Основные показатели в отрасли личного страхования
Как показывает многолетний опыт стран с устоявшимся страховым рынком, одним из ключевых моментов его устойчивого развития является сбор и обработка статистической информации. Именно наличие статистических данных является обязательным условием экономически обоснованного подхода к стратегии развития компаний.
О динамике развития страховой индустрии и, в частности, о развитии личного страхования можно судить по изменению основных показателей этой отрасли, таких как абсолютной и относительной размер страховых выплат и премий. Для анализа используем статистические данные за период 2005-2009 год, предоставленные Российским статистическим ежегодником за 2010 г.
Таблица 1. Уровень страховых выплат по РФ в 2005-2009 гг, млн. руб.
В том числе | ||||||
годы | Платежи всего | Личное страхование | Имущественное страхование | Страхование ответственности | Обязательное страхование | |
138 566,0 | 102954,54 | 5958,338 | 692,83 | 28960,29 | ||
201 002,8 | 151757,11 | 9045,126 | 1005,014 | 39195,55 | ||
232 530,5 | 155330,37 | 15812,07 | 1627,714 | 59760,34 | ||
292 346,4 | 188855,77 | 24849,44 | 2631,118 | 76010,06 | ||
293 562,9 | 139442,38 | 33466,17 | 1467,815 | 119186,5 |
Таблица 2. Уровень страховых премий по РФ в 2005-2009 гг, млн. руб.
В том числе | ||||||
годы | Платежи всего | Личное страхование | Имущественное страхование | Страхование ответственности | Обязательное страхование | |
170 074,00 | 94901,3 | 37076,13 | 6632,886 | 31463,69 | ||
291 174,30 | 57652,51 | 9899,926 | 42220,27 | |||
329 877,80 | 100282,9 | 14514,62 | 62346,9 | |||
446 791,00 | 130909,8 | 14297,31 | 103655,5 | |||
470 525,70 | 155273,5 | 14586,3 | 155273,5 |
Таблица 3. Структура страховых премий по РФ в 2005-2009 гг. (в процентах)
Подотрасли, виды страхования | |||||
Всего по добровольному и обязательному страхованию | |||||
Добровольное страхование - всего | 81,5 | 85,8 | 81,1 | 76,8 | |
в том числе: жизни | 46,8 | 52,4 | 34,8 | 19,5 | |
страхование иное, чем страхование жизни | 34,7 | 33,2 | 46,2 | 47,5 | |
в том числе: | |||||
личное страхование (кроме страхования жизни) | 10,1 | 11,3 | 9,4 | 11,3 | |
в том числе: | |||||
от несчастных случаев и болезней | 1,5 | 2,1 | 3,2 | 2,5 | |
медицинское | 7,5 | 8,1 | 8,3 | ||
имущественное страхование | 21,8 | 19,8 | 30,4 | 29,3 | |
в том числе страхование: | |||||
имущества граждан | 3,2 | 4,6 | 5,3 | 7,7 | |
из него: | |||||
транспорта | 1,1 | 1,4 | 2,9 | 3,8 | |
грузов | 0,03 | 0,1 | 0,1 | ||
имущества субъектов хозяйствования | 18,2 | 16,1 | 24,5 | ||
из него: | |||||
транспорта | 2,2 | 3,3 | 2,7 | 3,4 | |
грузов | 3,7 | 2,6 | 3,4 | 3,3 | |
финансовых рисков | 0,4 | 0,6 | 1,3 | 2,3 | |
из него: | |||||
риска неисполнения обязательств | 0,01 | 0,9 | 1,6 | 1,5 | |
вкладов | 0,4 | ||||
страхование ответственности | 3,9 | 3,4 | 4,4 | 3,2 | 3,1 |
из него: | |||||
за неисполнение обязательств | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,3 |
из него заемщиков за непогашение кредитов | - | ||||
владельцев автотранспортных средств | 0,5 | 0,5 | 0,9 | 0,6 | 0,2 |
перевозчиков | 0,4 | 0,3 | 0,7 | 0,5 | 0,4 |
профессиональной | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,2 |
предприятий – источников повышенной опасности | 1,3 | 0,6 | 0,6 | ||
Обязательное страхование - всего | 18,5 | 14,5 | 18,9 | 23,2 | |
из него: | |||||
медицинское | 17,1 | 13,6 | 17,4 | 16,3 | 21,1 |
cтрахование гражданской ответственности владельцев транспортных средств | - | - | - | 5,9 | 9,9 |
Таблица 4. Структура страховых выплат по РФ в 2005-2009 гг. (в процентах)
Подотрасли, виды страхования | |||||
Всего по добровольному и обязательному страхованию | |||||
Добровольное страхование - всего | 79,1 | 80,5 | 74,3 | 59,4 | |
