Раздел 1. понятие о финансах, их роль и значение в общественном воспроизводстве.
ФИНАНСЫ
учебное пособие
ОГЛАВЛЕНИЕ | ||
1. | Предисловие | |
2. | Цель и задачи изучения учебной дисциплины «Финансы» и ее содержание | |
3. | Темы и вопросы, выносимые на семинарские и практические занятия учебной дисциплины «Финансы» | |
4. | Методика проведения семинарских (теоретических) и практических занятий по учебной дисциплине «Финансы» | |
5. | Организация контроля и методика оценки знаний студентов по учебной дисциплине «Финансы» | |
6. | Методика проведения итогового экзамена (зачета) и оценки знаний по учебной дисциплине «Финансы» | |
7. | Тематика курсовых работ и научных докладов | |
8. | Методические указания по написанию и оформлению курсовых работ | |
9. | Игровой практикум | |
10. | Список нормативно-законодательной и учебной литературы по дисциплине «Финансы» | |
11. | Вопросы к итоговому экзамену по курсу «Финансы» | |
12. | Глоссарий | |
13. | Приложения: структурно-логические схемы |
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Когда на занятиях интересно –
учиться легко, учиться хочется».
Коренные изменения, происходящие в экономической структуре нашего общества, требуют углубления современных методов исследования и выработки новых теоретических подходов, адекватных рыночным преобразованиям.
Финансы выступают важнейшим инструментом воздействия государства на экономическую жизнь общества, с одной стороны, а с другой, представляют собой сложную систему денежных распределительных отношений, связанных с формированием и использованием фондов финансовых ресурсов.
Без должного теоретического осмысления новой роли финансов в меняющейся экономической среде России невозможно построение действующего финансового механизма. Наличие длительной дискуссии и различных теоретических воззрений свидетельствует о том, что вопросы сущности финансов относятся к числу наиболее труднопознаваемых. Вместе с тем, важнейшим и непременным условием выработки новых концептуальных подходов в решении этой проблемы является использование принципа преемственности в развитии теории финансов.
С переходом к рыночным отношениям неизбежны коренные изменения в экономической структуре общества, в том числе и в сфере финансовых отношений. Вполне закономерным можно считать расхождения во взглядах между экономистами, учеными и практиками по вопросам содержания, роли и конкретных форм использования финансов.
Справедливой следует считать, на наш взгляд, обоснованность постановки вопроса о формировании рыночной концепции финансовых отношений, предполагающего их качественную трансформацию. Вместе с тем именно эта позитивная направленность предопределяет необходимость более четкого и обоснованного определения границ финансовых отношений в многообразной системе денежных отношений, а также учета трансформационных процессов, отражающих рыночную ориентацию функционирования финансовой системы.
Процесс интеграции России в рыночную экономику, преобразования в национальной экономике, происходящие в принципиально новых политических и социальных условиях, поставили перед высшей школой ряд качественно новых требований к методологическому обеспечению учебного процесса. Если раньше основным критерием качества экономических кадров была их профессиональная подготовка, то в настоящее время требования здесь значительно расширились. Особенность этих требований состоит в том, что они не являются единственными для всех специальностей, а вырабатываются с учетом особенностей будущей деятельности конкретных специалистов в условиях рыночных отношений.
Процесс обучения – это передача знаний, которые проходят через голову и сердце студента, которые в дальнейшем будут формировать поведение, стимулы, реакцию при выполнении определенных действий по достижению поставленных целей в соответствии с функциональными и должностными обязанностями будущего специалиста. И здесь определяющую роль должна сыграть высшая школа путем существенного изменения технологии подготовки соответствующих специалистов. Пути здесь самые разные и один из них – внедрение в учебный процесс активных методов преподавания, адекватных требованиям рыночных условий хозяйствования.
Основными слагаемыми измененного процесса обучения, по мнению авторов данного учебного пособия, являются:
- обучение чему-то (а не изучение чего-то);
- взгляд в будущее, упор на созидание и воображение;
- умение достигать результата;
- ориентация на процесс передачи содержания учебной дисциплины;
- формирование у студента умения решать проблемы;
- активное обучение (закрепление результатов действием);
- выполнение преподавателем роли организатора и помощника в процессе обучения.
