Аудит открытия и ведения расчетных, текущих и других счетов в банке
Аудит открытия и ведения расчетных, текущих и других счетов является наиболее простой и не требующей сложных тестов Часть проверки. Необходимым документов являются журнал открытых счетов, юридические дела клиентов банка, заказанные аудитором, акты проверок кассовой дисциплины, кассовые планы, установленные клиентам. На основе этих документов аудитор проверяет правомерность открытия счетов и правильность их ведения.
Для проверки правильности открытия и ведения счетов необходимо рассмотрение не менее 15 - 20 юридических клиентов т.е. проверить юридические дела ИП, фермеров, госорганизаций, акционерных обществ и т.д.), обратив внимание на следующие моменты.
1. Прежде всего это полнота формирования юридического дела и наличие в нем необходимых документов, а именно: устав (копия), учредительный договор, заявление на открытие счета, копия свидетельства о регистрации, справка из ГНИ, фонда обязательного медицинского страхования, карточки образцов подписей, уведомления в ГНИ, ПФ.При обнаружении нарушений данных требований необходимо уведомить клиента о недостающих документах и потребовать их.
2. Распространено оформление справок не на тот банк, в котором реально открыт счет, что неверно, т.к. для каждого нового счета должна оформляться новая справка.
Необходимо переоформить справку на банк, в котором действительно открыт счет.
3. Карточка образцов подписей должна быть оформлена надлежащим образом, т.е. заверена.
4. Распространенным нарушением является неотправка или несвоевременная отправка уведомления в ГНИ и ПФ о факте открытия счета. В соответствии с требованиями ЦБ уведомление должно быть отправлено в течение 5 дней с момента открытия счета.
5. Неоформление договоров на РКО является нарушением.
6. Имеет место использование счетов не по назначению, Нужно перенести остатки по счетам клиентов на счета, имеющие в соответствии с Планом счетов необходимое назначение.
7. Распространена такая операция, как овердрафт, т.е. проплата банком клиентских расходов при отсутствии средств на их счете. В документах ЦБ запрещено допускать дебетовый остаток по счетам клиентов,
8. банк должен проводить проверки соблюдения клиентами платежной дисциплины за период не менее трех месяцев с выходом на место и составлением акта. Непроведение проверок соблюдения клиентами кассовой дисциплины является нарушением.
9. В конце года банк собирает подтверждение остатков на счетах клиентов, при этом суммы в данных подтверждениях должны соответствовать остаткам по балансу на 1 января.
10. Неотъемлемой частью работы с клиентами является установление остатков по кассе, сбор кассовых планов.
Аудит валютных операций
Порядок открытия валютных счетов и проведения операций по ним регулируется валютным законодательством и нормативными актами ЦБ РФ.
При аудите валютных счетов необходимо проверить:
1) сведения о валютных счетах, открытых в банках;
2) соответствие порядка ведения операций по валютным счетам законодательству РФ;
3) состояние учета и контроля за операциями на валютных счетах в банке;
4) полноту и правильность отражения в учете операций по расчетным счетам;
5) полноту и правильность синтетического учета операций по валютным счетам.
В соответствии с действующими нормативными актами юридические лица – резиденты могут иметь следующие валютные счета:
• специальный транзитный валютный счет для учета операций по покупке иностранной валюты за рубли на валютном рынке РФ и ее обратной продаже;
• текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством;
• валютный счет за рубежом, который открывают по специальному разрешению ЦБ РФ организации, имеющие представительства за границей.
Аудит операций на валютных счетах осуществляется отдельно по каждому валютному счету, открытому в банке, в том числе и за рубежом.
Аудитор должен помнить следующие основные нормативно-регулирующие положения:
• осуществление валютных операций в РФ регулируется положениями Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Φ3 "О валютном регулировании и валютном контроле
• особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности активов и обязательств,
• действие ПБУ 3/2006 распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ
• купля-продажа иностранной валюты в РФ производится только через уполномоченные банки
• сумма комиссии банка в налоговом учете организации включается во внереализационные расходы
• разница, возникшая в результате отклонения курса покупки иностранной валюты от официального курса ЦБ РФ, установленного на дату перехода права собственности на иностранную валюту, признается внереализационным доходом/расходом на эту дату (п. 2 ст. 250 НК РФ);
• с 1 января 2007 г. отменено требование об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ;
• для перевода одной валюты в другую банк по поручению организации совершает конверсионную операцию по кросс-курсу банка.
Датой совершения банковских операций по валютным счетам считается дата зачисления денежных средств на валютный счет в кредитной организации или дата их списания с валютного счета (ПБУ 3/2006).
