Вопрос 6. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия
Эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью является важной частью успешной деятельности организации. От умения правильно распоряжаться дебиторской и кредиторской задолженностью зависят все стороны его деятельности.
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников, юридических и физических лиц данной организации.
Кредиторская задолженность – задолженность данной организации физическим и юридическим лицам: задолженность поставщикам и подрядчикам, авансы полученные, задолженности по оплате труда, перед бюджетом, перед внебюджетными фондами, прочие кредиторы.
Для того, чтобы правильно выстроить взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее состояние взаиморасчетов. Для этого необходимо грамотно управлять дебиторской и кредиторской задолженностью.
Специалисты предприятия должны анализировать дебиторскую задолженность по списку кредиторов и дебиторов, срокам образования и размерам; контролировать расчеты по отсроченной или просроченной задолженности, оценивать наличие дебиторской задолженности; определять приемы и способы уменьшения долгов.
Среди основных методов управления просроченной дебиторской задолженностью можно выделить следующие: Зачет требований; Отступное; Отсрочка платежа; Новация; Предоставление скидок; Снижение стоимости поставленных товаров; Прощение долга.
Управление дебиторской задолженностью включает в себя анализ дебиторов, анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности, разработку политики предоставления коммерческих кредитов, контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей характеризует финансовую устойчивость фирмы и эффективность финансового менеджмента.
Рациональное управление дебиторской задолженностью позволит обеспечить предприятию достаточный уровень рентабельности и снизить задолженность по обязательствам.
Привлечение заемных средств в оборот предприятия - явление, которое оказывает временное улучшение финансового состояния при условии, что они не замораживаются на длительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, которая приводит к выплате штрафов и ухудшению финансового состояния. Поэтому в процессе управления необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причины образования.
Не менее важна организация эффективного управления кредиторской задолженности в организации. Основной задачей управления кредиторской задолженностью является оптимизация размера кредиторской задолженности за расчеты с поставщиками, на которую приходится значительный объем кредиторской задолженности.
Предприятия, которые сумели отладить работу с дебиторской и кредиторской задолженностью, получают конкурентное преимущество. Естественно, в первую очередь это способствует повышению управляемости и гибкости бизнеса, а во - вторых количество ошибок, которые связаны с человеческим фактором, значительно уменьшается.
При правильном управлении задолженностями предприятие может значительно поправить свое финансовое положение. Главное правильно оценить и проанализировать состояние расчетов предприятия и подобрать наиболее подходящие методы управления ими.
Вопрос 7. Государственный бюджет. Бюджетное планирование и бюджетный процесс
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовыхсмет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Бюджетное планирование является составной частью финансового планирования и одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении ВВП и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общегосударственной программы социально-экономического развития страны. Основой бюджетного планирования является бюджетное прогнозирование, под которым понимается процесс составления прогнозов (предположений) о возможных состояниях бюджета в будущем. Бюджетное планирование базируется на бюджетном прогнозировании и показателях социально-экономического развития страны и ее территорий.
Основные задачи бюджетного планирования:
– определение общего объема бюджетных ресурсов и их распределение по отдельным министерствам и ведомствам, конкретным бюджетополучателям;
– определение необходимых пропорций между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами;
– выявление финансовых резервов государства и муниципальных органов власти;
– расчет доходов и расходов бюджетов с разбивкой по статьям и временным периодам;
– обеспечение сбалансированности бюджетов или источников покрытия их дефицитов (определение направлений расходования профицитов);
– бюджетное регулирование;
– государственный финансовый контроль за ходом выполнения бюджета.
Бюджетное планирование осуществляют соответствующие органы государственной власти и финансовые органы: Министерство финансов Российской Федерации, территориальные финансовые органы, налоговые органы, бюджетополучатели.
При реализации процесса бюджетного планирования применяются различные методы.
Нормативный метод основан на использовании таких норм и нормативов, как нормативы распределения регулирующих доходов, предельные размеры бюджетного дефицита, минимальные социально-экономические стандарты, нормы бюджетной обеспеченности и др.
В последние годы получил широкое распространение программно-целевой метод. Он предусматривает составление конкретных программ для решения поставленных задач с указанием источников их финансирования и направлением использования средств по программе.
Индексный метод основан на использовании различных индексов, отражающих динамику цен, уровня жизни населения, доходов и расходов, индекса дефлятора и т. д.
Балансовый метод увязывает доходы и расходы бюджетов, позволяет выявить избыток или недостаток бюджетных средств.
Аналитический метод является обязательным для использования, так как процесс бюджетного планирования начинается с экономического анализа исполнения доходов и расходов бюджета за предыдущий период. Этот метод позволяет выявить динамику бюджета.
Метод экспертных оценок позволяет определить тенденции развития бюджета на основе знаний и опыта высококвалифицированных экспертов.
Метод математического моделирования применяется чаще всего в бюджетном прогнозировании и позволяет выявить оптимальный вариант развития бюджета с учетом влияния различных факторов и их изменения.
В настоящее время осуществляются реформа бюджетного планирования и переход от традиционных способов к бюджетированию, ориентированному на результат.
Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности[
Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:
· составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;
· утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;
· исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;
· контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.
· Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются: 1. Президент Российской Федерации; 2. высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; 3. законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы); 4. исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); 5. Центральный банк Российской Федерации; 6. органы государственного (муниципального) финансового контроля; 7. органы управления государственными внебюджетными фондами; 8. главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; 9. главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; 10. главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; 11. получатели бюджетных средств.
· Вопрос 8. Бюджетная классификация. Доходы и расходы Федерального бюджета
· Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
1. классификацию доходов бюджетов;
2. классификацию расходов бюджетов;
3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).
Кроме того, предусмотрена классификация:
§ источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
§ источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
§ видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
§ видов государственного внешнего долга РФ.
Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Налоговые доходы федерального бюджета составляют:
§ федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
§ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
§ государственную пошлину.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
§ доходов от использования имущества;
§ доходов от продажи имущества;
§ части прибыли унитарных предприятий.
В доходах федерального бюджета также учитываются:
§ прибыль Банка России;
§ доходы от внешнеэкономической деятельности;
§ доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.
Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
§ обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
§ функционирование федеральной судебной системы;
§ осуществление международной деятельности;
§ национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
§ фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
§ государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
§ государственная поддержка атомной энергетики;
§ ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
§ исследование и использование космического пространства;
§ формирование федеральной собственности;
§ обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
§ компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
§ федеральная инвестиционная программа;
§ официальный статистический учет.
При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.
Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.
Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.
Не допускается расходование средств резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента РФ.
Данные о доходах и расходах федерального бюджета за 1997-2003 гг. представлены в табл. 1. Федеральный бюджет имел значительный дефицит в 1997-2000 гг. В 2001 г. была предпринята попытка обеспечить сбалансированность бюджета. На 2003 г. запланирован профицит федерального бюджета в объеме 72,2 млрд. руб.
Основными расходными статьями федерального бюджета являются:
§ обслуживание государственного долга (20% всех расходов),
§ национальная оборона (19,0%),
§ финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).