Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница

Платёжное поручение принимается банком независимо от его суммы и наличия средств на счёте плательщика, а исполняется при наличии на его счёте денежных средств. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счёте плательщика, платёжные поручения помещаются в картотеку «Расчётные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

       
 
Плательщик
 
Получатель

               
    Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru   Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru   Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru
  Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru
 

1 4 3 5

Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru

Банк получателя
Банк плательщика

Рисунок 3 — Схема документооборота при расчётах платёжными поручениями

1 – плательщик даёт в своё учреждение банка платёжное поручение, а банк его принимает; 2 – банк списывает деньги со счёта плательщика и передаёт их вместе с поручением в банк получателя для зачисления на его расчётный счёт; 3 – банк получателя зачисляет поступившие на его корреспондентский счёт деньги на счёт получателя; 4 – плательщик получает в виде выписки со своего счёта подтверждение о списании денежных средств с его счёта и перечислении получателю; 5 – банк сообщает покупателю в виде выписки из расчётного счёта подтверждение о зачислении на его расчётный счёт денежных средств.

Преимущество расчётов платёжными поручениями заключается в том, что они обеспечивают относительно простой и быстрый документооборот, максимальное сближение моментов получения покупателями товаров и совершения платежа, возможность для плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров и услуг.

Расчёты по аккредитивам. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

- отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение исполняющего банка.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счёта в пределах суммы аккредитива.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменён банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств и без каких-либо обязательств перед ним.

Безотзывным считается аккредитив, который не может быть изменён или аннулирован без согласия получателя средств. Разновидностью безотзывного аккредитива является подтверждённый аккредитив. Исполняющий банк подтверждает безотзывный аккредитив по просьбе банка-эмитента, т.е. он принимает на себя наряду с эмитентом обязательства по аккредитиву.

Аккредитив должен содержать указания на его вид и предназначаться для расчётов с одним получателем средств.

Получив извещение об открытии аккредитива, поставщик отгружает продукцию в адрес покупателя. Для получения средств по аккредитиву он представляет в исполняющий банк товарно-транспортные документы и реестр счетов-фактур на отгруженную продукцию, на основании которых банк проверяет выполнение поставщиком всех условий аккредитива, и только после этого производится платёж в безналичном порядке. Извещение о произведённом платеже и соответствующие товарно-транспортные документы отсылаются банку-эмитенту для вручения плательщику.

Покупатель
Поставщик
4

Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru

                   
  Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru   Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru   Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru
    Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru     Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru
 

6 3 8

Банк эмитент
5 2 1

  Исполняющий банк
Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru 1

Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru 7

Рисунок 4 — Схема документооборота при расчётах аккредитивами

1 – покупатель представляет в банк-эмитент аккредитив;

2 – банк-эмитент открывает аккредитив и направляет его через исполняющий банк поставщику; 3 – исполняющий банк извещает поставщика об открытии аккредитива в его пользу; 4 – поставщик исполняет договорные обязательства по поставке продукции покупателю; 5 – поставщик оформляет и представляет в исполняющий банк комплект документов для получения платежа по аккредитиву; 6 – исполняющий банк зачисляет сумму на расчётный счёт поставщика; 7 – исполняющий банк направляет банку-эмитенту комплект полученных от поставщика документов. Банк-эмитент проверяет отгрузочные документы и считает договор по аккредитиву исполненным.

Преимущество аккредитивной формы расчётов состоит в гарантии платежа и возможности получить его в кратчайший срок после отгрузки товаров, недостаток её — отвлечение из оборота покупателя средств, т.к. он резервирует их для оплаты счетов поставщика до отгрузки товаров.

Расчёты чеками. Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю.

Участники отношений при чековой форме расчётов:

- чекодатель — лицо, выписавшее чек;

- чекодержатель — любое юридическое или физическое лицо, являющееся законным владельцем выписанного чека;

- плательщик — банк или иная кредитная организация, получившая лицензию на совершение банковских операций, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путём выставления чеков.

Форма чека, его реквизиты, порядок заполнения, документооборот определяются законодательством и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. В настоящее время расчёты чеками проводятся только при наличии между банками прямых корреспондентских отношений.

Чекодатель
Чекодержатель
3

Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru

Банк чекодержателя
Банк чекодателя

1 4

Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru 5

Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru 6

Рисунок 5 — Схема документооборота при расчёте чеками

1 – чекодатель подаёт заявление в банк о выдаче ему чека или чековой книжки и передаёт платёжное поручение на депонирование денежных средств для оплаты чеков (возможна оплата за счёт средств расчётного счёта); 2 – банк чекодателя заполняет обязательные для банка реквизиты чека (наименование чекодателя, номер счёта чекодателя, наименование банка) и передаёт его чекодателю; 3 – чекодатель за выполненный объём работ передаёт чек чекодержателю; 4 – чекодержатель отдаёт заполненный чек в свой банк; 5 – банк чекодержателя пересылает чек в банк чекодателя, который их оплачивает при наличии средств на счёте; 6 – банк чекодателя пересылает деньги в банк чекодержателя, который зачисляет их на расчётный счёт чекодержателя.

