Определение точки безубыточности, ее графический анализ
Любая успешная компания стремится к получению большей прибыли, увеличению объемов продаж, расширению собственного бизнеса. И для того чтобы действия по наращиванию прибыли не привели к неожиданным результатам, необходимо рассчитать точно каким должен быть минимальный объем продаж, при котором работа компании будет безубыточна. Такой объем продаж получил название точки безубыточности.
Компания, определившая свою точку безубыточности, может планировать относительно нее свои возможные варианты объемов продаж и ожидаемые результаты полученной прибыли. Точка безубыточности является страховкой от получения убытков. Если объем продаж увеличился свыше точки безубыточности, то предприятие является прибыльным. Если предприятие в продаже своего товара не достигло точки безубыточности, то такое предприятие убыточное .
Изображается точка безубыточности английской аббревиатурой ВЕР. Определить точку безубыточности можно, имея данные о затратах на изготовление продукции и объемах ее реализации. Все показатели должны соответствовать одному и тому же периоду времени. Затраты должны обязательно подразделяться на постоянные и переменные. Чтобы рассчитать минимальный объем реализации продукции, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка, но выручка от которого покрывает все переменные и постоянные затраты, предприятия на практике используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода.
Анализ зависимости "затраты - объем - прибыль" (анализ безубыточности) - анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки, объема производства и прибыли, - является инструментом планирования и контроля. Эти взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет использовать данный инструмент при краткосрочном планировании и оценке альтернатив.
С помощью анализа зависимости "затраты - объем - прибыль" определяется точка безубыточности - финансовый рубеж, на котором выручка от реализации в точности соответствует величине суммарных затрат.
При этом используются графические методы и аналитические расчеты.
При определении точки безубыточности может применяться один из следующих методов:
-метод уравнения
-метод маржинального дохода
-метод графического изображения
Метод уравнения - отчет о доходах и расходах может быть представлен в виде уравнения:
Выручка- Переменные затраты- Постоянные затраты = Прибыль
Выручка= цена х количество
Переменные затраты= постоянные затраты на единицу х количество
Пример: Необходимо найти количество изделий , которое необходимо произвести и продать с нулевой прибылью
Цена за единицу -100 руб
Затраты на единицу -60 руб
Постоянные расходы 5000 руб
100х -60х -5000=0
40х = 5000
х= 125 шт
Метод маржинального дохода – разновидность метода уравнения.
К= Постоянные расходы/ Маржинальный доход за единицу
Маржинальный доход за единицу = Цена- затраты за единицу
К= 5000/100-60= 125 шт.
Для проведения графического анализа в прямоугольной системе координат строится график зависимости затрат и выручки от количества единиц выпущенной продукции (см. рис.). По вертикали откладываются данные о затратах и выручке, а по горизонтали - количество единиц продукции .
В точке критического объема производства (точке безубыточности) нет прибыли и нет убытка. Справа от нее - область (зона) прибыли. Для каждого значения (количества единиц продукции) нетто-прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных затрат. Слева от критической точки находится область (зона) убытков, образуемая в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.
Итак, ценность графика взаимосвязи "затраты - объем - прибыль" заключается в том, что он является простым и наглядным средством представления аналитических выкладок, с его помощью менеджеры могут оценить возможность предприятия достичь или превысить безубыточный объем производства
Чем ниже точка безубыточности, тем легче предприятию получить прибыль, так как меньше продукции нужно продать, чем при более высокой точке безубыточности.
На рост точки безубыточности могут повлиять как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся увеличение цен на сырье и материалы, рост стоимости энергоносителей и другие причины. К внутренним факторам можно отнести увеличение заработной платы работников, ремонт неожиданно вышедшего из строя оборудования и др.
Когда точка безубыточности достигнута, предприятие может рассчитывать на получение прибыли.