Развитие форм бухгалтерского учета с применением компьютерных технологий и международных требований
В условиях применения современных информационных технологий большое значение имеет автоматизация труда работников бухгалтерии.
Основополагающие принципы автоматизированной формы бухгалтерского учета следующие:
- ПЭВМ являются определяющим фактором организации труда бухгалтера;
- однократный ввод и многократное использование учетных данных;
- хранение и обработка массива информации с последующим выведением ее на бумажный носитель с помощью печатающих устройств или на видеотерминал;
- возможность организации бездокументного сбора первичных учетных данных и передача их в ЭВМ по дистанционным каналам с последующим автоматическим составлением бухгалтерских записей путем использования зависимости между корреспондирующими счетами;
- автоматическое формирование всех учетных регистров и форм отчетности.
Автоматизированная форма учета предполагает использование электронно-вычислительной техники на всех стадиях учетного процесса. Она базируется на тех же методологических принципах, определенных Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» и другими нормативными документами, регламентирующими порядок ведения учета, что и ручные формы учета. Тем самым обеспечивается методологическое единство управленческой информации, формируемой в бухгалтерском учете вне зависимости от используемой формы. Несмотря на это, автоматизированная форма учета имеет свои специфические особенности, связанные с технологией сбора, регистрации, накопления и обработки учетных данных и формированием выходной информации. Это позволяет говорить о ней как о самостоятельной форме учета.
Можно выделить следующие фундаментальные принципы, на которых основано использование автоматизированной формы учета и которые отличают ее от других (ручных) форм.
1. Однократная регистрация первичной информации. В ручном учете доминирует принцип многократной регистрации учетных данных в разных журналах-ордерах, ведомостях, книгах и т.п. с разным уровнем обобщения показателей и способом их группировки. Принципы построения автоматизированной формы учета предполагают такую организацию информационной системы, при которой любые данные вводятся однократно, но многократно используются за счет возможности автоматизации процедур преобразования и группировки их программой автоматизации бухгалтерского учета в соответствии с указаниями пользователя.
2. Возможность неограниченного аналитического учета. В условиях применения автоматизированной формы учета практически отсутствуют ограничения на возможность получения любой аналитической информации, в любом разрезе, с любой степенью обобщения, за любой период, в течение которого накапливаются учетные данные. Гибкость получения аналитической информации в современных автоматизированных системах намного выше, чем при использовании ручных форм учета, в которых аналитические группировки определяются самой формой.
3. Унифицированные способы работы с учетной информацией. Несмотря на различия в функциональных возможностях и способах сбора, регистрации, накопления и обработки учетных данных и формирования выходной информации в различных автоматизированных системах, для них характерно применение единых принципов работы с учетно-аналитической информацией на всех участках учета. Благодаря этому значительно сокращается время на освоение системы бухгалтером и упрощается работа с ней.
4. Наличие системы встроенных бухгалтерских знаний. Системы автоматизации бухгалтерского учета имеют множество инструментальных средств, автоматизирующих некоторые стандартные бухгалтерские процедуры. Например, автоматически могут формироваться бухгалтерские проводки или рассчитываться показатели в электронных документах при их формировании, контролироваться правильность корреспонденции счетов и т.п.
5. Автоматизация регламентных (периодических) процедур. Возможность по запросу рассчитать итоги оборотов и сальдо по счетам, выполнить процедуры закрытия отчетного периода, сформировать внутренние отчеты и внешнюю отчетность позволяют бухгалтеру в каждый момент контролировать важнейшие финансовые показатели работы предприятия, а также моделировать финансовые результаты в зависимости от варианта проведения той или иной хозяйственной операции.
6. Высокая достоверность учетных данных. При обработке и обобщении учетных данных арифметические ошибки исключаются, так как все вычисления выполняются на основе встроенных алгоритмов. Ошибки могут возникнуть только при вводе учетной информации или неверной технологии эксплуатации автоматизированной системы.