Различают чеки именные, предъявительские и ордерные.

Именной чек выписывается на определённое лицо и не подлежит передаче.

Чек на предъявителя передаётся от одного лица другому путём простого вручения.

Ордерный чек может передаваться посредством передаточной надписи (индоссамента). Индоссамент может быть именным, если в нём указано лицо, которому передаётся чек, и бланковым, если такое лицо не указано. Количество индоссаментов не ограничено.

Платёж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля, который проставляется на лицевой стороне чека с указанием, кем и на кого он дан. Аваль — это дополнительная гарантия того, что платёж будет осуществлён.

С точки зрения инкассации (получения денег) чеки подразделяются на денежные и расчётные.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например, на зарплату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупку сельхозпродуктов и т.д.

Расчётные чеки применяются для безналичных расчётов. При платежах за товары и оказанные услуги используются чеки, оплачиваемые за счёт средств, которые предварительно депонируются клиентом-чекодателем на отдельном банковском счёте. Для получения чековой книжки предприятие должно подать в обслуживающий его банк заявление по установленной форме, а также платёжное поручение на перечисление средств с его расчётного счета на отдельный счёт «Расчётные чеки». Клиент получает в банке чековую книжку с указанием суммы, депонированной банком, в пределах которой он может выписывать чеки. Чек подлежит оплате после предъявления его плательщику в течение 10 дней.

Расчёты по инкассо. Расчёты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчётов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющий банк).

Расчёты по инкассо осуществляются на основании платёжных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платёжные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств к счёту плательщика через банк, обслуживающий получателя средств.

Платёжное требование является расчётным документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк. Платёжные требования применяются при расчётах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru

Плательщик
Получатель средств
1 Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru

2 4

  Банк исполняющий
  Банк- эмитент
3

Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru

Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru

Рисунок 6 — Схема документооборота при расчётах платёжными требованиями,

оплачиваемыми с акцептом плательщиков

1 – поставщик отгружает продукцию покупателю; 2 – получатель средств представляет в банк платёжное требование; 3 – платёжное требование доставляется в исполняющий банк и помещается в картотеку по счёту «Расчётные документы, ожидающие акцепта для оплаты» до получения документа об акцепте от плательщика либо наступления срока платежа; 4 – оплата платёжного требования со счёта плательщика; 5 – перевод средств в банк-эмитент; 6 – сообщение получателю средств о зачислении средств на его банковский счёт.

Срок для акцепта платёжных требований определяется сторонами по основному договору. Срок для акцепта должен быть до пяти рабочих дней.

Платёжные требования помещаются исполняющим банком в картотеку расчётных документов, ожидающих акцепта для оплаты до получения акцепта от плательщика, отказа от акцепта (полного или частичного) либо истечения срока акцепта.

Плательщик в течение срока, установленного для акцепта, представляет в банк соответствующий документ об акцепте платёжного требования либо отказа полностью или частично от его акцепта по основаниям, предусмотренным в основном договоре.

Плательщик может предоставить исполняющему банку право оплачивать платёжные требования любых или указанных кредиторов (получателей средств), при неполучении от плательщика документа об акцепте или отказе от акцепта.

При неполучении в установленный срок заявления об акцепте платёжное требование после истечения срока акцепта возвращается в банк-эмитент с указанием «Не получено согласие на акцепт».

Расчёты платёжными требованиями без акцепта плательщика осуществляются в случаях:

а) предусмотренных законодательством;

б) предусмотренных сторонами по основному договору при условии предостав-ления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счёта плательщика без его распоряжения.

Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк: а) сведения о получателе средств, который имеет право выставлять платёжные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке; б) наименование товаров, работ и услуг, за которые будут производиться платежи; в) дату, номер и пункт основного договора, предусматривающий право безакцептного списания.

При отсутствии в платёжном требовании указания получателя средств «без акцепта» оно подлежит оплате плательщиком в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.

Инкассовое поручение является расчётным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются: 1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; 2) для взыскания по исполнительным документам; 3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика права на списание денежных средств со счёта плательщика без его распоряжения.

В инкассовом поручении должна быть сделана ссылка на соответствующий случай его применения. Срок исполнения инкассового поручения — три дня. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счёте должника для удовлетворения требований взыскателя банк помещает инкассовое поручение в картотеку по счёту «Расчётные документы, не оплаченные в срок». Инкассовые поручения исполняются по мере поступления средств в очерёдности, установленной законодательством.

Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru

Плательщик
Получатель средств

1 3

  Банк исполняющий
  Банк- эмитент
2

Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru

Внешняя мера труда. Внутренняя мера труда — рабочее время 5 страница - student2.ru

Рисунок 7 — Схема документооборота при расчётах инкассовыми поручениями

1 – взыскатель представляет в банк инкассовое поручение; 2 – инкассовое поручение доставляется в исполняющий банк; 3 – оплата инкассового поручения со счета плательщика; 4 – перевод средств в банк-эмитент; 5 – зачисление средств на банковский счёт взыскателя.

Осуществление безналичных расчётов физическими лицами в валюте Российской Федерации регулируется Положением Банка России от 01.04.2003 г. № 222–П «О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в Российской Федерации».

Под физическими лицами согласно Положения понимаются граждане, безналичные расчёты которых не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Безналичные расчёты осуществляются физическими лицами через кредитные организации (банки):

- по текущему счёту;

- по переводу денежных средств без открытия банковского счёта;

- по счетам, открываемым на основании договора банковского вклада.

Текущий счёт — это банковский счёт, открываемый физическому лицу в банке на основании договора банковского счёта, предусматривающего совершение расчётных операций, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При осуществлении безналичных расчётов по текущим счетам могут применяться следующие формы безналичных расчётов: расчёты платёжными поручениями, расчёты по аккредитиву, расчёты чеками, расчёты по инкассо. Источниками платежа по расчётным документам могут выступать как собственные средства физического лица, так и средства банка (если это предусмотрено договором).

Без открытия банковского счёта осуществляются операции по переводу принятых от физических лиц денежных средств, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности в пользу юридических и физических лиц. Банки осуществляют операции по переводу денежных средств по поручению физического лица.

Осуществление операций физическими лицами по счетам, открываемым на основании договора банковского вклада, производится с использованием поручений. Режим вклада в этом случае должен предусматривать возможность совершения приходно-расходных операций безналичным порядком.

6.3. Организация межбанковских расчётов

Основой безналичных расчётов являются межбанковские расчёты. Система безналичных межбанковских расчётов регулируется Центральным банком РФ, правовой режим её функционирования регламентируется Положением ЦБ РФ о безналичных расчётах в Российской Федерации, от 03.10.2002 г. №2-П. Ч. II, III.

Расчётные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием: 1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России; 2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях; 3) счетов участников расчётов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчётные операции; 4) счетов межфилиальных расчётов, открытых внутри одной кредитной организации.

Основной объём расчётных операций кредитных организаций осуществляется по их корреспондентским счетам, открытым в Банке России. Для их проведения Банком России в 1992 г. была создана широкая сеть расчётно-кассовых центров (РКЦ). Для осуществления расчётов каждая кредитная организация открывает в РКЦ по месту своего нахождения один корреспондентский счёт. Расчётные отношения между кредитными организациями и Банком России регулируются договором корреспондентского счёта. Договор счёта определяет порядок расчётного обслуживания, права и обязанности кредитной организации и Банка России; способ обмена расчётными документами; порядок оплаты за оказываемые Банком России расчётные услуги; ответственность сторон за исполнение обязательств по договору.

Для открытия корреспондентского счёта кредитная организация представляет в РКЦ: заявление на открытие счёта; копию лицензии на осуществление банковских операций; копии учредительных документов; копию выписки о перечислении средств с временного накопительного счёта на основной корреспондентский счёт; кандидатуры руководителя и главного бухгалтера; свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе; справку о постановке на учёт в Фонде обязательного медицинского страхования; извещение страхователя Фонда социального страхования; карточку с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера и уполномоченных должностных лиц; письмо о постановке на учёт в Едином государственном регистраторе предприятий и организаций.

Операции по корреспондентским счетам осуществляются на основании расчётных документов на бумажных носителях или в электронном виде.

Кредитная организация представляет в РКЦ сводное платёжное поручение, которое является письменным распоряжением кредитной организации-плательщика о списании с корсчёта суммы денежных средств. Сводное платёжное поручение представляется отдельно по каждому виду платежа и по каждой группе очерёдности.

Приём расчётных документов Банком России осуществляется независимо от остатка средств на счёте кредитной организации. При достаточности денежных средств на корреспондентском счёте для удовлетворения всех предъявленных требований списание средств осуществляется в порядке поступления распоряжений владельца счёта. При недостаточности денежных средств операции по списанию средств осуществляются в соответствии с очерёдностью, установленной законодательством. Расчётные документы помещаются в картотеку неоплаченных расчётных документов к корреспондентскому счёту.

