Фонд гарантирования вкладов физических лиц
Как всегда, любознательным студентам рекомендую ознакомиться с официальным отчетом Счетной палаты Украины «Про
' Эти расходы Фонда являются одним из источников доходов ПФУ.
162 Финансы. UA
результати перевірки використання коштів у Фонді гарантування вкладів фізичних осіб» (см. Приложение 100). Для ленивых кратко перескажу его содержание.
Законом Украины «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц» определены следующие источники формирования средств Фонда:
— начальный, регулярный и специальный сборы с банков — участников Фонда;
— средства, внесенные Национальным банком Украины в размере 20 млн грн.;
— доходы, полученные от инвестирования средств Фонда в государственные ценные бумаги Украины;
— кредиты, привлеченные от Кабинета Министров Украины, Национального банка Украины, банков и иностранных кредиторов;
— пеня, которую платят банки-участники (временные участники) Фонда за несвоевременное или неполное перечисление сборов в Фонд;
— доходы от депозитов, размещенных Фондом в Национальном банке Украины.
Основными источниками наполнения ресурсов Фонда являются начальный и регулярный сборы с банков-участников. Начальный сбор перечисляется банком-участником на счет Фонда на протяжении 30-ти календарных дней со дня получения лицензии на право осуществления банковской деятельности в размере 1 % от зарегистрированного уставного капитала банка. Начисление регулярного сбора осуществляется банками-участниками (временными участниками) Фонда дважды в год по 0,25 % общей суммы вкладов, включая начисленные по вкладам проценты.
По имеющейся у меня информации, по состоянию на начало 2007 года размер фонда составлял порядка 1,2 млрд грн.
Основной статьей расходов Фонда, как вы понимаете, является выплата компенсации вкладчикам (физическим лицам) разорившихся банков. За период с 1999 по 2004 год Фондом было осуществлены гарантийные выплаты на общую сумму около 46 млн грн. Напомню, что по состоянию на сентябрь 2007 года максимальная сумма гарантии на одного вкладчика составляла 50 тыс. грн. на один банк.
Глава 6. Централизованные финансы 163
6.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЙ РЕЗЕРВ1
Золотовалютные резервы(ЗВР) — это запасы иностранных финансовых активов и золота, которые принадлежат государству и находятся в распоряжении органов денежно-кредитного регулирования и могут быть использованы на регулятивные и другие нужды, имеющие общеэкономическое значение. Эти нужды определяют цели накоплениягосударственных золотовалютных резервов.
Основными целями накопления являются:
— обеспечение государства, его отдельных структур и негосударственных экономических субъектов достаточным запасом международных платежных средств, используемых для расчетов по внешним обязательствам. Это так называемое трансакционное назначение золотовалютных резервов,направленное на обслуживание связей национальной экономики с мировой. В этом назначении они служат запасом ликвидных средств, обеспечивающих платежеспособность страны на мировом рынке;
— обеспечение возможности осуществления интервенций на валютном рынке, для поддержания на нужном уровне предложения денег и спроса на них, а также обменного курса национальной валюты. Это так называемое интервенционное назначение резервов,направленное на поддержку внешней и внутренней стоимости национальных денег.
Потребности в резервах, в их трансакционном назначении определяются объемами платежей по внешним обязательствам, связанным с импортом товаров и услуг, обслуживанием внешнего государственного долга, движением капитала и т. п. В условиях высокоразвитых рыночных отношений экономические
Содержание данного раздела является компиляцией материалов из двух основных
источников:
О Параграф 6.5 из учебника: Гроші та кредит: Підруч. / М. I. Савлук (ред.),
Савлук М. I., Мороз А. М., Пуховкіна М. Ф., Лазепко I. М., Шамова I. В. -
К.: КНЕУ, 2001.
2)
8-й раздел Закона Украины «Про Національний банк України».
164 Финансы.UA
агенты для выполнения своих внешних обязательств могут самостоятельно формировать резервы из собственных валютных поступлений. В Украине доступ экономических агентов к международным валютным рынкам пока что существенным образом осложнен. Поэтому спрос на ликвидные ресурсы концентрируется преимущественно на внутреннем рынке и потребность в централизованных резервах относительно велика.
Потребности в резервах в их интервенционном назначении зависят, прежде всего, от объемов денежной массы (стоимости в денежном выражении), которая функционирует во внутреннем обороте страны. Это объясняется тем, что формирование резервов базируется на поступлениях валютной выручки от реализации продукции экономических агентов на внешних рынках, на притоке иностранных капиталов и доходах от иностранных инвестиций. Использование этих поступлений валюты внутри страны возможно лишь через обмен на национальную валюту. Если для такого обмена имеющегося предложения (массы) национальных денег недостаточно, центральный банк должен выкупить излишек валюты в централизованный резерв за счет эмиссии, которая приведет к соответствующему увеличению массы национальных денег. Если центральный банк своевременно этого не сделает, начнется рост курса национальной валюты (ревальвация), что может привести к сокращению экспорта.
