Государственное антикризисное регулирование предотвращения экономической несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций в Республике Беларусь.
Государственное антикризисное регулирование – это установленные нормы и правила государственного влияния на кризисное состояние предприятий
Государственное антикризисное регулирование – макроэкономическая категория, отражающая отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства по обеспечению экономической безопасности государства, по защите предприятий от кризисных ситуаций, по предотвращению банкротств, по обеспечению и правовому регулированию процедур банкротства. Регулирование– функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы.
Основные меры гос-го антикризисного регулирования:
- совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
- осуществление мер по досудебному оздоровлению предприятий;
- осуществление мер по социальной защите работников предприятий, находящихся в процедурах банкротства;
- осуществление мер по защите интересов граждан при банкротстве градо- и поселкообразующих организаций;
- принятие мер по преодолению кризиса взаимных неплатежей и сокращению неденежной, в том числе бартерной, формы расчетов;
- осуществление мер по приватизации, акционированию и добровольной ликвидации предприятий-должников;
- создание и развитие института банкротства и его инфраструктуры.
Гос.регулирование института банкротства представлено законодательными актами. Законодательство о несостоятельности является комплексным. Оно регламентирует отношения между неплатежеспособным должником и его кредиторами посредством специальных материальных и процессуальных норм. Систему данного законодательства составляют нормативные правовые акты различной юр.силы, которые можно подразделить на общие (ГК, ХПК и т, д.) и специальные (Закон о несостоятельности, Положение об управляющем
Для государства организация – это микроэкономический потенциал страны.
Причины нарушения равновесия субъекта хозяйствования в условиях рынка: наличие монополии, вмешательство государства, инфляция, некомпетентный руководитель, окруживший себя непрофессиональной командой, наличие «инсайдерской проблемы» и ее негативных проявлений, проявление внешних факторов.
Нарушение равновесия приводит к кризису – явлению, по своей сути представляющему некий предел и обострение противоречий внутри прежнего способа регуляции.
Системный подход к соответствующим экономическим решениям должен состоять в сочетании активной финансовой политики государства с усилиями самих производственных предприятий. Это позволит постоянно осуществлять: регулярный мониторинг и диагностику платежеспособности производственных предприятий; оздоровление их финансов; обновление основных средств; оптимизацию структуры капитала. Указанные четыре направления реализации комплексной финансовой антикризисной политики составляют одновременно содержание основ финансового оздоровления предприятий.
Банкротство – это цивилизованная форма поражения в конкурентной борьбе, своеобразный способ оздоровления экономики путем исключения неплатежеспособного субъекта из гражданского оборота с учетом не только интересов кредиторов, но и должника, исключая криминальные способы получения долга. Как показывает мировой опыт, антикризисный процесс (процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников) в условиях рыночной экономики – это управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикр. регулирование и антикр. управление.