в том числе: жизни | 68,9 | 68,5 | 58,3 | 55,8 | 35,5 |
страхование иное, чем страхование жизни | 10,2 | 18,2 | 23,9 | ||
в том числе: | |||||
личное страхование (кроме страхования жизни) | 5,4 | 8,5 | 8,8 | ||
в том числе: | |||||
от несчастных случаев и болезней | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 0,7 | 1,4 |
медицинское | 6,6 | 7,9 | 8,1 | 10,6 | |
имущественное страхование | 4,3 | 4,5 | 6,8 | 8,5 | 11,4 |
в том числе страхование: | |||||
имущества граждан | 1,2 | 1,7 | 2,6 | 3,7 | 6,1 |
из него: | |||||
транспорта | 0,7 | 2,1 | 3,2 | 5,5 | |
грузов | 0,01 | - | |||
имущества субъектов хозяйствования | 2,8 | 2,7 | 4,2 | 4,6 | 5,2 |
из него: | |||||
транспорта | 1,1 | 1,5 | 1,7 | ||
грузов | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
финансовых рисков | 0,3 | 0,1 | 0,04 | 0,1 | 0,2 |
из него: | |||||
риска неисполнения обязательств | 0,02 | 0,1 | - | ||
вкладов | - | - | - | - | |
страхование ответственности | 0,5 | 0,5 | 0,7 | 0,9 | 0,5 |
из него: | |||||
за неисполнение обязательств | 0,05 | 0,05 | - | ||
из него заемщиков за непогашение кредитов | 0,01 | - | |||
владельцев автотранспортных средств | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,7 | 0,2 |
перевозчиков | 0,05 | 0,05 | 0,06 | 0,1 | 0,1 |
профессиональной | 0,01 | - | |||
предприятий – источников повышенной опасности | 0,03 | 0,03 | 0,04 | 0,04 | - |
Обязательное страхование - всего | 20,9 | 19,5 | 25,7 | 40,6 | |
из него: | |||||
медицинское | 19,9 | 18,7 | 24,1 | 24,2 | 32,5 |
cтрахование гражданской ответственности владельцев транспортных средств | - | - | - | 0,5 | 6,4 |
Анализируя структуру страховых премий и выплат, можно отметить устойчивую тенденцию увеличения договоров страхования жизни, а также наступления страховых случаев по этим договорам. Это может быть связано с серьёзным ухудшением здоровья нации, криминальной обстановки, но, на мой взгляд, основной причиной является реализацией «зарплатных» схем ухода от налогов. Об этом же свидетельствует относительная стабильность таких видов страхования, как страхование от несчастных случаев, добровольное медицинское страхование.
2 Проблемы отрасли личного страхования и пути их решения
Личное страхование, и особенно страхование жизни, - развитая и экономически значимая отрасль страхования в европейских странах. В России существует ряд проблем, препятствующих развитию данной отрасли..
Страхование жизни
Сложности с развитием страхования жизни объясняются тем, что в российской практике оно часто используется, как способ оптимизации налоговой нагрузки на предприятия и слабо связано с реальной защитой интересов страхователей.
Исходя из опыта западных стран, можно заключить, что долгосрочное страхование жизни является наиболее перспективным и массовым видом страхования: на его долю приходится от 40% до 80% всей собираемой страховой премии[i]. Для быстрого развития этого вида страхования необходимо наличие как минимум двух условий: нужно поддерживать долгосрочную надежность и устойчивость финансовой системы в целом, что обеспечит сохранность вложений; доходность накопительного страхования должна быть сравнима с другими инвестиционными инструментами при сопоставимом уровне риска (например, банковский депозит).
Одна из основных проблем в развитии страхования жизни - слабые стимулы к накоплению, в том числе и налогового характера. Сегодня налоговое законодательство устанавливает практически запретительные барьеры на пути развития данного вида страхования.
К примеру, накопительное страхование за счет средств работодателя облагается: во-первых, единым социальным налогом, во-вторых, подоходным налогом на страховые взносы (также на выплаты, если они производятся), в-третьих, налогом на прибыль, если сумма взносов превышает 12% от суммы расходов на оплату труда.