Бюджетный контроль за соблюдением бюджетного законодательства
Финансовый контроль можно рассматривать как совокуп ность операций по проверке финансовой деятельности субъек тов управления и хозяйствования.
В зависимости от субъекта контроля бюджетный контроль делится на:
* государственный;
* муниципальный;
* ведомственный;
* внутренний;
* общественный;
* внешний независимый.
Государственный и муниципальный финансовый контрольной системы РФ_
осуществляется законодательными и исполнительными органами государственной власти,
представительными и исполнительно _распорядительными органами местного самоуправления и созданными ими специальными контрольными органами.
Контроль за разработкой и исполнением бюджетов бюджет, составлением и утверждением бюджетной отчетности является частью государственного и муниципального финансового контроля. Государственный и муниципальный
финансовый контроль за формированием, распределением и конечным использованием бюджетных средств реализует контрольную функцию бюджета в процессах участия государства органов местного самоуправления) в создании, распределении использовании
национального дохода.
Основные задачигосударственного и муниципального финансового контроля,:
1. финансовая экспертиза
2. определение степени обоснованности проектов бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов и разработанных ими целевых программ;
3. контроль за поступлением налоговых и неналоговых доходов в региональные и местные бюджеты;
4. контроль за расходования бюджетных средств ;
5. контроль за своевременным исполнением региональных и местных бюджетов по объемам, структуре и целевому назначению, а также в разрезе принятых целевых программ;
6. оценка эффективности (результативности) использования бюджетных средств;
7. контроль за движением бюджетных средств;
К функциям ведомственного контроля принадлежат: проверка законности хозяйственных и финансовых операций, контроль за эффективностью использования материальных ресурсов, приобретенных за бюджетные средства; проверка сохранения и целевого использования бюджетных средств; правильность ведения бухгалтерского учета, а также достоверность финансовой отчетности; контроль за обоснованностью бюджетных запросов бюджетных учреждений, соблюдением бюджетной, сметной дисциплины, своевременностью и полнотой выполнения обязательств перед бюджетом.
Внутренний бюджетный контроль проводится руководителями предприятий (учреждений, организаций), их главными бухгалтерами и специалистами в момент совершения и оформления хозяйственных операций, которое дает возможность своевременно обнаружить недостатки в работе и употребить мероприятий к их устранению.
Общественныйбюджетный контроль осуществляется гражданами страны и объединениями граждан. Наличие развитой системы связи с общественностью дает возможность учесть замечания и предложения специалистов в процессе составления и выполнения бюджета.
Аудит - это независимый финансовый контроль, основанный на коммерческих принципах.
Бюджетный кодекс РФ выделяет три формы финансового контроля, осуществляемого на различных стадиях бюджетного процесса:
1. предварительный — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно - _финансовым вопросам;
2. текущий — в ходе рассмотрения отдельных сторон исполнения бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджета, правомерного целевого и эффективного расходования бюджетных средств и межбюджетных трансфертов, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, целевой направленности источников финансирования дефицитов бюджетов и иных направлений деятельности участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета;
3. последующий— в ходе рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, отчетов об исполнении бюджетов, при анализе результативности и эффективности использования бюджетных ассигнований, бюджетных средств, выделенных на
целевые нужды , целевого использования субсидий, субвенций, бюджетных кредитов и др.
В зависимости от методов проведения контроля в бюджетной сфере можно выделить: документальные и камеральные проверки, надзор, мониторинг, ревизии, экспертиза, проверка, обследования, анализ
Экспертиза— это исследование какого-либо вопроса с целью сделать правильный вывод, дать правильную оценку соответствующему явлению.
Проверкиосуществляются с целью подробного изучения отдельных вопросов составления и выполнения бюджета, реализации бюджетных программ, эффективности управления средствами бюджета. Последствия проверки оформляются справкой или докладной запиской.
Ревизия как форма бюджетного контроля — это система контрольных действий, направленных на всестороннюю проверку деятельности участников бюджетного процесса с целью установления законности операций из мобилизации, деления или использования бюджетных средств, выявления виновных в бюджетных правонарушениях должностных и материально ответственных лиц и вызванных нарушениями финансовых потерь.
Аудит— это форма бюджетного контроля, с помощью которого изучаются процедуры принятия и выполнения управленческих решений субъектами бюджетного процесса с целью достижения определенных целей. Неотъемлемой составляющей частью аудита административной деятельности является аудит эффективности использования бюджетных ресурсов. Он представляет собой контроль качества управленческих решений с точки зрения экономичности и эффективности использования бюджетных средств.
В отличие от ревизии, проверки или аудита мониторинг не является разовым контрольным мероприятием, которое осуществляется в определенный промежуток времени. О проведении мониторинга подконтрольный объект не сообщается, по его результатам не составляется акт, справка или любой другой документ.
Относительно новой и менее всего регламентированной формой бюджетного контроля является мониторинг, который являет собой систему постоянного наблюдения (присмотру) органов, уполномоченных на осуществление бюджетного контроля, за соблюдением норм бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса на всех его стадиях. Основной задачей бюджетного мониторинга является выявление признаков, которые могут свидетельствовать о возможных бюджетных правонарушениях, путем анализа официальной и оперативной отчетности, другой постоянной или периодической информации о функционировании подконтрольного объекта. На эти признаки обращается внимание руководства этим объектом с целью предотвращения незаконные и неэффективные расходы, потерям финансовых ресурсов, а также на недопущение нарушения бюджетного законодательства при принятии управленческих решений.
Бюджетный контроль невозможен без использования специфических методов (приемов) контроля, которые дают возможность всесторонне, полно и объективно исследовать все аспекты формирования и использования бюджетов.
Во время проведения контрольных действий применяются разные методы (приемы) документального и фактического контроля.
В частности, в части документального контроля выделяют такие методы: проверка документов по формальным признакам и по содержанию; арифметическая проверка документов; нормативная проверка документов; встречная проверка документов; логический контроль; технико –экономический расчет; обратный пересчет; экспертная оценка отдельных статей бюджетных доходов и расходов; системный и факторный анализ с использованием таких приемов, как сравнение, сопоставление, группирование, расчеты средних и относительных показателей, построение системы взаимосвязанных таблиц и тому подобное.
Также к методам (приемов) фактического контроля относят:обследование; инвентаризация; наблюдение; опрос; анкетирование; получение письменных объяснений; контрольные намерения работ; технологический контроль