Величина стоимости товара. Индивидуальная и общественная стоимость
Стоимость товара – это общественный труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся посредством обмена.
Товары, имеющие равную стоимость, обмениваются друг на друга эквивалентно. Они являются равноценными. Стоимость – это не природное свойство вещи, а общественное отношение между производителями товаров, это скрытое вещной оболочкой общественное отношение.
Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но это не тождественные категории. Стоимость есть внутреннее свойство товара. Меновая же стоимость – это внешнее проявление стоимости посредством обмена одного товара на другой.
Стоимость есть историческая категория товарного производства. Она неразрывно связана с категорией товар и не существует вне товара. В условиях натурального хозяйства стоимости не было, хотя общественный труд существовал.
Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о величине стоимости товара. Так как стоимость представляет собой овеществленный в товаре абстрактный труд, то величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на производство товара. Количество труда измеряется рабочим временем – часами, днями и т. п. Поэтому величина стоимости товара определяется количеством рабочего времени, которого стоило его производство.
Однако такое определение величины стоимости является слишком общим и недостаточным. Дело в том, что количество труда или рабочего времени, фактически затраченного на производство какого-либо товара, слишком неодинаково на различных предприятиях. Причин для этого существует много. Важнейшей из них является неодинаковый уровень производительности труда. Например, весьма различное время тратится на производство 1 т зерна в разных хозяйствах.
Рабочее время, затрачиваемое на производство товара на отдельном предприятии, называется индивидуальным рабочим временем.
Если бы величина стоимости, по которой продается товар на рынке, определялась индивидуальным рабочим временем, то одинаковые товары имели бы различные стоимости и должны были бы по-разному продаваться на рынке. Но это невозможно. На рынке все товары определенного вида, например обувь, ситец, молоко, обезличиваются. Они выступают в качестве единой массы и продаются по единой, общественной стоимости, независимо от фактически заключенного в данном товаре индивидуального рабочего времени.
Правда, под влиянием спроса и предложения цены могут быть различными на однородные товары, но не их общественная стоимость. Величина стоимости товара определяется не индивидуальными затратами труда, а общественно необходимым рабочим временем, т. е. рабочим временем, которое в среднем затрачивается на производство единицы товара во всем обществе.
Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Под общественно нормальными условиями производства следует понимать типичные, господствующие в данное время в обществе условия.
Общественно необходимое рабочее время тяготеет к индивидуальному рабочему времени предприятий, выпускающих на рынок основную массу данного товара. Решающее значение при определении общественно необходимого рабочего времени имеет не численность различных по величине предприятий, а размеры производимой ими продукции. Мелких (ремесленных) предприятий очень много, их значительно больше, чем крупных капиталистических фабрик.
Но поскольку удельный вес их продукции во всей товарной массе очень мал, а удельный вес продукции крупных предприятий велик, то общественно необходимое рабочее время тяготеет к рабочему времени, затрачиваемому на производство единицы товара на крупных предприятиях.
Но в таком случае судьба мелких предприятий оказывается незавидной. Рынок не считается с их индивидуальными затратами рабочего времени. Он приравнивает 1,5 – 2 часа их индивидуального труда к 1 часу общественно необходимого рабочего времени. В результате этого мелкие товаропроизводители не могут конкурировать с крупными капиталистическими предприятиями и разоряются.
Таким образом, экономический закон, по которому величина стоимости товаров определяется общественно необходимыми затратами труда, дает объяснение важного экономического явления – вытеснения мелкого производства крупным в ходе конкурентной борьбы.
При определении общественно необходимого рабочего времени необходимо учитывать удельный вес различных предприятий во всем производстве продукции. Скажем, всего указанными тремя предприятиями производится 10 единиц продукции, в том числе первое предприятие производит 2 единицы, второе – 7 единиц, третье – 1 единицу. Тогда общественно необходимое рабочее время как средняя взвешенная арифметическая величина составит:
(2 ∙ 1 + 7 ∙ 2 + 1 ∙ 3) : 10 = (2 + 14 + 3) : 10 = 1,9 часа.
В экономической практике такой точности не существует никогда. Определение величины стоимости товара общественнонеобходимым рабочим временем осуществляется стихийным порядком, через механизм рыночной конкуренции.