Опыт госконтроля бюджетного финансирования субъектов сельского хозяйства в пермском крае
Пермский край, как и Свердловская область, относится к зоне рискового земледелия. Бюджетирование отрасли производится также на основе программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013 – 2020 годы, утвержденной 27.11.2012 г. постановлением Правительства Пермского края N 1335-П.6
На основании программы автором была составлена таблица __ объемов финансирования сельского хозяйства в крае.
Таблица __ - Объемы финансирования Государственной программы по годам реализации в Пермском крае.
Федеральный бюджет | Краевой бюджет | Местные бюджеты | Внебюджетные источники | Всего, тыс.руб. | ||||||
Годы | Сумма, млн.руб. | Уд.вес, % | Сумма, млн.руб. | Уд.вес, % | Сумма, млн.руб. | Уд.вес, % | Сумма, млн.руб. | Уд.вес, % | Сумма, млн.руб. | Уд.вес, % |
932,2 | 13,41 | 1731,2 | 24,91 | 100,0 | 1,44 | 4187,0 | 60,24 | 6950,4 | ||
1067,7 | 13,26 | 2208,9 | 27,43 | 100,0 | 1,24 | 4676,9 | 58,07 | 8053,5 | ||
1189,8 | 14,13 | 2152,1 | 25,56 | 100,0 | 1,19 | 4977,5 | 59,12 | 8419,4 | ||
1378,2 | 14,20 | 26,49 | 100,0 | 1,03 | 5654,6 | 58,28 | 9702,8 | |||
14,44 | 2667,9 | 26,50 | 100,0 | 0,99 | 5844,7 | 58,06 | 10066,6 | |||
1658,6 | 14,73 | 2992,5 | 26,58 | 100,0 | 0,89 | 6507,9 | 57,80 | 11259,0 | ||
1752,7 | 14,87 | 3143,2 | 26,66 | 100,0 | 0,85 | 6792,7 | 57,62 | 11788,6 | ||
1935,9 | 15,06 | 3463,2 | 26,94 | 100,0 | 0,78 | 7357,4 | 57,23 | 12856,5 | ||
Всего: | 11369,1 | 14,37 | 26,46 | 1,01 | 45998,7 | 58,15 | 79096,8 |
На основании таблицы можно сделать вывод о том, что на развитие сельского хозяйства выделяется из внебюджетных источников, то есть за счет привлечения денежных средств инвесторов. Такое направление развития отрасли имеет весьма рискованный характер, однако в рамках стратегии развития Пермских территорий и продвижения креативной экономики данная программа была принята. Большинство пермских предприятий, крупных поставщиков сельскохозяйственной продукции, являются частными. Торгово-промышленная палата Пермского края совместно с Правительством продвигают бренд «Покупай пермское», включающий в себя абсолютное большинство краевых сельхозтоваропроизводителей.
Освоение денежных средств, выделенных из бюджетов, производится Контрольно-счетной палатой Пермского края, структура которой изображена на рисунке __.
Рисунок 4. Структура контроль-счетной палаты Пермского края.[10]
В сравнении со структурой и составом контрольно-счетного органа Свердловской области, палата Пермского края имеет гораздо большую численности, и при этом исполняет те же функции и имеет те же полномочия.
По результатам проверок исполнения обязательств перед бюджетом за 2015 год пермской контрольно-счетной палатой было проведено 48 мероприятий, в том числе: 36 контрольных и 12 экспертно-аналитических. Контрольными проверками охвачен 91 объект. Объём проверенных средств составил более 31 млрд. рублей, в том числе: 4,2 млрд. руб. - отчётного финансового года и 26,8 млрд. руб. - прошлых финансовых периодов. Однако проверок в сельском хозяйстве не проводилось.
В целом, в ходе проведения контрольных мероприятий в 2015 году, - были выявлены случаи расходования бюджетных средств с нарушениями Бюджетного, Гражданского, Налогового и Градостроительного кодексов РФ, Федерального Закона № 44-ФЗ, законов и иных нормативных правовых актов по ведению бухгалтерского учёта и формированию отчётности, других норм законодательства Российской Федерации и Пермского края, - на общую сумму 2,7 млрд. руб., среди них: 67 541 тыс. руб. - нецелевые расходы, 132 099 тыс. руб. - неэффективные расходы, 429 885 тыс. руб.- неправомерные расходы; в сумме 2033374 тыс.руб. - иные нарушения. Удельный вес выявленных нарушений в объёме проверенных средств составил 8,7%.
Помимо внешней проверки исполнения бюджета, контрольную функцию на себе несет Министерство сельского хозяйства и продовольствия. В структуре министерства эту функцию выполняет Отдел методологии, бюджетного планирования, контроля исполнения программных мероприятий (рисунок 5). Отдел работает на основании Положения, принятого министерством 02.12.2015г. N503-П и занимается следующими видами деятельности:
- участвует в формировании предложений и обоснования для составления проекта закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части расходов Министерства сельского хозяйства Пермского края (в том числе изменения в закон о бюджете);
- составляет и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств между получателями бюджетных средств, формирует кассовый план по расходам на текущий финансовый год;
Рисунок 5. Организационная структура Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края[11]
- осуществляет предварительный, текущий и последующий финансовый контроль за соблюдением получателями субвенций, субсидий условий, установленных при их предоставлении;
- консультирует по вопросам предоставления субсидий и иных мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
Отдел также предоставляет услуги по предоставлению субсидий и финансированию органов местного самоуправления по всем направлениям государственной поддержки сельскохозяйственного производства и социального развития села.