Основы мун.молодежной политики
Мун. молодежная политика — сов-ть целей и мер по их реализации, принимаемых ОМС в целях создания и обеспечения условий и гарантий д/ самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Молодежная политика разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет, общая численность которых в России превышает 30 млн чел. Основные цели государственной молодежной политики:» соц. становление, культурное, духовное и физич.развитие молодежи;» реализация выдвигаемых молодежью общественно полезных инициатив, программ и проектов;« наи> полное участие молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни;» Д/ достижения поставленных целей необходимо взаимодействие ОГВ РФ, ОВ субъктов РФ и ОМС.
Полномочия в области молодежной политики: 1.Федеральные ОГВ (Определение приоритетов в области молодежной политики, разработка и реализация фед-х целевых программ, стимулирования созданий различных молодежных организаций);2.ОГВ субъектов РФ (Деловое финансирование межрегиональных целевых программ и мероприятий, ведение реестров молодежных и детских общественных объединений, координация деятельности, а также финансовая, методическая и организационная помощь,);3.Участие органов МСУ в реализации молодежной политике РФ (создание условий д/ деятельности молодежных организаций в МО, разработка местных целевых программ, организация временной труд. занятости молодежи.
Механизмы реализации муниципальной молодежной политики.Молодежная политика на мун-м уровне, тесно связанная с гос.политикой, тем не < представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации: учет самых острых проблем молодежи конкретного МО в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. На мун-ном уровне д.б. сформирована целостная система соц.поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая создает возможности регулирования процессов молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей, способствует развитию молодежного и дет.-юн. движения.
Реализация молодежной политики на мун-м уровне имеет проблемы: 1. Сохраняются ведомственная разобщенность и недостаточная координация в управлении молодежной политикой. 2.Объекты соц. инфраструктуры д/ молодежи находятся в разноведомственной подчиненности, что не способствует координации действий. 3.Объем финансирования мероприятий в сфере молодежной политики не позволяет решать даже самые острые ?ы. Д/ реализации молодежной политики в МО создаются структурные подразделения по делам молодежи. Их задачи:проведение един. молодежной политики в МО;создание соц-но-эконом-х и правовых условий и гарантий д/ самореализации и становления молодого человека; привлечение молодежи к решению соц-х, эконом-х и общест-х задач на местном уровне;духовное, патриотическое и интеллектуальное развитие молодежи;поддержка и реализация научно значимых инициатив в области соц.защиты молодежи и развития досуговой сферы;
В целях решения перечисленных задач мун. органы по ?ам работы с молодежью осуществляют следующие f:1.Фин.поддержка общ.полезной деят-ти молодежи; 2.Содействие эк-кой самостоятельности молодых граждан и реализации их прав на труд; 3.Разработка и реализация молодежных целевых программ на территории МО; 4.Обеспечение соц.обслуживания д/ молодежи
81 Муниципальная экономика и модели муниципального хозяйства
Муниципальная экономика - это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.
Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и процессами на территории - важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению.
Потребности муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем, что объекты муниципальной собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). Так, муниципальное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет собой бюджетонаполняющий объект. Бюджетопоглощающими являются большинство объектов социальной сферы. Например, плата в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается из средств местного бюджета. Муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджетонаполняющим, и бюджетопоглощающим. Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объемом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и финансовых средствах. С этих позиций в зарубежной практике выделяется три модели муниципального хозяйства и источников его финансирования.
1. Коммунальная. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов. Орган местного самоуправления осуществляет только накопление финансовых ресурсов на общественные нужды и их расходование через систему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества. Модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем.
2. Коммунально-рентная отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости) и оказания отдельных бюджетных услуг (в основном социальных) на базе объектов муниципальной собственности. собственность на землю.
3. Муниципально-рентная характеризуется тем, что основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут не сами жители, а органы местного самоуправления. Для этого их источниками доходов должны быть не только налоги и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, и, следовательно, они должны стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.