Раздел 4. руководство практикой и методы
КОНТРОЛЯ
Организация и учебно-методическое руководство производственной практикой студентов со стороны колледжа АБД осуществляется выпускающей кафедрой, которая назначает руководителей , владеющих навыками организации бухгалтерского учёта на предприятиях и организациях и др. хозяйствующих субъектах.
В местах ведения производственной практики за качеством его проведения ответственность возлагается на первых руководителей и главного бухгалтера (финансового директора). Кроме того, в каждом отделе бухгалтерии необходимо выделить руководителя на отдельные рабочие места.
Руководитель производственной практики, преподаватель колледжа АБД обязан:
1) вместе со студентом разработать календарный график работы по каждому предприятию отдельно;
2) проводить консультации по разделам учёта на рабочем месте бухгалтера по сбору и подготовке материалов для написания отчётов, курсовых работ, а также по ведению дневника в соответствии с календарным графиком прохождения производственной практики;
3) в соответствии с программой производственной практики принять участие в создании максимально-благоприятных условий для практической работы практикантов;
4) постоянно быть в курсе об уровне прохождения практики студентам, проверять и уточнять имеются ли в наличие рабочие места практиканта в бухгалтерии и по её отделам;
5) проверять соответствие собранного материала о программе производственной практики, контролировать выполнение календарных графиков;
Руководитель производственной практики от предприятия тщательно ознакомиться с программой производственной практики, обеспечивает каждого практиканта рабочим местом в бухгалтерии и по отделам. Руководители по рабочим местам в должны постоянно консультировать и осуществлять квалифицированное руководство, требуя от практиканта своевременного доброкачественного выполнения порученных работ.
Главный бухгалтер предприятия должен дать возможность практиканту участвовать в составлении внутренней бухгалтерской отчётности, в заполнении регистров бухгалтерского учёта и баланса за отчётный период в соответствии с программой производственной практики.
По окончании производственной практики главный бухгалтер даёт практиканту письменную характеристику о практической работе по бухгалтерскому учёту и об умении применять теоретические знания в этой области по экономике в целом в решении хозяйственных вопросов. Эту характеристику заверяют печатью предприятия.
Что касается студента, то он обязан, явиться на место производственной практики точно в установленные сроки. При этом он должен строго соблюдать действующие на предприятие правила внутреннего распорядка организации труда и требования трудового законодательства, принимать участие в производственных совещаниях, участвовать в общественной жизни коллектива предприятия. Кроме того, своевременно заполнять дневник в соответствии с программой и графиком производственной практики, а также изучить инструктивные и нормативные материалы.
РАЗДЕЛ 5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
ПО ПРЕДМЕТУ « БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
Общая часть.
Знакомство с основной деятельностью предприятия.
Практикант свою работу начинает с изучения основной производственной деятельности предприятия, его производственной структуры, технологии производства и его организации. Общий руководитель в лице главного бухгалтера (финансового директора) от предприятия знакомит практиканта со структурой и организует экскурсию по отделам, по производственным подразделениям. Практикант знакомится и изучает устав и учредительные договора и другие документы, характеризующие основную деятельность данного хозяйствующего субъекта.
Практикант очень внимательно изучает организацию участка- аналитических служб и их функций, зависящих от объёма производства, последовательности технологических процессов и организации производства. Студент внимательно изучает применяемые методы организации учётной работы.
Практикант во всех структурных подразделениях бухгалтерии и финансово-экономических служб, изучает схему ведения учётной работы, схему оформления первичных и сводных документов с использованием компьютеров и других технических средств.
Сбор материалов производится по данному хозяйствующему субъекту для полного отражения его хозяйственной деятельности в отчёте о прохождении производственной практики, применении их при написании отчета по практике.
Сбор материалов производится за отчётный период и за предыдущие года.
2.Учёт собственного капитала.