Если предложение валюты будет меньше спроса на нее за национальные деньги, возникает угроза падения курса национальной валюты (девальвация), что может привести к подорожанию импорта, росту цен на внутреннем рынке, угрозе инфляции. В данном случае центральному банку целесообразно скомпенсировать нехватку валюты за счет продажи части ЗВР на валютном рынке (при этом происходит уменьшение национальной денежной массы в обороте). Таким образом, централизованные резервы являются своеобразным обеспечением для национальных денег, с помощью которого можно увеличить или уменьшить массу последних в обороте, влияя на их стабильность.
Достижение поставленных целей зависит от достаточности объема золотовалютных резервов и эффективности механизма их использования. В мировой практике широко применяется несколько показателей оптимальности уровня централизованных
Глава 6. Централизованные финансы 165
золотовалютных резервов. В частности, широкое применение получил показатель отношения объема централизованного резерва к объему импорта, называемый «коэффициентом достаточности». Для государства этот показатель считается оптимальным на уровне, адекватном четырехкратной стоимости месячного объема импорта товаров и услуг. Показатель соотношения «ЗВР/ импорт» не является универсальным и достаточным для оценки оптимальности объема международной ликвидности. Поэтому используются и другие показатели:
— объем резервов/объем всех внешних платежей;
— объем резервов/объем сальдо платежного баланса;
— объем резервов/объем платежей по обслуживанию внешнего государственного долга.
Размер золотовалютного резерва Украины в декабре 2006 года составил более 22 млрд долларов США. Основными видами активов, формирующих структуру ЗВР Национального банка Украины, являются1 (по состоянию на декабрь 2006 г.):
— монетарное золото — 1,6 %;
— ценные бумаги (см. табл. 6.5) — 38,3 %;
— депозиты в иностранной валюте — 60 %.
1 Подробно о структуре ЗВР см. в статье 47 Закона Украины «Про Національний банк України» (Приложение 1). Статистика по ЗВР Украины содержится в Приложении 64. Самые свежие данные о размерах и структуре ЗВР можно найти на сайте НБУ.
Издательский дом «ФАКТОР»предоставляет Вам возможность воспользоваться услугой
«КНИГА — ПОЧТОЙ
Решить любые вопросы по предоставлению
услуги «Книга—почтой», заказать бесплатный каталог
изданий Издательского дома «ФАКТОР»
Вы можете по тел.: (057) 717-52-71, 717-51-15
166 Финансы.UA
Таблица 6.5
Структура резервов НБУ, размещенных в ценных бумагах1
Виды ценных бумаг | Валюта | Сумма (млн) по состоянию на 01.01.06 г. | Сумма (млн) по состоянию на 01.01.07 г. |
Облигации правительства США | USD | ||
Облигации правительства Великобритании | GBP | ||
Облигации прочих стран ЕС | EUR | — | |
Облигации Банка международных расчетов | USD | ||
GBP | |||
Облигации прочих эмитентов | USD | ||
GBP | — | ||
EUR | — |
Традиционно считается, что вложения в краткосрочные депозиты более ликвидны, чем в ценные бумаги. Аналитики считают, что для поддержания курса гривни вполне достаточно 5—7 млрд USD резервов в виде валютных депозитов, а оставшиеся миллиарды можно держать в менее ликвидных, но более доходных финансовых инструментах (ценных бумагах и золоте).
В соответствии со статьей 48 Закона Украины «Про Національний банк України» пополнение золотовалютных резервов проводится Национальным банком путем:
1) купли монетарного золота и иностранной валюты;
1 По материалам газеты «Бизнес» (№ 18 — 19 за 2007 год) со ссылкой на НБУ.
Глава 6. Централизованные финансы 167
2) получения доходов от операций с иностранной валютой, банковскими металлами и другими международно признанными резервными активами;
3) привлечения Национальным банком валютных средств от международных финансовых организаций, центральных банков иностранных государств и других кредиторов.
Использование золотовалютного резерва осуществляется Национальным банком на следующие цели:
1) продажа валюты на финансовых рынках для проведения
денежно-кредитной политики, включая политику обменного курса;
2) расходы по операциям с иностранной валютой, монетарными
металлами и другими международно признанными резервными
активами.
Не допускается использование золотовалютного резерва для предоставления кредитов, гарантий и других обязательств резидентам и нерезидентам Украины.
168 Финансы.UA
ГЛАВА 7.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