Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
Цели и виды деятельности. МБРР был создан после подписания 28 странами Соглашения, которое было разработано на конференции ООН по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гэмпшир (США), для того, чтобы:
1) содействовать реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;
2) поощрять частные капиталовложения и в тех случаях, когда трудно получить частный капитал на приемлемых условиях, в дополнение к частным капиталовложениям предоставлять финансовые средства для целей производства;
3) способствовать долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов, поощряя международные капиталовложения для развития производственных ресурсов государств-членов Банка.
В Уставе МБРР излагаются основные принципы, определяющие его операции:
1) он должен предоставлять займы только на продуктивные цели (в таких областях, как сельское хозяйство и развитие сельских районов, энергетика, образование, здравоохранение, планирование семьи и питание, электросвязь, транспорт, городские порты и энергетические установки) и должен уделять надлежащее внимание перспективам погашения задолженности по этим займам;
2) каждый заем должен гарантироваться соответствующим правительством и, за исключением особых обстоятельств, должен предоставляться для конкретных проектов;
3) Банк должен убедиться в том, что необходимые средства невозможно получить из других источников на приемлемых условиях;
4) использование займов не может быть ограничено покупками в какой-либо конкретной стране-члене МБРР;
5) решения Банка о предоставлении займов должны основываться только на экономических соображениях.
Свою деятельность в качестве специализированного учреждения ООН МБРР начал в 1947 г., когда было подписано соответствующее соглашение между ООН и Банком.
Первые займы МБРР помогли профинансировать разрушенную войной экономику стран Западной Европы (при реализации плана Маршалла). В качестве первого заемщика была выбрана Франция. Ей был выдан кредит в сумме 250 млн. долл. США (причем условием предоставления Франции кредита было отсутствие в коалиционном правительстве коммунистов). Два других претендента (Польша и Чили) помощи не получили.
В настоящее время МБРР участвует в финансировании более 1800 проектов практически во всех секторах экономики развивающихся стран. Приоритетным направлением деятельности Банка является предоставление займов странам Африки, Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Восточной Европы. При этом условия получения кредитов Мирового банка были дополнены требованиями охраны окружающей среды.
МБРР финансирует свои кредитные операции главным образом из своих заемных средств, которые он получает на мировых рынках, а также из нераспределенной прибыли и за счет платежей в погашение предоставленных им займов. Займы могут быть предоставлены государствам-членам МБРР, составляющим их политическим единицам или частным коммерческим предприятиям на их территориях (под гарантии правительств). Помимо предоставления займов Банк оказывает широкий круг услуг по технической помощи.
Организационная структура МБРР. МБРР представляет собой крупное акционерное общество, акционерами которого являются 187 стран-членов этой организации. Членами МБРР могут стать только страны-члены МВФ. Это условие объясняется тем, что страны-члены МБРР должны проводить свою валютно-финансовую политику в соответствии с положениями Устава МВФ. За вступление в МБРР каждая страна должна уплатить членский взнос. Членский взнос Украины в сумме 7,9 млн. долл. США уплатили Нидерланды, являющиеся страной-опекуном Украины в МБРР.
Все полномочия Банка принадлежат Совету управляющих, в который входят по одному управляющему и по одному его заместителю от каждого государства-члена (это, как правило, министры финансов или управляющие центральными банками). Совет обычно заседает один раз в год (совместно с МВФ) для обсуждения деятельности и политики Банка. За Советом управляющих закреплены определенные полномочия, в частности право приема и вывода из состава членов МБРР, увеличение или сокращение акционерного капитала и т.д.
Полномочия по проведению основных операций МБРР делегированы Совету директоров-распорядителей (Совету исполнительных директоров), в состав которого входят 25 директоров-распорядителей (исполнительных директоров). Пять из них назначаются государствами-членами, имеющими наибольшее число акций (США, Япония, Германия, Франция и Великобритания). Остальные страны объединены в 20 избирательных групп, каждая из которых также назначает одного директора-распорядителя. Члены МБРР сами решают, на каких принципах осуществляется группировка. Чаще всего группы формируются в соответствии с географическим признаком, учитывая при этом определенные политические и культурные факторы. Например, такие страны, как Китай, Россия или Саудовская Аравия, имеют каждая собственную избирательную группу и представлены отдельным директором-распорядителем. В то же время один директор-распорядитель представляет интересы 24 франкоговорящих стран Африки.
Директора-распорядители выполняют свои обязанности во время постоянно действующей сессии в штаб-квартире МБРР в Вашингтоне. Совет директоров-распорядителей рассматривает вопросы предложения займов, бюджета МБРР, обеспечивает проведение его политики. Совет управляющих возлагает на директоров-распорядителей осуществление всех полномочий Банка, за исключением тех, которые в соответствии с Соглашением сохранены за Советом.
Президент МБРР избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Избранный президент МБРР является в соответствии с занимаемой должностью одновременно Председателем Совета управляющих и Председателем Совета директоров-распорядителей. По давним традициям на должность Президента МБРР назначается директор-распорядитель, представляющий США (в настоящее время это Джим Ён Ким – с 1 июля 2012 г. – американский врач корейского происхождения). Президент несет ответственность за оперативную деятельность МБРР и за административные и кадровые вопросы. Он возглавляет штат численностью более 10000 служащих. Президент и штатный персонал должны выполнять служебные обязанности только в интересах Банка; никакая иная служба, даже для собственной страны, недопустима.
Финансовые ресурсы МБРР. Основные финансовые ресурсы МБРР формируются за счет:
‒ капитала, аккумулируемого путем подписки стран-членов на акции МБРР;
‒ займов на мировых финансовых рынках;
‒ поступлений от погашения займов и инвестиций.