Подтверждение совершения операции (списание или зачисление средств на корсчёт) осуществляется выпиской из корреспондентского счёта, выданной РКЦ. При получении выписки из корреспондентского счёта кредитная организация зачисляет денежные средства клиенту.

Платёж, осуществляемый кредитной организацией через РКЦ, считается: а) безотзывным — после списания средств с корсчёта; б) окончательным — после зачисления средств на счёт получателя.

Основанием для закрытия корсчёта в РКЦ является расторжение договора счёта.

Сущность порядка организации межбанковских расчётов проявляется в принципах его организации:

- платежи по корреспондентским счетам кредитных организаций осуществляются при наличии и в пределах денежных средств по ним;

- операции по корреспондентским счетам совершаются только на основании предоставляемых банками сводных платёжных поручений и прилагаемой к ним описи расчётных документов;

- в процессе осуществления расчётных операций должны обеспечиваться синхронность и тесная взаимоувязка в проведении соответствующих сумм по балансам банков и обслуживающих их расчётных центров;

- средства зачисляются банками на счета клиентов при условии проведения соответствующих операций по их корреспондентским счетам в расчётных центрах;

- расчёты между банками считаются завершёнными только при условии отражения их сумм по корреспондентским счетам;

- контроль за правильностью совершения расчётов между хозорганами осуществляют банки;

- контроль за правильностью и полнотой завершения расчётов между банками осуществляют расчётные центры центрального банка.

Для осуществления платежей и расчётно-кассового обслуживания клиентов банки по поручению друг друга устанавливают между собой отношения, получившие название корреспондентских, а их участники банков-корреспондентов.

Корреспондентские межбанковские операции — это всевозможные формы сотрудничества между двумя банками, которое основывается на корректном, честном выполнении взаимных поручений. Иными словами, предметом корреспондентского дела является отношение между двумя банками, связанными между собой деловыми отношениями.

Необходимость установления корреспондентских отношений прежде всего связана с предоставлением услуг клиентам банков. В мировой практике операция, основывающаяся на обслуживании клиентов, получила название «базисной» операции. Базисная операция представляет собой осуществление платежей по корреспондент-скому счёту банка-респондента, ведущегося в банке-корреспонденте. Другой причиной установление между банками корреспондентских отношений является проведение собственных операций банков (межбанковские операции). Формами межбанковских операций являются: 1) операции по купле-продаже иностранной валюты; 2) краткосрочные кредитные операции; 3) образование вкладов; 4) хранение ценных бумаг; 5) клиринговые расчёты.

Взаимоотношения между кредитными организациями при осуществлении расчётных операций по корреспондентским счетам оформляются соответствующим соглашением — договором корреспондентского счёта, заключённого между сторонами.

В нём предусматриваются: 1) порядок установления одной календарной даты перечисления платежа при проведении расчётных операций; 2) правила обмена документами (на бумажных носителях, в виде электронного документа); 3) обязательства банка-исполнителя направлять банку-отправителю подтверждение о совершении расчётной операции для её отражения по корреспондентскому счёту в банке-респонденте одной датой; 4) обязательства банка-респондента по пополнению корреспондентского счёта для оплаты расчётных документов; 5) кредитование счёта банком-корреспондентом; 6) условия расторжения договора.

Для осуществления межбанковских корреспондентских отношений используются счета «ЛОРО» и «НОСТРО». Счёт «ЛОРО» — это счёт банка-респондента в банке-корреспонденте. Счёт «НОСТРО» — это счёт банка-корреспондента в банке-респонденте.

Операции по списанию денежных средств с корреспондентского счёта «ЛОРО» осуществляются банком-корреспондентом по платёжному поручению банка-респондента.

Основанием для осуществления расчётных операций по корсчёту в банке-отправителе являются расчётные документы клиента по собственным операциям банка-респондента и составленное на их основе платёжное поручение, а в банке-исполнителе — экземпляр платёжного поручения банка отправителя и приложенные к нему расчётные документы клиентов, и по собственным операциям банка-отправителя.

Закрытие корреспондентского счёта производится при расторжении договора.

Другим способом осуществление межбанковских расчётов является осуществление платежей путём взаимозачёта платёжных обязательств и требований банка через клиринговое учреждение.

Клиринговое учреждение — небанковская кредитная организация, осуществляющая на основании специальной лицензии Банка России: а) обмен платёжными документами между банками-участниками; б) расчёт чистых позиций банков-участников1. Главной отличительной особенностью клиринговых центров (расчётных палат) перед обычными банками является наличие специальной лицензии Банка России, которая не даёт им права производить кредитные операции, что позволяет обеспечивать надёжность проведения платежей через небанковские кредитные организации. Клиринговое учреждение свободно от основных банковских рисков и несёт ответственность:

Наши рекомендации