По данной теме практикант должен использовать учредительные документы для:
а) изучения порядка формирования и изменения уставного капитала;
б) изучения порядка учёта движения капитала;
в) изучения порядка формирования и использования резервного капитала;
Для сбора и изучения материалов необходимо рассмотреть:
1) законодательные и нормативные акты по формированию и динамике роста (снижения) уставного капитала за последние три года;
2) порядок учёта движения капитала (учёт неоплаченного капитала, изъятого капитала, дополнительно оплаченного капитала)
3) порядок формирования и использования резервного капитала, установленного законодательством Республики Казахстан, прочего резервного капитала;
Для изучения порядка учёта формирования конечного результата деятельности субъекта необходимо:
1) обосновать отражение в учёте суммы полученного дохода от основной деятельности
на счете «6010»
2) определить фактическую себестоимость реализованной готовой продукции по счету «7010»
3) изучить карточку счета 5610 дебетовые и кредитовые обороты по данному счёту и определить конечный результат – чистый доход.
4) выявить резервы роста и увеличения чистого дохода
3. Учёт вне оборотных активов: основных средств, нематериальных активов и инвестиции.
При прохождении производственной практики по данной теме студент досконально изучает состав и структуру основных средств, их оценку и классификацию, методы оценки основных средств в различных отраслях производства, расчётов эффективности использования и степень участия в производственном процессе, а также собирает сведения о нематериальных активах.
Студент должен ознакомиться с документами первичного учёта по поступлению и выбытию основных средств. При этом следует:
1) составить расчёт износа (амортизации) основных средств и нематериальных активов методами, рекомендуемыми МСФО 16 «Учёт основных средств»
2) проанализировать состав, динамику движения и использования основных средств, объектов нематериальных активов;
3) изучить порядок составления и обработки первичных документов по движению основных средств и нематериальных активов
4) изучить порядок учёта и расчёта затрат по капитальному и текущему ремонту основных средств;
5) изучить порядок накапливания и систематизации данных первичных документов по движению собственных и долгосрочно арендуемых основных средств, а также объектов нематериальных активов в регистрах и документах.
При составлении текста в разделе отчёта об основных средствах и объектах нематериальных активов необходимо использовать вышеперечисленные расчёты, материалы и данные анализа по предприятию.
В приложениях или в тексте отчёта используются следующие заполненные документы и учётные регистры:
1) акт приёмки-передачи основных средств ОС-1;
2) акт приёмки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизованных объектов ОС-2
3) акт на списание основных средств ОС-3
4) акт на списание автотранспортных средств ОС-4
5) инвентарная карточка учёта основных средств ОС-5
6) опись инвентарных карточек по учёту основных средств ОС –6
7) карточка учёта движения основных средств ОС-7
8) карточка учёта арендованных (долгосрочно арендованных) основных средств ОС-8
9) инвентарный список основных средств (по месту прохождения, эксплуатации) ОС-9
10) акт приёмки-передачи нематериальных активов НМА-1
11) карточка учёта нематериальных активов НМА-2
12) разработочная таблица расчёта сумм переоценки основных средств, подлежащих отнесению на нераспределённый доход методами, рекомендованными МСФО №16 «Учёт основных средств».
При изучении инвестиционной деятельности необходимо изучить:
1)формы участия в подготовке и реализации инвестиционных проектов
2)особенности учёта инвестиции в дочерние, зависимые и совместно - контролируемые организации
3) особенности учёта и оценки акции, облигаций и других видов ценных бумаг и финансовых инвестиций
4)методы учёта инвестиций, применяемые на предприятии;
5)порядок определения текущей стоимости краткосрочных инвестиций;
6)документы по учёту и формированию результатов от операции с финансовыми инвестициями;
7)порядок раскрытия инвестиции в отчётности согласно МСФО «Учёт финансовых инвестиции».
4. Учёт товарно-материальных запасов.
Студент изучает работу группы материального учёта в бухгалтерии, материально- ответственных лиц в местах хранения, методы и порядок сверки бухгалтерского и складского учёта.
Студент самостоятельно рассчитывает отклонения фактической себестоимости и ТЗР, израсходованных ТМЗ, остатков на конец месяца от их стоимости по учётным ценам. Выделяет и анализирует методы оценки запасов применяемых на предприятии. Заполняет документы по движению материальных запасов. Анализирует состояние учёта расчётов с поставщиками в части поступления материальных ценностей, их оплаты и остатков задолженности . Изучает порядок проведения инвентаризации ТМЗ и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерских документах. Изучает порядок проведения и учёт результатов переоценки. Изучает полноту информации по учёту ТМЗ, раскрываемой в финансовой отчётности.
