Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета.
Доходы федерального бюджета.
Основными доходами в РФ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.
Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы.
Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленные законом размерах и в определенные сроки.
Сущность налогов проявляется в их функциях:
1 ) фискальная – состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.
2 ) регулирующая – связана с вмешательством государства через налоги в процесс воспроизводства.
Основные налоги, обеспечивающие наибольшее поступление в бюджет, закреплены за государственным бюджетом.
Основные федеральные налоги – НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц. Их этих налогов полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, платежи за пользование природными ресурсами. НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль – это регулирующие налоги, которые в виде процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Основная часть доходов составляют налоговые доходы. Кроме налоговых доходов в бюджет поступают и неналоговые доходы. Это:
1 ) средства от приватизации государственных предприятий;
2 ) средства от сдачи в аренду объекта государственной и муниципальной собственности;
3 ) доходы от внешнеэкономической деятельности;
4 ) доходы от реализации государственных запасов и резервов и др.
Расходы федерального бюджета подразделяются на:
1 Расходы на финансирование народного хозяйства;
2 Расходы на социально – культурные мероприятия;
3 Расходы на оборону страны;
4 Расходы на содержание аппарата управления;
5 Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;
6 Расходы по обслуживанию государственного долга и др.
Главное место в расходах на народное хозяйство занимают дотации угольной промышленности, сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному хозяйству и некоторым другим отраслям.
Основные средства направляются в топливно-энергетический и аграрно-промышленный комплексы. В аграрно-промышленные комплексы направляются средства на проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, жилищного строительства на селе, возведение объектов здравоохранения, строительство дорог и т.д.
Расходы на социально – культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, культуру и искусство, СМИ.
Расходы на оборону страны включают расходы на поддержание боеготовности армии, продолжение разработки новейших образцов вооружений, а также усилений социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышение окладов офицерскому составу и другие расходы.
Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием федеральных органов, законодательной и исполнительной власти, с деятельностью финансовых органов и другое.
Рост затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности обусловлен обострением криминогенной ситуации и разрешением межнациональных конфликтов.
Увеличение расходов по государственному долгу вызвано сроками погашения внутреннего и внешнего долга.
Помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Выдаются они по специальным решениям Правительства на выполнение целевых программ развития.