Понятие финансовых ресурсов и источники их формирования
Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, финансовых активов, которыми располагают хозяйствующие субъекты; это «денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, отдельных субъектов хозяйствования и населения, образующиеся в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и предназначенные для нужд расширенного воспроизводства удовлетворения общегосударственных потребностей [5, с. 39-40; 11, с. 13]. ВВП является основным источником формирования финансовых ресурсов.
ВВП в денежном выражении представляет собой совокупность потребленных в процессе производства сырья, материалов, топлива, энергии, износа основных фондов (амортизация), стоимость необходимого продукта (заработная плата) и стоимость прибавочного продукта (прибыль, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги, неналоговые доходы) [11, c. 18].
Соотношение валового внутреннего продукта, финансовых ресурсов и национального дохода можно выразить формулой [11, с.18]:
ВВП > ФР > НД, (1.1)
где ВВП – валовой внутренний продукт;
ФР – собственные финансовые ресурсы;
НД – национальный доход.
Национальный доход – исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством) [12, с. 242].
Кроме ВВП важным источником финансовых ресурсов являются финансовые резервы: для государства это золотовалютные резервы, экологическая квота, имущество государственных организаций, интеллектуальный капитал, природные ресурсы, включая ископаемые, воду, леса, территорию и т.д.; для организаций это неиспользуемая часть необоротных средств; резервный фонд и т.д.
Основные методы мобилизации финансовых ресурсов государством: налоги, кредит, страхование. Среди этих методов основным являются налоги – обязательные платежи в бюджет или во внебюджетные фонды, взимаемые в различных формах с юридических и физических лиц государственными органами управления. По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные, а в зависимости от структуры государственной власти – на местные (муниципальные), налоги штатов (провинций, земель, краев и т.д.) и общегосударственные (федеральные). Важным является деление налогов на прямые и косвенные. Налог прямой – налог с доходов или имущества, возрастающий в процентном отношении по мере возрастания суммы облагаемого объекта. Налог косвенный – налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу (не связан с доходом или имуществом налогоплательщика).
Финансовые ресурсы предприятий – это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующих субъектов и предназначенные для обеспечения их хозяйственной деятельности и выполнения обязательств перед финансово-кредитной системой [3, c. 14].
Основной источник финансовых ресурсов предприятия – чистый доход (часть совокупного общественного продукта) в составе валового внутреннего продукта. Чистый доход предприятия – прибыль за вычетом налогов, полученная предприятием за определенный период [12, с. 451]. В качестве финансовых ресурсов могут быть также использованы амортизация и фонд заработной платы вследствие разрыва сроков их начисления и платежа (от начисления амортизации до покупки средств труда, от начисления зарплаты – до ее выплаты). Амортизация является вторым по значимости (целевым) источником финансовых ресурсов.
По своему происхождению финансовые ресурсы предприятия делятся на собственные, заемные, привлеченные, бюджетные.
Структура финансовых ресурсов предприятия и их источников представлена ниже:
- Собственные финансовые ресурсы (выручка предприятия, прибыль предприятия, амортизационные отчисления, иные собственные источники);
- Заемные финансовые ресурсы (банковские кредиты, товарный кредит, лизинг, факторинг);
- Привлеченные финансовые ресурсы (выручка от реализации акций, долевой взнос, пай, иные источники привлечения);
- Бюджетные финансовые ресурсы (бюджетные ассигнования, бюджетные ссуды, бюджетные субсидии, иные бюджетные средства).
В составе собственных финансовых ресурсов предприятия выделяют выручку, прибыль и амортизационные отчисления. Они обеспечивают финансирование текущей деятельности предприятия, нужд расширенного воспроизводства, являются источником уплаты многочисленных налогов, сборов и обязательных отчислений в бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды государства.
В составе заемных финансовых ресурсов предприятия необходимо назвать в первую очередь денежные банковские кредиты, товарный кредит одного предприятия другому, лизинг, факторинг, и др. Данная группа финансовых ресурсов призвана возместить недостаток собственных средств предприятия, сохранив этим непрерывность процесса производства и обеспечив его текущую и инвестиционную деятельность.
В составе привлеченных финансовых ресурсов предприятия следует назвать денежные средства других предприятий, вовлекаемыхв оборот денежных средств данного предприятия на долевой или акционерной основе. Привлеченные средства используются современными предприятиями для организации финансирования отдельныхинвестиционных проектов, для расширения уже имеющегося уставного фонда. Велика их роль в становлении новых форм хозяйствования.
В составе бюджетных финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение предприятия, выделяют бюджетные ассигнования, бюджетные субсидии, бюджетные ссуды. Бюджетные средства могут вовлекаться в кругооборот денежных средств предприятия как источники финансирования специальных государственных проектов, программ, заказов, выполнение которых доверено правительством предприятию, а также в виде государственной финансовой помощи.
Формой проявления финансовых ресурсов являются фонды денежных средств, которые подразделяются на централизованные и децентрализованные.
Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов денежные фонды направляются на расширенное воспроизводство сферы материального производства (новые капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технического прогресса).
Централизованные финансовые ресурсы выступают основой
финансового обеспечения потребностей, отражающих макроэкономический уровень социально-экономического развития государства.