В отчете по этой теме показываются вышеперечисленные расчёты, данные изученного материала. Используются в тексте или в приложениях следующие заполненные первичные документы и учётные регистры:
1) доверенность формы ТМЗ-1, ТМЗ-1а
2) приходный ордер ТМЗ-3
3) акт о приёмки товарно-материальных запасов; ТМЗ-4
4) акт о недостачах и потерях материальных ценностей в процессе заготовления, хранения и в производстве; ТМЗ-4а
5) акт о порче , бое, ломе товарно-материальных запасов; ТМЗ-4б
6) карточка учёта товарно-материальных запасов; ТМЗ-5
7) реестр приемки –сдачи документов; ТМЗ-6
8) ведомость учёта остатков товарно-материальных запасов; ТМЗ-7
5. Учёт денежных средств.
На основании обработанных студентами первичных документов по учёту движения денег на текущих счетах в национальной и иностранных валютах, в кассе необходимо заполнить документы по аналитическому учёту и разнести по счетам.
В отчёте о практике по этой теме после изложения теоретических положении по учёту операции на денежных счетах в тексте или приложениях необходимо показать следующие заполненные первичные документы и учётные регистры:
1)приходный кассовый ордер КО-1
2)расходный кассовый ордер КО-2
3)лист кассовой книги с приложенными кассовыми документами КО-4
4)объявление на взнос наличными
5)платёжное поручение
6)выписки с текущего счета с приложенными банковскими документами клиента
7)приходный валютный ордер
8)расходный валютный ордер
9) поручение на перевод денежных средств в иностранной валюте
10) карточка счета 1010
11) карточка счета 1030
Необходимо провести выборочную проверку правильности ведения кассовых операций и операций на текущем счете .Следует проверить правильность расчётов с поставщиками и подрядчиками, подотчётными лицами, по авансам полученным, по претензиям.
6. Учёт дебиторской задолженности предприятия.
По этой теме студенту необходимо изучить
1) порядок учета и расчетов покупателями и заказчиками
2)порядок учета расчетов с подотчетными лицами.
3)порядок учета дебиторской задолженности по начисленным процентам.
4 порядок образования резерва по сомнительным долгам (если таковой создается на предприятие)
Наряду с вышеизложенным студенту следует проанализировать дебиторскую задолженность по срокам возникновения рассчитать её оборачиваемость, а также срок погашения и вместе с тем определить долю сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности.
7. Учёт труда и его оплаты.
Данная тема требует от студента:
1) изучения порядка организации учёта и использования рабочего времени;
2) изучения документов по организации и учёту выработки, документального оформления расчётов за неотработанное время.
3) изучения первичных документов по начислению заработной платы и группировке данных по каждому работнику в расчётной и в платежной ведомости;
4) составления сводки о начисленной зарплате и сводки данных по расчётам с рабочими и служащими, разработочной таблицы «Распределение заработной платы по направлениям затрат»;
В отчёте по данной теме после изложения теоретических положений по организации учета труда и его оплаты следует отразить изученный материал, расчёты, данные составленных сводок по предприятию, а также приложить заполненные следующие первичные бухгалтерские документы и учётные регистры:
1) личная карточка Т-3
2) табель учёта использования рабочего времени Т-12, Т-12а;
3) расчётно-платежная ведомость Т-49
4) расчётная ведомость Т-1
5) платежная ведомость Т-2
6) лицевой счёт Т-54
7) рапорт о выработке бригады Т-17, Т-17а
8) ведомость учёта выработки Т-29
9) маршрутный лист Т-23, Т-23а
10) наряд на сдельную работу Т-41, Т-41а
11) разработочная таблица «Распределение заработной платы по направлениям затрат»
12) реестр депонированной зарплаты
При проверке расчётов с персоналом по оплате труда следует обратить внимание на:
1) соблюдение нормативно- правовых актов по организации труда и его оплаты
2) правильность ведения бухгалтерского учёта по оплате труда
3) достоверность и правильность заполнения первичных документов по движению личного состава, учёту рабочего времени, выработке и начислению заработной платы
4) правильность начисления заработной платы и удержаний
5) обоснованность и правильность начисления премий и различных доплат, в том числе за отклонения от нормальных условий труда, за сверхурочные работы, за работу в тяжёлых и вредных условиях и т.д.