доход не только покрывал постоянные издержки, но и служил источником формирования операционной прибыли.
Предприятие начинает получать прибыль, когда фактическая выручка превышает пороговую. Чем больше это превышение, тем больше запас финансовой прочности предприятия и больше сумма прибыли. Запас финансовой прочности– превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности:
Запас финансовой прочности = ((Плановая выручка от реализации – Пороговая выручка от реализации) / Плановая выручка от реализации) ´ 100%
Сила воздействия операционного рычага показывает, во сколько раз изменится прибыль при изменении выручки от реализации на один процент.
Точка безубыточности (порог рентабельности)– это такая выручка (либо количество продукции), которая обеспечивает полное покрытие всех переменных и условно-постоянных затрат при нулевой прибыли. Любое изменение выручки в этой точке приводит к возникновению прибыли или убытка.
Порог рентабельности можно определить как графическим, так и аналитическим способом :Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль
При графическом методе точку безубыточности (порог рентабельности) находят следующим образом:
1. находим на оси У значение постоянных затрат и наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси Х;
2. выбираем какую-либо точку на оси Х, т.е. какую-либо величину объема продаж, рассчитываем для данного объёма величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;
3. выбираем снова любую величину объема продаж на оси Х и для нее находим сумму выручки от реализации. Строим прямую, отвечающую этому значению.
Точка безубыточностина графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению совокупных затрат и валовой выручки. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.
Порог рентабельности =Постоянные затраты/ Коэффициент валовой маржи
Коэффициент валовой маржи.Валовая маржа (сумма для покрытия постоянных затрат и формирования прибыли) определяется как разница между выручкой и переменными затратами.
Коэффициент валовой маржи =Валовая маржа / Выручка от реализации
Коэффициент производственной себестоимости реализованной продукции =Себестоимость реализованной продукции / Выручка от реализации
Коэффициент общих и административных издержек =Сумма общих и административных издержек / Выручка от реализации
Аналогичным образом можно рассчитать Коэффициент издержек на реализацию, Коэффициент издержек на рекламу и т. п.
Можно рассчитывать порог рентабельности как всего предприятия, так и отдельных видов продукции или услуг.
Предприятие начинает получать прибыль, когда фактическая выручка превышает пороговую. Чем больше это превышение, тем больше запас финансовой прочности предприятия и больше сумма прибыли.
Запас финансовой прочности. Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности.
Запас финансовой прочности= выручка предприятия - порог рентабельности.
Сила воздействия операционного рычага (показывает, во сколько раз изменится прибыль при изменении выручки от реализации на один процент и определяется как отношение валовой маржи к прибыли).
1. Валовая маржа = выручка от реализации - переменные издержки производства.
2. Коэффициент валовой маржи = валовая маржа / выручка от реализации.
3. Порог рентабельности (точки безубыточности) = сумма постоянных затрат / коэффициент валовой маржи.
4. Запас финансовой прочности:
а) в рублях = выручка от реализации - порог рентабельности;
б) в % к выручке от реализации = порог рентабельности в рублях / выручка от реализации.
5. Прибыль = запас финансовой прочности ´ коэффициент валовой маржи.
6. Сила воздействия операционного рычага = валовая маржа / прибыль.
Основное назначение операционного анализа сводится к поиску наиболее выгодных соотношений между переменными затратами на единицу продукции и постоянными издержками.
1. Валовая маржа. Одной из основных задач финансового менеджмента является максимизация валовой маржи, поскольку именно она является источником покрытия постоянных издержек и определяет величину прибыли.
2. Коэффициент валовой маржи. В операционном анализе он используется только для определения прогнозной величины прибыли.
3. Порог рентабельности (точка безубыточности)- такая ситуация, при которой п/п не несет убытков, но и не имеет прибыли. При этом количество продаж, находящихся ниже точки безубыточности влекут за собой убытки, продажи находящиеся выше точки безубыточности приносят прибыль. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть предприятию. П/п с низким порогом рентабельности легче переживают падение спроса на продукцию и, как результат, снижение цены реализации.
4. Запас финансовой прочностипоказывает превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности. Чем больше эта величина, тем более финансово устойчивым является п/п.
5. Эта методика используется только для прогнозных расчетов (краткосрочных и среднесрочных прогнозов).
Порог рентабельности(точка безубыточности, критическая точка, критический объем производства (реализации)) – это такой объем продаж фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции. Для определения этой точки независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные и переменные.
Практическая польза от предложенного разделения затрат на постоянные и переменные (величиной смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам) заключается в следующем:
Во-первых, можно определить точно условия прекращения производства фирмой (если фирма не окупает средних переменных затрат, то она должна прекратить производить).
Во-вторых, можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации ее динамики при данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.