В условиях развития рыночных отношений меняются формы и методы работы учреждений финансово-кредитной системы. Появляются нетрадиционные виды деятельности и источники финансовых ресурсов, новые виды операций и услуг, внедряются прогрессивные информационные технологии, растет количество коммерческих банков, налоговых служб, страховых компаний. Сложность и многогранность финансовой, банковской и страховой деятельности предполагает соответствующий уровень квалификации кадров финансово-кредитных учреждений, их постоянный творческий рост.
Факторы, формирующие качество подготовки кадров для финансово-кредитной системы, многообразны. По нашему мнению, наиболее важными из них являются:
- качественная разработка рабочих учебных планов в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов и с учетом особенностей каждой специализации;
- формирование пакетов методического обеспечения по специализации;
- организация производственной практики;
- научно-исследовательская работа студентов;
- организация самостоятельной работы студентов;
- выбор технологии учебного процесса.
Последние два фактора особенно важны, так как в рамках объяснительно-иллюстрированной системы обучения, которая считалась долгое время традиционной, решить задачу подготовки грамотного и инициативного специалиста трудно, поскольку обучаемый в значительной степени пассивен, а обучение носит не столько продуктивный, сколько репродуктивный характер. Один из путей решения этой задачи – моделирование в учебном процессе будущей профессиональной деятельности студентов, которое достигается методическими приемами, получившими название методов активного обучения.
Цель данного учебного пособия – помочь студентам, изучающим учебную дисциплину «Финансы», закрепить теоретические знания и овладеть практическими навыками в области теории финансов. При этом использование активных форм учебных занятий предусматривает максимальную активизацию самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время.
Необходимость такого подхода обусловлена большим объемом часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов учебными планами (144 часа), но не подкрепленных учебно-методическими пособиями, а также отсутствием фактического контроля за степенью усвоения учебного материала, за организацией и ходом самостоятельной работы. Устранению указанных недостатков поможет рейтинговая (балльная) оценка знаний студентов, применение которой позволяет:
- решить проблемы заинтересованности в подготовке студентов к семинарским и практическим занятиям;
- усилить самостоятельность в изучении курса;
- нацелить на систематическую работу в течение всего учебного семестра;
- упростить текущий контроль успеваемости студентов;
- дать более объективную итоговую оценку.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ» И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
Курс «Финансы» является базовым в системе подготовки специалистов в области финансов. Предметом настоящего курса являются основы теории финансов - одного из важнейших элементов рыночной экономики на ее макро- и микроуровне. Проведение рыночных образований в России потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Финансовые отношения связаны с формированием и использованием фондов денежных средств, являются необходимой составляющей экономической системы общества, хозяйствующих субъектов, процесса формирования международных экономических связей. Достаточно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве. Логика курса предполагает его изучение в следующей последовательности:
- изучение теоретических основ сущности содержания финансов как экономической категории;
- условий и причин функционирования финансов;
- освещения дискуссионных вопросов сущности и функционирования финансов с целью выявления специфических черт финансовых отношений и определения их границ;
- рассмотрение функций финансов, изменения их содержания при переходе к рыночной экономике;
- изучение основ использования финансов в общественном воспроизводстве и решение социальных проблем;
- раскрытие понятия финансовой системы, экономических основ ее построения и процесса управления финансами
- исследование этапов проведения финансовой политики, определение финансового механизма и его структуры;
- изучение состояния финансов России в современных условиях;
- углубленное освещение сфер и звеньев финансовой системы: финансов предприятий и коммерческих организаций; государственных и муниципальных финансов (бюджета и бюджетной системы, внебюджетных фондов, государственного кредита и госдолга, страхования и фондового рынка).
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ»
Введение. Предмет и задачи учебной дисциплины «Финансы»
Учение о необходимости и сущности финансов. Условия и причины функционирования финансов. Финансы как экономическая и историческая категория.
Предмет и метод науки о финансах.
Финансы как учебная дисциплина, ее связь с общеэкономическими, специальными дисциплинами. Структура учебной дисциплины, ее задачи.
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ О ФИНАНСАХ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ.