Характеристика сферы домашних хозяйств.

Финансы домохозяйств являются новым и дискуссионным звеном финансовой системы РФ.

В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения.

В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:

(а) выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, произво­димых фирмами;

(б) предоставляют тем же самым фирмам факторы производст­ва;

(в) сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобре­тая реальные и финансовые активы.

Специфика каждой сферы и звена финансовой системы оп­ределяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, наличии и организационном построении финансо­вых фондов, но и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных сферах и звеньях финансовой системы.

24. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

Государство вырабатывает финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер в области управления финансамидля создания финансовой основы реализа­ции своей экономической политики.

Субъектами финансовой политики являются органы законо­дательной (представительной) и исполнительной власти.

Объектамифинансовой политики является совокупность фи­нансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сфе­ры и звенья финансовой системы государства.

Содержание финансовой политикираскрывается в ее структур­ных элементах, к которым относятся:

1. выработка научно обоснованной концепции развития фи­нансов;

2. определение основных направлений использования финан­сов на перспективу и текущий период;

3. разработка конкретных путей реализации основных направ­лений использования финансов на перспективу.

Финансовую политику можно классифицировать по следующим критериям:

1) по территориальному критерию:

а) общегосудар­ственную (федеральную),

б) региональную,

в) местную финансовую политику.

2) по временному критерию:

а) финансовую стратегию - включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер (налоговая реформа).

б) финансовая тактика - объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономи­ческого развития и должны быть реализованы в конкретном фи­нансовом периоде (сни­жение ставки налога).

3) в зависимости от объектов воздействия:

а)финансо­вую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования

б) фи­нансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов

В составе последней можно выделить:

Б1) бюджетную по­литику - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формиро­вании доходной базы бюджетов, осуществлении бюджет­ных расходов, при организации межбюджетных отношений.

Б2) политику в области государственного социального стра­хования - позволяет сгладить небла­гоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения, сгладить воздействие неблагоп­риятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда.

А) Финансовая политика в сфере финансов субъектов хозяйство­ваниявключает разработку основных мероприятий в области развития приоритет­ных видов деятельности, регулирования деловой активности субъектов хозяйствования в соответствии с целями экономичес­кого развития государства.

В рыночной экономике основными целями проведения фи­нансовой политики являются

1. сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для организаций и населения,

2. обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной сре­ды,

3. достижение баланса финансовых интересов субъектов влас­ти, субъектов хозяйствования и населения.

Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Россий­ской Федерации.

25. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ….

Объект управления финансами – это финансовые отношения и соответствую­щие им виды финансовых ресурсов, т. е. каждая сфера и звено финансовой системы.

Управление финансами - это процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов.

Субъекты управленияфинансами (органы управления финансами) – это сово­купность организационных структур, непосредственно осущест­вляющих управление финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах, к которым относятся

1. фи­нансовое планирование и прогнозирование.

Финансовые прогнозы позволяют органам управления финансами наметить разные варианты развития финансовой системы.

На основе показателей финансовых прогнозов осуществляет­ся финансовое планированиес целью научного обоснования дви­жения финансовых ресурсов на определенный период.

Оперативное управ­ление

Это процесс разра­ботки комплекса мер, направленных на достижение максималь­ного эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации.

Финансовый контроль.

Это сопос­тавление текущих и плановых финансовых показателей, провер­ка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценка правомерности действий финансовых работников.

Наши рекомендации