В-третьих, такое деление затрат позволяет определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности), и показать, насколько фактический объем производства превышает этот показатель (запас финансовой прочности фирмы).
Порог рентабельностиопределяется как выручка от реализации, при которой предприятие уже ни имеет убытков, но не получает и прибыли, то есть финансовых средств от реализации после возмещения переменных затрат хватает лишь на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.
Точка безубыточности в натуральном выражениипо производству и реализации конкретного изделия (Тб) определяется отношением всех постоянных затрат по производству и реализации конкретного изделия (З пост) к разности между ценой (выручкой) (Ц) и переменными затратами на единицу изделия (Зуд. пер.):
Точка безубыточности в стоимостном выраженииопределяется как произведение критического объема производства в натуральном выражении и цены единицы продукции.
Расчет порога рентабельности широко используется при планировании прибыли и определении финансового состояния предприятия. Два правила, полезных для предпринимателя:
1. Необходимо стремиться к положению, когда выручка превышает порог рентабельности, и производить товаров в натуре больше их порогового значения. При этом будет происходить наращивание прибыли фирмы.
2. Следует помнить, что сила воздействия производственного рычага тем больше, чем ближе производство к порогу рентабельности, и наоборот. Это означает, что существует некоторый предел превышения порога рентабельности, за которым неизбежно должен последовать скачок постоянных затрат (новые средства труда, новые помещения, увеличение издержек на управление предприятием).
Фирма должна обязательно пройти порог рентабельности и учитывать, что за периодом увеличения массы прибыли неизбежно наступит период, когда для продолжения производства (наращивания выпуска продукции) просто необходимо будет резко увеличить постоянные затраты, следствием чего неизбежно станет сокращение получаемой в краткосрочном периоде прибыли.
Принимая конкретное решение об объеме производства продукции, предпринимателю следует считаться с этими выводами.
Запас финансовой прочностипоказывает, на сколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков.Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы:
Запас финансовой прочности= Выручка – Порог рентабельности
Запас финансовой прочности предприятия выступает важнейшим показателем степени финансовой устойчивости. Расчет этого показателя позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности.
На практике возможны три ситуации, которые по-разному будут отражаться на величине прибыли и запасе финансовой прочности предприятия: 1) объем реализации совпадает с объемом производства; 2) объем реализации меньше объема производства; 3) объем продаж больше объема производства.
Как прибыль, так и запас финансовой прочности, полученной при избытке произведенной продукции, меньше, чем при соответствии объемов продаж объему производства. Поэтому предприятие, заинтересованное в повышении как своей финансовой устойчивости, так и финансового результата, должно усилить контроль над планированием объема производства. В большинстве случаев увеличение товарно-материальных запасов предприятия свидетельствует об избытке объема производства. Прямо о его избытке свидетельствует увеличение запасов в части готовой продукции, косвенно - увеличение запасов сырья и исходных материалов, так как издержки за них предприятие несет уже при их покупке. Резкое увеличение запасов может свидетельствовать об увеличении объема производства в недалеком будущем, что также должно быть подвергнуто строгому экономическому обоснованию.
Таким образом, при обнаружении прироста запасов предприятия в отчетном периоде можно делать вывод о его влиянии на величину финансового результата и уровень финансовой устойчивости. Поэтому для того, чтобы достоверно измерить величину запаса финансовой прочности, необходимо произвести коррекцию показателя выручки от реализации на сумму прироста товарно-материальных запасов предприятия за отчетный период.
В последнем варианте соотношений - при объеме продаж большем, чем объем произведенной продукции, - прибыль и запас финансовой прочности больше, чем при стандартном построении. Однако факт продажи продукции, которая еще не была произведена, то есть фактически не существует еще в данный момент (например, при предоплате большой партии товара, которая не может быть произведена за текущий отчетный период), накладывает на предприятие дополнительные обязательства, которые должны быть выполнены в будущем. Существует внутренний фактор, уменьшающий фактическую величину запаса финансовой прочности, - это скрытая финансовая неустойчивость. Признаком наличия у предприятия скрытой финансовой неустойчивости является резкое изменение объема запасов.
Итак, для измерения запаса финансовой прочностипредприятия необходимо выполнение следующих шагов:
1) расчет запаса финансовой прочности;
2) анализ влияния разности объема продаж и объема производства через коррекцию величины запаса финансовой прочности с учетом прироста товарно-материальных запасов предприятия;
3) расчет оптимального прироста объема реализации и ограничителя запаса финансовой прочности.
Запас финансовой прочности, рассчитанный и откорректированный, является важным комплексным показателем финансовой устойчивости предприятия, который необходимо использовать при прогнозировании и обеспечении комплексной финансовой устойчивости предприятия.