Общий капитал МБРР составляет более 180 млрд. долл. США.
Значительная сумма кредитных ресурсов МБРР формируется путем подписки стран-членов на акции МБРР. Распределение акций осуществляется в соответствии с квотой, которая устанавливается для каждого государства в зависимости от ее экономического потенциала (с учетом национального дохода, золотых и долларовых резервов, импорта и экспорта). Определяется эта квота по формуле на основе размера квоты стран-членов МВФ. Подсчет голосов осуществляется в соответствии с долей участия страны в акционерном капитале Банка. Наибольшее количество акций и, соответственно, наибольший процент голосов (около 40%) принадлежит США, Японии, Германии, Франции и Великобритании. Украине как члену и акционеру МБРР выделена квота в 10908 акций (0,73%) на общую сумму в 1,3 млрд. долл.
Общий начальный подписной капитал МБРР составлял 10 млрд. долл. США, однако расширение кредитной деятельности МБРР потребовало его увеличения. Первое увеличение уставного капитала состоялось в 1959 г. и позже осуществлялось неоднократно.
Оплаченная часть подписки делится на две части, одна из которых оплачивается золотом или в долларах США, а другая – в собственной валюте страны-члена в размере, эквивалентном стандартной долларовой стоимости капитала МБРР. Неоплаченная часть стоимости подписки на акции МБРР остается неприкосновенной «до востребования» и должна быть оплачена только в том случае, когда МБРР окажется неспособным рассчитаться со своими кредиторами. Этот капитал не может быть использован на покрытие административных расходов или предоставление займов. Неоплаченная сумма является гарантией для защиты интересов кредиторов МБРР.
Значительную часть средств МБРР заимствует на рынках частного капитала. Банк продает облигации и долговые обязательства пенсионным фондам, страховым компаниям, коммерческим банкам и корпорациям в более чем 100 странах мира (однако большая их доля размещается на американском рынке). Банк также осуществляет займы путем продажи облигаций и векселей непосредственно правительствам, их представительствам и центральным банкам. МБРР является основным заемщиком на мировых рынках капитала и наиболее значительным заемщиком – нерезидентом практически во всех странах, где продаются его ценные бумаги.
МБРР привлекает, главным образом, средне- и долгосрочное финансирование сроком от 2 до 30 лет, однако наибольшее число составляют 5-ти и 10-летние долговые обязательства. Одним из основных инструментов заимствования средств являются еврооблигации, которые начали выпускаться МБРР с 1980 г. Облигации Банка относятся к разряду наиболее обеспеченных в мире, поскольку их погашение (оплата) гарантируется правительствами стран-членов. В результате МБРР имеет высокий рейтинг (ААА) среди финансовых организаций и может осуществлять займы на мировых рынках на наиболее благоприятных условиях.
Кредитная политика МБРР. МБРР является основной кредитной организацией Группы Мирового Банка. Кредиты предоставляются только правительствам развивающихся стран или под их гарантию государственным и частным организациям и корпорациям. Чем беднее государство, тем более благоприятные условия получения кредитов МБРР.
МБРР предоставляет кредиты двух основных видов: инвестиционные кредиты и кредиты на цели развития. Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ, услуг в рамках проектов социально-экономического развития в различных секторах. Кредиты на цели развития (ранее назывались кредитами для структурных преобразований) предоставляются для поддержки политических и институциональных реформ.
МБРР предоставляет кредиты только в той валюте, в которой он занимал средства. Это минимизирует риск, обусловленный колебанием валютных курсов.
Займы предоставляются чаще всего на 15-20 лет и имеют 5-летний льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты и средства для резервирования для клиента кредитной линии. Возвращение основной суммы займа начинается только с 6-го года.
Займы МБРР имеют плавающую кредитную ставку, которая корректируется каждые 6 месяцев. Кредитная ставка по займам МБРР основывается на расходах МБРР по привлечению заемного капитала. К этой затратной базе добавляется маржа в 0,5% для покрытия собственных расходов МБРР. Дополнительно займы Банка включают комиссионные сборы в размере 0,25% на невыбранный остаток кредита в течение года.
Колебание процентных ставок по кредитам МБРР непосредственно определяется стоимостью его собственных займов на рынках капитала.
Стандартное условие кредитов МБРР – так называемое негативное обязательство (негативное залоговое предостережение), направленное на защиту финансовых интересов МБРР. Суть негативного залогового предостережения состоит в обязательстве заемщика предоставить Банку дополнительное обеспечение в виде прав контроля над активами, чтобы прочие кредиторы страны-заемщицы не могли получить преимущества относительно существующей задолженности Банку.
Принцип кредитной политики МБРР состоит в том, что он не пересматривает установленные проценты или основные платежи по кредитам и не принимает участия в соглашениях относительно пересмотра долгов по предоставленным кредитам. Это дает ему возможность минимизировать портфель долговых обязательств стран, которые имеют займы со статусом хронической задолженности. Количество неплатежеспособных стран, которые не имеют возможности своевременно обслуживать долговые обязательства по кредитам МБРР, незначительно.
Основная часть (90%) финансовой и технической помощи МБРР развивающимся странам осуществляется в виде предоставления займов под конкретные проекты. Каждый проект обязательно должен отвечать следующим условиям: во-первых, содействовать экономическому развитию страны-заемщицы, а во-вторых, – обеспечивать возвращение заемных средств.
Традиционными объектами финансирования МБРР являются такие элементы базовой инфраструктуры, как дорожное хозяйство, связь, транспорт и энергоснабжение.