Рекомендации по обеспечению финансовой устойчивости предприятия
Материально-производственные запасы (далее сокращенно – МПЗ), используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, обычно оцениваются по себестоимости каждой единицы таких запасов.
Так как материально-производственные запасы, учитываемые в ООО «НХСА» не относятся к таким запасам, то, на мой взгляд, наиболее рациональным при списании их в производство было бы применять метод ФИФО как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, одновременно в качестве единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов приняв однородную группу приходуемых МПЗ (по наименованиям МПЗ).
Указанный способ оценки основан на допущении, что в расход направляются ресурсы в последовательности их приобретения (поступления): в первую очередь списываются остатки на начало текущего месяца, затем первая партия поступления, затем вторая и т.д.
При применении способа ФИФО остатки оборудования, материалов и товаров на конец месяца оцениваются по фактической себестоимости первых по времени партий приобретения.
Проанализируем списание материалов двумя методами – по себестоимости каждой единицы и методом ФИФО – на основании данных бухгалтерского учета ООО «НХСА» за 2011 год по группе материалов «Сырье и материалы». В 2010 году ООО «НХСА» было произведено списание по группе «Сырье и материалы» по себестоимости каждой единицы на сумму 1 379 986,49 рублей.
Если бы организация списывала материалы методом ФИФО, то себестоимость увеличилась бы с 1 379 986,49 рублей до 1 403 099,34 рублей по группе «Сырье и материалы».
Тогда показатели, приведенные в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2011 год также претерпели бы изменения. Это можно проследить по данным таблицы 3.1.
Таблица 3.1 Расчет экономической эффективности от изменения способа списания материалов
Показатель | Данные за 2011 год по Форме № 2 | Рассчитанные данные | Изменение (+;-) |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, руб. | - | ||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, руб. | 50 904 951 | 23 113 | |
Валовая прибыль, руб. | 1 538 401 | -23 113 | |
Прибыль от продаж, руб. | 1 538 401 | -23 113 | |
Прибыль до налогообложения, руб. | 637 796 | -23 113 | |
Текущий налог на прибыль, руб. | 306 756 | -5 547 | |
Чистая прибыль отчетного года, руб. | 331 040 | -17 566 |
На основании произведенных расчетов мы видим, что увеличение себестоимости ООО «НХСА» в результате изменения способа списания материалов (в частности по группе «Сырье и материалы») в 2011 году привело бы к снижению налогооблагаемой прибыли на 23 113 рублей, налога на прибыль на 5 547 рублей, а также чистой прибыли отчетного года на 17 566 рублей.
Кроме того, приказу по учетной политике ООО «НХСА» не приложен график документооборота первичной документации по учету затрат на производство.
Понятие документооборота предусматривает составление графика прохождения документов, контроль за правильным оформлением документов и соответствующим отражением операций на счетах бухгалтерского учета.
После составления графика до каждого лица, участвующего в документообороте, официально доводятся правила оформления первичных документов и сроки их представления в бухгалтерию.
Приказом устанавливается ответственность за несвоевременное представление документов в бухгалтерию. Главный бухгалтер своим распоряжением по бухгалтерии обязывает принимать только те документы, которые оформлены в установленном порядке [28].
В связи с этим хотелось бы предложить для применения в данной организации график документооборота, представленный в приложении 3.
Основная задача разработки и внедрения графика документооборота – контроль за правильностью оформления первичной документации с целью недопущения неправильного и/или несвоевременного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, а также повышение ответственности и трудовой дисциплины работников организации.
Заключение
Данная курсовая работа посвящена теме совершенствования учетной политики организации. Эта тема представляется чрезвычайно актуальной, так как, начиная с 2002 года, бухгалтеру пришлось вести две системы учета – бухгалтерскую и налоговую. И здесь перед организациями стоит проблема взаимодействия этих двух систем [29, с.11].
Первый вариант взаимодействия возникает при параллельном ведении обоих видов учета. Общими для обоих видов учета будут лишь первичные документы организации, а взаимодействие двух систем учета сведется к минимуму: данные бухгалтерского учета становятся вообще ненужными для налогового учета, а бухгалтерский учет использует из налогового учета только данные о начисленном налоге на прибыль. При этом на предприятии в структуре финансово-бухгалтерской службы может быть создано специальное подразделение, осуществляющее ведение налогового учета, либо за этот участок работы будут отвечать специалисты бухгалтерской службы. Как мне кажется, приведенный вариант взаимодействия двух систем учета в целом нерационален уже потому, что в любом случае реализация на практике такого варианта неизбежно приведет к росту накладных расходов предприятия.
При втором варианте взаимодействия предприятию следует пойти по пути максимального сближения двух систем учета. В этом случае будет необходима такая методологическая и организационная основа, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими временными и финансовыми затратами вести оба вида учета. Инструментом такого сближения должна стать учетная политика организации, состоящая из двух взаимоувязанных частей - бухгалтерской и налоговой учетной политики. Но, кроме методологической основы, существует также ряд организационных вопросов, без решения которых, на мой взгляд, не удастся обеспечить сближение двух систем учета. К ним относятся и организация рационального документооборота в структуре финансово-бухгалтерской службы, и автоматизация учетных работ, и разумное использование трудовых ресурсов. Но одним из главных организационных вопросов, по моему мнению, является вопрос выбора регистров бухгалтерского и налогового учета.
Кроме того, если тот или иной вопрос решается в законодательстве однозначно, он не требует отражения в учетной политике организации. Вместе с тем возможна ситуация, когда по конкретному вопросу в нормативных документах вовсе не установлены способы ведения бухгалтерского учета. В этом случае при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, исходя из имеющихся Положений по бухгалтерскому учету.
В данной работе решены следующие задачи: изучены теоретические основы формирования учетной политики организации; проанализирована учетная политика организации для целей бухгалтерского и налогового учета; разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета.
Список литературы
1. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 304 с.
2. Белов С.А. «ПБУ 18/02: за и против» // Двойная запись. – 2010. - №6 – С. 6 -9.
3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб.пособие / Под ред. проф. В.Д. Новодворского. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 464 с.
4. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 476 с.
5. Волков Н.Г. Учет финансовых результатов // Бухгалтерский вестник. – 2009. - № 2. – С. 5 – 8.
6. Габец Н.А. Оформление учетной политики // РАДА. – 2008. - № 12. – С. 4-8.
7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 303 с.
8. Лебедева Е.А. Смена учетной политики // РАДА. – 2010. - № 2. – С. 12-16.
9. Анищенко А.В. Как сформировать учетную политику для целей налогообложения // Российский налоговый курьер.-2010 - № 5. С.9-13.
10. Анищенко А.В. Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета // Российский налоговый курьер.-2009- № 4. С.6-11.
11. Дарбена Е.М. Внутрифирменные стандарты аудита и оценка учетной политики организации // Аудиторские ведомости. – 2008.- №8 С. 5-9.
12. Зеленкова Л.И. Выгодная учетная политика на 2011 г. // Нормативные акты для бухгалтера.-2011 - № 24. С. 8-12.
13. Костылева Ю.Ю. Оформление документа об учетной политики организации //Аудиторские ведомости – 2011- № 1.
14. Лукавицкая А.А. Учетная политика организации на 2009г. // Финансовая газета - 2009 - № 3