7. Возможность параллельного ведения учета в нескольких различных стандартах. При использовании автоматизированной формы бухгалтерского учета на базе одних и тех же однократно вводимых данных можно получать несколько систем оценок и показателей, рассчитываемых по разным методикам. Например, составление внешней отчетности возможно в соответствии, как с отечественной методикой учета, так и с другими (зарубежными) методиками и стандартами.
Обработка учетно-аналитической информации в условиях автоматизированной формы учета состоит из четырех основных этапов:
- подготовительного;
- документирования хозяйственных операций и формирования базы данных;
- обобщения учетных данных и формирования регистров учета;
- закрытия отчетного периода и формирования отчетности.
Подготовительный этап связан с вводом системы автоматизации учета в эксплуатацию. Работы этого этапа выполняются при внедрении системы и связаны в основном с вводом нормативно-справочной информации, то есть справочников, классификаторов, словарей, предназначенных для использования в повседневной работе бухгалтера при решении различных задач. Справочники, классификаторы и словари могут пополняться и в процессе последующей работы с системой.
Ввод информации в систему пользователем начинается с ввода пользовательских справочников или справочников условно-постоянной информации. Они настраиваются и модифицируются непосредственно самим бухгалтером применительно к условиям работы на конкретном предприятии. К справочникам условно-постоянной информации можно отнести:
пользовательские константы;
план (справочник) счетов;
справочники объектов аналитического учета
Пользовательские константы используются в бухгалтерских расчетах, при формировании первичных документов и регистров синтетического и аналитического учета. Условно их можно разделить на группы:
1) реквизиты предприятия (наименование, юридический адрес, банковские реквизиты, фамилии руководителя и ответственных исполнителей и т.д.);
2) информация, отражающая текущую учетную политику предприятия (метод оценки производственных запасов, метод распределения косвенных затрат, метод определения выручки от реализации и т.д.);
3) информация, отражающая текущую нормативно-правовую базу (ставки налогов и неналоговых платежей, размер базовой величины, нормы командировочных расходов и т.д.).
На этапе документирования хозяйственных операций и формирования базы данных свершившиеся факты производственно-хозяйственной и финансовой деятельности находят отражение в первичных документах, которые подтверждают их законность и достоверность. Процедура обработки документов предполагает:
- идентификацию по времени фактов свершения хозяйственных операций;
- стоимостную оценку фактов свершения хозяйственных операций;
- идентификацию хозяйственных операций в соответствии с рабочим планом счетов предприятия.
В результате выполнения этой процедуры входная информация регистрируется в информационной базе в виде бухгалтерских записей, относящихся к каждому отдельному факту хозяйственно-производственной и финансовой деятельности предприятия.
Обобщение учетных данных и формирование учетных регистров на следующем этапе производится благодаря тому, что в информационной базе данные обо всех хозяйственных операциях предприятия с момента начала эксплуатации хранятся в массиве в виде простых или расширенных проводок или в виде бухгалтерских операций. Информационная база включает также массив остатков и оборотов счетов, субсчетов, объектов аналитического учета, который актуализируется либо в автоматическом режиме, по мере регистрации бухгалтерских записей о совершившихся хозяйственных операциях, либо по запросу пользователя.
В системах автоматизации бухгалтерского учета на основе единого информационного массива, используя систему запросов и других механизмов, пользователь может сформировать регистры синтетического и аналитического учета, включая журнал регистрации хозяйственных операций, журналы-ордера и ведомости по счетам, Главную книгу, оборотную ведомость, которые отражают информацию о хозяйственных операциях, зарегистрированных в системе.
Закрытие отчетного периода и формирование отчетности является завершающим этапом работы с системой. В конце отчетного периода выполняется окончательный расчет итогов по всем счетам: рассчитываются итоговые обороты и конечное сальдо. Затем реализуются процедуры закрытия месяца и отчетного периода, которые регламентируются действующей нормативной базой, отраслевыми инструкциями и во многом зависят от учетной политики предприятия.
Только после этих процедур формируется заключительный баланс, другие формы бухгалтерской отчетности, регламентированные отчеты для налоговых и статистических органов.