Финансирование с использованием рынка ценных бумаг
Финансирование с помощью инструментов денежного рынка включает в себя выпуск коммерческих бумаг, представляющих собой простые векселя компании.
Данный способ привлечения денежных средств доступен только для крупных компаний, имеющих высокий кредитный рейтинг как в своей стране, так и в мире. Получение такого рейтинга является обычным при работе на финансовом рынке. Кредитный рейтинг должны присваивать крупнейшие рейтинговые агентства:
Moody's Investor Service, Standard and Poor's, другие.
Простые векселя, эмитируемые компаниями, необеспечены. Срок их хождения — от 14 до 270 дней (чаще всего — от 30 до 90 дней). Номинал векселей достаточно высок, обычно он составляет величину кратную 100 тыс. долларов США.7
7Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник/ Научн. ред. В. В Круглов. - M.: ИНФРА-М, 1998, с. 132.
Различают иностранные, евровалютные коммерческие ценные бумаги и евроноты.
Иностранные коммерческие бумаги деноминированы в валюте страны размещения, а евровалютные коммерческие бумаги и евроноты выпускаются в обращение вне страны, в валюте которой они деноминированы.
Различие между евронотами и еврокоммерческими бумагами состоит в присутствии у евронот поддерживающих их выпуск банковской кредитной линии и гарантированного размещения по предопределенной цене. В отличие от иностранного кредитования, срок евронот более длинный, для них существует развитый вторичный рынок, возможно присутствие на рынках непервоклассных заемщиков. К ним относятся те заемщики, которым присваивают кредитный рейтинг не ведущие международные агентства, а коммерческие банки — крупнейшие покупатели этих ценных бумаг.
Положительным моментом эмиссии данных ценных бумаг является то, что процентная ставка по коммерческим бумагам, как правило, ниже ставки, предоставляемой по кредитам для первоклассных заемщиков, что и делает финансирование с использованием коммерческих бумаг более предпочтительным, чем обычное банковское заимствование.
В начале 1980-х г. рынок коммерческих бумаг существовал практически только в США, Канаде и Австралии. В следующее десятилетие рынки коммерческих бумаг появились во многих странах. В конце 1986 г. доля США на этом рынке составляла 90%, в 1992 г. — 60%, в 1995 году — 75%. В Европе рынок коммерческих бумаг стал развиваться лишь в последние 10-15 лет. Самый молодой рынок коммерческих бумаг — немецкий, он появился лишь в 1991 г. В Японии впервые коммерческие бумаги появились в 1987 г., и уже сейчас по объему эмиссии данный рынок занимает второе место после США.8
8 International Finance. — Cambridge University Press, 1994. — p. 324.
По сути,выпуск коммерческих бумаг — альтернатива банковскому кредиту.Так, в начале 1990 г. банк Испании начал проводить политику ограничения банковского кредита. Результатом стал масштабный выпуск коммерческих бумаг испанскими компаниями, которые продавали их на рынке (зачастую тем же банкам, которые не могли предоставлять им ссуды).
Коммерческие бумаги — высокономинальные. В США самый низкий номинал — 100 тыс. долларов США, а наиболее типичный — 1 млн долларов США. Значительная доля всех коммерческих бумаг (до 1/3) размещается прямо или косвенно иностранными эмитентами. Минимальный номинал коммерческих бумаг в Японии — 100 млн японских иен (примерно 800 тыс. долларов США). Аналогичные данные можно получить и на рынках Германии, Франции и других стран. Единственное исключение составляет Испания, где минимальный номинал составляет 250 тыс. испанских песет (примерно 1400 долларов США), что делает коммерческие бумаги доступными для мелких инвесторов.
Рынок же еврокоммерческих бумаг начал развиваться фактически лишь с середины 1980-х г., но к началу 1990-х г. его объем достигал около 10% совокупного объема национальных рынков ценных бумаг. В 1984 г. рынок оценивался в 5 млрд долларов США, а в 1996 г. — более 400 млрд долларов США.По своей роли в привлечении ссудного капитала из-за рубежа коммерческие бумаги (в форме непосредственно коммерческих бумаг и евронот) превосходят прямые банковские кредиты.