Экономическая и правовая сущность налогов

Из части 1 НК РФ

В 1 части Н Кустановлены система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

Виды налогов и сборов

Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

Принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Р Ф и местных налогов;

Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений

Формы и методы налогового контроля;

Ответственность за совершение налоговых правонарушений;

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Статья 3.Основные начала законодательства о налогах и сборах

В 1 части НК РФ определены основы налогового законодательства, которые введены с января 1999г.

Ст. 3 НК РФ:Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.Законодательство о налогах и сборах основывается напризнании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характери различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Статья 3 НК РФ- часть 1

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг)или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статья 3 НК РФ

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).


Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Статья 5 НК РФ

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.


Статья 7. Международные договоры по вопросам налогообложения

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Тема 1 Понятие налога и сбора, их функции

Экономическая и правовая сущность налогов

Экономическая сущность выражается в том, что это- прямое изъятие государством части валового продукта для формирования бюджета.

Правовое определение дано в ст. 8 НК РФ, а именно: « Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из статьи 8 НК РФ

Под сборомпонимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).»

Основными признаками налогов являются:

• обязательность,которая обеспечивается государством в лице налоговых,правоохранительных и судебных органов;

• индивидуальная безвозмездность,что означает отсутствие для налогоплательщика какой-либо эквивалентной выгоды от государственных услуг;

• законность,определяющая обязательность установления, исчисления, отмены налогов законодательным актом.

Функции налогов

Фискальная функция-основная, присутствует во всех налоговых системах

Распределительная функция- инструмент перераспределения валового продукта

Контрольная функция-оценка соответствия налоговых обязательств и налоговыхпоступлений

Регулирующая функция-воздействие на макроэкономические процессы, на поведение хозяйствующих субъектов, граждан

Наши рекомендации