Процесс создания ИТ бюджета
Процесс создания ИТ бюджета представлен на рис.9.14.
Большое значение имеет время подготовки бюджета. Что касается капиталовложений, то план ИТ-инвестиций и пояснения к нему должны быть представлены за две-четыре недели до ежегодного совещания руководства компании по стратегическим вопросам, в котором принимают участие руководители бизнес-единиц и функциональных подразделений. Если такое совещание в вашей компании не проводится, то мы рекомендуем ИТ-директору составить инвестиционный обзор, в котором он может представить предложения по ин вестициям на основе своего видения бизнеса, и передать его аудитории (например, всем топ-менеджерам, за исключением генерального директора) для обсуждения и, возможно, утверждения. Если бюджет составляется на календарный год (с января по декабрь), то такой план инвестиций должен быть подготовлен в августе-сентябре.
Работа над обычным операционным бюджетом может вестись параллельно разработке плана инвестиций в тот же период с августа по сентябрь. В октябре и ноябре вы вносите поправки в инвестиционный план, учитывая влияние расходов, и не позднее конца ноября у вас должен быть готов окончательный вариант ИТ-бюджета.
Рис.9.14. Процесс создания ИТ- бюджета
Управление бюджетом
Управление бюджетом означает контроль расходов, сравнение с ежемесячными, квартальными и годовыми целями, отчеты о серьезных отклонениях, внесение поправок при значительных изменениях. Эта деятельность кажется простой, но именно она является существенным компонентом формирования доверия к ИТ-директору. Вот некоторые принципы, которые помогут ИТ-директору избежать работы в режиме быстрого реагирования.
· Если вы отклоняетесь от бюджетных целей менее чем на 5% в большую или меньшую сторону, спокойно продолжайте работать.
· Если вы отклоняетесь от бюджета на 5-10% в меньшую сторону, вам стоит поработать с руководителями бизнес-единиц и функциональных подразделений, чтобы обратить на пользу возникшую экономию.
· Если вы тратите на 20% меньше по сравнению с запланированными целями, вас назовут «скрягой», пока вы не объясните возникновение такой экономии и не вернете 10% главному бухгалтеру ИТ-организации или финансовому директору. Обычно такие колебания возможны в связи с кадровыми вопросами или отложенным началом реализации проектов. Будьте готовы к тому, что на следующий год при составлении бюджета вы будете находиться под особым контролем.
· Перерасход бюджета на 5-15% ведет к необходимости детальных объяснений причин и немедленных корректирующих действий.
· Перерасход бюджета более чем на 15% может привести к вашей отставке. Необходимо серьезное внимание: эта ситуация может стать испытанием для ваших отношений с командой руководителей, если только они не были заранее подготовлены к такому развитию событий.
Вышеприведенные принципы применимы и к проектным затратам, и к операционному бюджету, но последний заслуживает более пристального внимания.
Управление проектными бюджетами требует различных компиляций. Условия, влияющие на выручку и прибыль компании, могут заставить руководство пересмотреть список проектов и сократить некоторые из них (вспомним пословицу «Надо знать, когда держать, а когда продать»).
Замораживание или отмена проектов, если и случается, представляет достаточно простой процесс. Перед остановкой или сворачиванием проекта подсчитайте затраты на его прекращение и на его повторный запуск с точки остановки. Обычно такие затраты могут составлять 10-30% общей стоимости. Проект в данном случае можно сравнить с реактивным двигателем. Вам нужно время для его полной остановки, а когда вы вновь его включаете, выход на полную мощность также занимает определенное время.
Если по проекту израсходовано две трети его бюджета или он выполнен более чем на две трети, то его прекращение целесообразно только в случае кризисной ситуации. Шансы когда-либо его закончить падают практически до нуля, поскольку люди, занятые на его реализации, распределяются по другим видам работ. Если проект замораживается с целью вернуться к нему позже, позаботьтесь о сохранении параметров среды (спецификации, программы, конфигурация аппаратных средств, стадия выполнения и финансовые показатели и т.д.).