Сущность, значение и виды банковской отчетности
Банковская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты финансовой и хозяйственной деятельности за отчетный период.
Банковскую отчетность принято классифицировать по различным критериям: по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетность подразделяется на финансовую, статистическую, управленческую и пруденциальную.
В настоящее время в связи с реализацией МСФО практически не используется термин «бухгалтерская отчетность», который замещен термином «финансовая отчетность». Финансовая отчетность содержит сведения об имуществе и обязательствах, их источниках и финансовых результатах по стоимостным показателям. Такая отчетность составляется по данным бухгалтерского учета на основе данных аналитического и синтетического учета и подтверждается первичными документами. Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета, составляемая по определенным формам (схемам), дает представление об объеме выполненных операций и их целевом характере. Финансовая банковская отчетность является завершающим этапом учетной работы.
В Законе РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.07.2013 года № 57-З приводится следующее определение: «Отчетность - система стоимостных показателей об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации, а также иная информация, отражающая финансовое положение организации на отчетную дату, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации за отчетный период».
Нужно отметить, что именно финансовая отчетность, в отличие от статистической, оперативной или пруденциальной отчетности, позволяет удовлетворить информационные запросы широкого круга пользователей.
Статистическаяотчетность отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и стоимостном выражении. Она составляется по данным статистики, бухгалтерского и оперативного учета.
Управленческая отчетность - это совокупность информации финансового и нефинансового характера, на основе систематизации и анализа которой руководство осуществляет внутренний контроль и оценку деятельности банка и принимает управленческие решения. Управленческая отчетность ведется во внутреннем формате банка, не регламентируется законодательством, и используется исключительно для внутренних целей банка.
Пруденциальная отчетность представляет собой совокупность сведений о деятельности банка, соблюдении установленных нормативов безопасного функционирования, полноте и своевременности создания специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе (условным обязательствам), финансовом состоянии и эффективности работы банка.
Пруденциальная отчетность подразделяется на отчетность о соблюдении пруденциальных норм и аналитическую пруденциальную отчетность.
По степени обобщения отчетных данных различают отчетность индивидуальную и консолидированную. Консолидированную отчетность составляет материнская компания, где она отчитывается по группе в целом, включая дочерние и ассоциированные организации. Банки РБ обязаны составлять на консолидированной основе финансовую и пруденциальную информацию.
По периодичности составления отчетность бывает промежуточная (текущая) и годовая.
Значение банковской отчетности заключается в том, что она позволяет удовлетворить информационные запросы широкого круга пользователей, а именно акционеров, менеджеров, клиентов и кредиторов, государства и других. Эффективность деятельности банка для каждого из названных субъектов трактуется по-разному. Целевые предпочтения отдельных субъектов определяют приоритетные направления оценки тех сторон банковской деятельности, которые находятся в сфере их интересов. Для государства в лице надзорных органов и клиентов-кредиторов эффективность деятельности банка прежде всего проявляется в возможности банка отвечать по своим обязательствам, которая выражается в показателях ликвидности и платежеспособности. Акционеры в анализе ориентируются на показатели прибыльности (рентабельности) банка в целом и отдельных операций. Менеджеры ориентируются на конечные абсолютные показатели деятельности банка, увеличение масштабов его деятельности, величину и динамику его доходов. Названные целевые предпочтения основных партнерских групп банка обуславливают необходимость поиска компромисса в составе и содержании финансовой отчетности, которые отличаются в различные исторические периоды.