Порядок проведения и оформления инвентаризации. Выявление результатов инвентаризации и их отражение в учете.
Порядок инвентаризации определяется организацией в ее учетной политике.
Количество инвентаризаций в году, а также конкретные даты их проведения устанавливаются в календарном плане инвентаризационной работы, который ежегодно составляет главный бухгалтер и утверждает руководитель организации при создании инвентаризационных комиссий. Эти сведения не подлежат разглашению.
В организациях создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии в составе:
- руководителя организации (его заместителя);
- главного бухгалтера;
- руководителей подразделений;
- главных специалистов;
- представителей службы внутреннего аудита, неза независимых аудиторских организаций.
При большом объеме работ проведение инвентаризаций возлагается, как правило, на рабочие инвентаризационные комиссии, которые выполняют возложенные обязанности под руководством постоянно действующих комиссий.
Условно инвентаризацию можно разделить на три этапа: подготовительный, основной (рабочий), заключительный.
Инвентаризация проводится в присутствии материально ответственного лица в следующем порядке.
1.Перед началом инвентаризации членам рабочих комиссий вручается приказ о проведении инвентаризации, а председателям комиссий - контрольный пломбир (печать). В приказе установлены сроки начала и окончания инвентаризации. Должен быть полный состав членов инвентаризационной комиссии.
2.Комиссия составляет оперативный план проведения инвентаризации. Для этого она предварительно решает, у каких материально ответственных лиц необходимо проверить фактическое наличие имущества, каких его видов конкретно, кого из специалистов организации необходимо привлечь к проведению инвентаризации.
3.Председатель комиссии проводит инструктаж с лицами, привлеченными для проведения инвентаризации, по вопросам порядка и техники ее проведения, оформления результатов, сроков начала и окончания.
4.На местах инвентаризации члены комиссии предлагают материально ответственным лицам разнести в карточки складского учета все приходные и расходные документы и составить отчет с выведением остатков на момент инвентаризации. На отчете и приложенных к нему документах председатель комиссии делает надпись «до инвентаризации» и ставит свою подпись и дату.
Комиссия проверяет состояние измерительных приборов, берет у материально ответственного лица расписку о том, что им предъявлены все документы по операциям с инвентаризируемыми ценностями. В расписке обязательно указывается, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
5.Основной этап инвентаризации заключается в фактическом снятии остатков. Члены комиссии закрывают и опечатывают все места хранения ценностей, подлежащих инвентаризации. Затем приступают к проверке их путем взвешивания, измерения, пересчета и т. п. Выявление, подсчет и составление описи имущества в натуральных измерителях называется снятием остатков.
Если проверяемые ценности находятся на различных складах, то все складские помещения, за исключением того, где в данный момент производится инвентаризация, запираются, опечатываются или пломбируются. Члены комиссии несут ответственность за правильный подсчет остатков имущества.
6.Результаты снятия натуральных остатков обобщают в инвентаризационных описях, составляемых не менее чем в двух экземплярах.
7.Каждая страница описи нумеруется. В конце страницы цифрами и прописью выводится общий итог натуральных единиц, записанных по странице, независимо от единиц измерения ценностей. После окончания записей прописью указывается количество заполненных строк, т. е. число порядковых номеров внесенных наименований товарно-материальных ценностей. Описи подписываются всеми участниками инвентаризации, в том числе матери материально ответственными лицами. К инвентаризационным описям прилагаются акты обмеров и расчеты.
В инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненные строки. В последних листах описей незаполненные строки прочеркиваются. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи. В конце описи материально ответственное лицо дает расписку в том, что предъявлены для проверки все ценности, что инвентаризация проведена в его присутствии правильно, претензий к инвентаризационной комиссии у него нет и перечисленное в описи имущество принято на ответственное хранение.
8.Правильно оформленные данные инвентаризации передаются в бухгалтерию организации для выведения окончательных результатов.
По поступившим инвентаризационным описям в бухгалтерии составляются сличительные ведомости, в которые записывают только те ценности, по которым выявлены расхождения. Сличительные ведомости должны быть подписаны членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
О всех выявленных расхождениях материально ответственные лица дают инвентаризационной комиссии подробные письменные объяснения. На основании этих объяснений комиссия определяет порядок и способы регулирования обнаруженных расхождений.
Решение инвентаризационной комиссии фиксируют в протоколе, где приводят подробные сведения о причинах и виновниках недостач и потерь, указывают меры взыскания по отношению к виновным лицам. Протокол заседания инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации, который вносит окончательное решение.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием активов и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- излишек активов приходуется и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;
- недостача активов и его порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения, сверх норм – на счет виновных лиц. Если виновные не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи активов и его порчи списываются на финансовые результаты организации.