48.Цель аудита кассовых операций — установить их законность, достоверность и целесообразность совершения, а также правильность отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. К основным задачам аудита относятся:проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами;правильное документальное оформление операций с денежными средствами;контроль за сохранностью денежных средств и документов в кассе;своевременное проведение инвентаризации денег в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета. Основным нормативным документом является Порядок ведениякассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением ЦБ РФ №40). К источникам получения аудиторских доказательств относятся: кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, акт инвентаризации наличных денежных средств, справка из банка об установлении лимита остатка наличных денег в кассе, При аудите кассовых операций последовательно проверяются:правильность документального оформления кассовых операций;сохранность наличных денежных средств и документов в кассе; соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе;полнота и своевременность оприходования денежных средств и отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;правильность применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с населением;порядок расчета наличными денежными средствами между юридическими лицами и с индивидуальными предпринимателями (не более 100 тыс. руб. по одному договору); соответствие оборотов по дебету и кредиту счета 50 «Касса» с выписками банка.Основные виды нарушений:недостача или излишек денег в кассе;несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных средств и денежных документов; подделка подписей в первичных документах; наличие исправлений в приходных и расходных кассовых ордерах;выдача денег на выплату заработной платы без доверенности; превышение установленного банком кассового лимита; отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований; отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;
выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов; несоблюдение предела расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами по одному договору; продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники; арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков по счетам в учетных регистрах;
некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах.
49.Особенности формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета
Учетная политика организации формируется ее главным бухгалтером или бухгалтером на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» и утверждается руководителем. Утверждение осуществляется составлением соответствующей организационно-распорядительной документации: приказа, распоряжения и т. п. Этот документ служит для внутреннего пользования и является связующим звеном между внешним по отношению к организации законодательством по бухгалтерскому учету и ее внутренним законодательством. Приказ или иной организационно-распорядительный документ вводится в действие с 1 января года, следующего за годом его утверждения. Положения этого документа применяются всеми подразделениями организации независимо от их места нахождения. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п. 8), утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34-н, приказ об учетной политике должен включать:
-рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
-формы первичных учетных документов, используемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
-методы оценки отдельных видов имущества и обязательств; порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
-правила документооборота и технологию обработки учетной формации;
-порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие моменты, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В приказе об учетной политике должны содержаться краткие, четкие и конкретные решения по вышеперечисленным вопросам. Форма приказа выбирается организацией самостоятельно.
Приказ об учетной политике организации состоит, как правило, из трех основных разделов: организация бухгалтерского учета; техника ведения бухгалтерского учета; методика учета основных объектов.
Организация бухгалтерского учета - система элементов построения учетного процесса. К таким элементам относятся:
·схема ведения бухгалтерского учета. При выборе этой схемы в организациях необходимо руководствоваться нормами Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 2011 № 402-ФЗ (ст. 6 «Организация бухгалтерского учета в организациях»);
·уровень централизации учета. Централизация учета означает, что учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии, где и осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе документов, полученных из отдельных подразделений организации. В подразделениях осуществляется только первичная регистрация операций. Децентрализация учета предполагает ведение аналитического и синтетического учета непосредственно подразделениями. При этом главная бухгалтерия контролирует учетный процесс в подразделениях, а также составляет сводный баланс и сводную отчетность организации;
·структура бухгалтерского аппарата. В небольших организациях все работники подчиняются непосредственно главному бухгалтеру; в средних и крупных могут создаваться промежуточные звенья (группа учета оплаты труда, материальная группа и т. д.), возглавляемые старшими бухгалтерами;
·организация учета в филиалах, представительствах и иных структурных подразделениях. Решения о выделении подразделений на отдельный баланс принимаются организацией самостоятельно и обязательно должны отражаться в приказе об учетной политике, так как при различных вариантах по-разному отражаются в учете одни и те же хозяйственные операции (например, с применением счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» или без его применения и т. д.);
·ведение документооборота. Каждая организация самостоятельно (в лице главного бухгалтера) составляет график документооборота, который определяет объем, последовательность выполняемых учетных работ, сроки выполнения, конкретных исполнителей. При этом главный бухгалтер должен руководствоваться Положением о документообороте в бухгалтерском учете.
·организация инвентаризации имущества и денежных обязательств. Руководитель организации самостоятельно определяет сроки проведения инвентаризации. Приказом об учетной политике определяются:
-количество и даты проведения инвентаризаций в отчетном году; перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации;
-состав инвентаризационной комиссии.
Формирование учетной политики для целей налогообложения
Общепринятый налоговый режим предполагает ведение налогового учета по многим налога, входящим в данный режим. В частности это относится к налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и т. д. При этом в части ведения налогового учета по НДС и налогу на прибыль налоговое законодательство предусматривает возможность выбора некоторых параметров. Такой выбор субъект малого предпринимательства оформляет в своей учетной политике по налогообложению.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя до наступления очередного налогового периода. Для целей бухгалтерского учета учетная политика организации регламентируется Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98, для целей налогового учета учетная политика организации регламентируется положениями НК РФ ч. II. В целях налогообложения в учетной политике должны быть сформулированы все аспекты организации налогового учета на основе глав 21 и 25 НК РФ ч. II.
Учетная политика должна утверждаться до наступления очередного налогового периода, Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского и налогового учета и порядок налогообложения.
В данном разделе рассмотрены основные требования, предъявляемые законодательством при организации и ведении налогового учета, а том числе при составлении учетной политики организации для целей налогового учета, при учете доходов и расходов и формировании налоговой базы.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения - принципиально разные организационно-распорядительные документы не только по форме, но и по содержанию.